Как Производственная система ГАЗ и ТРИЗ мотивировали и подсказывали решения этой проблемы.
Чтобы своими глазами увидеть, как это удалось, встречаемся у входа в кузовной цех прессово-рамного завода (ПРЗ) с главным энергетиком прессово-рамного завода Андреем Юдовым и главным инженером предприятия Дмитрием Игумновым.
– Эти величественные прессы с красивой кинематикой – лишь верхушка айсберга, – показывает в сторону жёлтых исполинов Дмитрий Игумнов. – Под ними простирается технический подвал с фундаментами, конвейерными системами, ресиверами, гидростанциями и другим оборудованием. От этой скрытой части цеха зависит работа всего завода. И недавно она стала приносить предприятию дополнительный доход.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Кузовной цех прессово-рамного завода, один из долгожителей нижегородской площадки, был построен в 1932 году. Во времена строительства завода в технологических подвалах предусмотрели систему отвода грунтовых вод – штроблённые каналы и насосы поддерживали безопасный уровень. Но прессовое оборудование постоянно создаёт низкочастотные вибрации, которые воздействуют на грунт, и постепенно гидроизоляция подземной шахты начала давать микротрещины. В последние годы возрос риск подъёма уровня грунтовых вод, часть которых стала попадать в маслоприёмные поддоны и вымывать из них машинное масло.
Андрей Юдов - главный энергетик прессово-рамного завода
– В результате объём смеси для утилизации загрязнённой воды существенно вырос, и мы тратили до шести миллионов рублей в месяц на её вывоз и утилизацию. Ну, и риск простоя оборудования возрастал, – говорит Андрей Юдов.
Специалисты ПРЗ совместно с проектировщиками и экологами провели не один техсовет. Рассматривали самые разные варианты решения проблемы.
– Философия и инструменты «Производственной системы ГАЗ» и ТРИЗ мотивировали на каждом этапе проработки проекта и подсказывали решения, – добавляет Дмитрий Игумнов. – А ещё важным условием успеха стала командная работа. Когда перед нами стоит сложная задача, никто не отстраняется и не говорит: я лишь специалист по качеству, или – я экономист, технолог, энергетик, механик… Все вместе мы нырнули, что называется, в омут с головой. Каждый во время мозговых штурмов предлагал свои идеи, все поддерживали друг друга в поиске наилучшего решения. А когда есть поддержка единомышленников, всё кажется возможным. Маленький успех был шагом к достижению более крупного.
Проблему пробовали решить по-тризовски: разобрали её на составляющие, проанализировали, откуда берётся масло, а откуда – вода. Взяли пробы жидкости и подтвердили, что масло стекает с конвейеров и деталей в силу специфики работы прессового оборудования. Также выявили источники, через которые в техническом подвале проступают грунтовые воды.
– Решение, казалось, лежало на поверхности: сделать приямки – углубления в земле вокруг них, чтобы вода не успела смешаться с маслом и её можно было бы откачивать обычным способом, – говорит Андрей Юдов. Но против выступил Виктор Сергеевич, резонно заметив, что так со временем под цехом можно промыть целые «карстовые пещеры».
Всего неделя потребовалась команде, чтобы разработать новое решение, которое позволило бы исключить выемку грунта: а почему бы не соорудить двухуровневый приямок с герметичным полом для откачки воды? Специалисты проектного управления Лилия Чернышева и Александр Морев предложили поставить металлическую конструкцию колодца на резиновое основание – это позволило бы нивелировать неровность подвала. Листовой металл нужного размера вырубили на собственной ремонтной базе, положили его на резиновое основание, а затем залили пескоцементной смесью с жидким стеклом, которое собирались утилизировать.
– Всё получилось с первого раза – мы в короткие сроки и без привлечения подрядчиков сделали полностью герметичный приямок, – не скрывает гордости Андрей Юдов. – Сняли три пробы воды и получили подтверждение, что она не содержит вредных примесей.
«Директор дивизиона «Автокомпоненты» Виктор Кадылкин настаивал на том, что необходимо бороться не с последствиями проблемы с помощью дорогостоящих решений, а с её причиной. «Никогда не бойтесь ставить перед собой амбициозные задачи и искать неочевидные решения», – раз за разом повторял он», - Андрей Юдов, главный энергетик прессово-рамного завода
Сейчас под контролем директора ПРЗ Владимира Киселёва продолжается проект «Умный цех», направленный на эффективное использование энергоресурсов для снижения себестоимости продукции. Его принципы лежат теперь в основе всех нововведений предприятия. Именно из проекта «Умный цех» пришло ещё одно гениальное в своей простоте решение: не сбрасывать откачанную грунтовую воду в канализацию, а использовать её в технологических нуждах.
– Мы собрали из своих «скважин» огромный объём чистейшей грунтовой воды: в период ливней он достигал 10 кубометров за сутки, в обычный день – 3-4 кубометра. Если закупать её как ресурс у поставщиков, за месяц набегает 40 тысяч рублей, а мы получили её бесплатно. А ещё прилично снизили объёмы утилизации загрязнённых грунтовых вод. Сейчас воду из приямков используют для мойки штампов. С 2025 года планируется её применение для охлаждения электродов в сварочных установках, – говорит Дмитрий Игумнов.
К опыту ПРЗ присматриваются и другие производства.
– Наш прессово-рамный завод живёт в эпоху перемен, сотрудники активно делятся своими идеями для улучшений, – говорит Андрей Юдов. – Не пройдёт и недели, чтобы кто-то из нас не сказал: «Ребята, а давайте по-другому?». Одна эта фраза способна разжечь здоровый азарт.
Текст: Татьяна Лякина. Фото «Время машин»