0 комментариев

Силовые машины: Снижение себестоимости зависит от каждого

Снижение себестоимости продукции – одна из важнейших задач компании «Силовые машины» в новых экономических условиях. О том, как она решается на ЗТЛ, рассказывает директор по экономике и финансам филиала Владимир КОВАЛЁВ.

Корпоративная газета «Силовые машины», 2009г. http://www.power-m.ru

Наталья СОЛОВЬЁВА

 

Снижение себестоимости продукции – одна из важнейших задач компании «Силовые машины» в новых экономических условиях. О том, как она решается на ЗТЛ, рассказывает директор по экономике и финансам филиала Владимир КОВАЛЁВ:

 

– Мы столкнулись с изменением экономической ситуации в стране, мире, и в той или иной степени это коснулось любого предприятия. Новые экономические условия требуют некоторой перестройки в сознании и принципах работы, усиления деятельности по всем направлениям, чтобы попытаться выйти из ситуации с наименьшими потерями. 

Сейчас в нашей компании особое внимание уделяется вопросам снижения себестоимости продукции, затрат, издержек. Это одна из задач, которая стояла всегда, но в сложившейся ситуации её решение жизненно важно. Прибыль формируется двумя составляющими: ценой и себестоимостью продукта. И если цена – это рыночная категория (в этом направлении работают сбытовые службы), то себестоимость зависит от каждого работника компании. И от каждого требуется выполнять все свои действия с осознанием того, как это сказывается на себестоимости.

 

– Владимир Владимирович, программа снижения себестоимости реализуется на всех филиалах компании. Каковы экономические особенности ЗТЛ, и как они влияют на выбор методов? 

– ЗТЛ имеет наименьший производственный цикл по сравнению с другими филиалами. И в силу этого мы, пожалуй, одними из первых ощутили на себе влияние новых экономических условий. Правда, логично предположить, что тогда одной из первых должна нормализоваться и экономика на производстве с наименьшими циклами. Но нужно не дожидаться момента, когда кризис пройдёт, а что-то предпринимать. Для этого на ЗТЛ делаются шаги в направлении оптимизации себестоимости и снижения издержек. Прежде всего это действующая программа снижения себестоимости. У нас уже есть определённые результаты. Поскольку материальные затраты занимают существенную долю в себестоимости, то одним из основных направлений программы стала оптимизация закупочной деятельности филиала, эффективная работа на рынке поставщиков, снижение материалоёмкости производства. Следующими по значимости элементами затрат являются затраты на труд и энергозатраты: производство на ЗТЛ трудоёмкое из-за сложности конструкции и высоких требований к качеству продукции и энергоёмкое из-за наличия металлургического производства. Завод за период формирования рыночных отношений в нашей стране снизил свою численность в четыре раза; при этом объём производства не сократился, а имеет тенденцию постоянного роста. Сейчас на филиале особое внимание уделяется сокращению трудоёмкости производства, снижению простоев путём реализации различных организационно-технических мероприятий: это внедрение прогрессивного инструмента, расширение зон многостаночного обслуживания, совершенствование управляющих программ на станках, изменение технологии контроля лопаток за счёт перевода их на контрольно-измерительные машины. Решение этих задач позволит выпускать в единицу времени больше лопаток, и в итоге ежегодный рост объёмов производства достигается минимальным приростом численности рабочих. 

Почему мы одновременно говорим об увеличении объёмов? ЗТЛ – предприятие недлительного цикла производства, ежедневно выпускающее готовую продукцию, и это ещё одна его отличительная особенность от других филиалов. Безусловно, увеличение объёмов продукции ЗТЛ, повышение серийности и унификации позволяет снизить себестоимость на единицу продукта за счёт так называемых условно-постоянных расходов, сокращения затрат на переналадку оборудования. Увеличение серийности расширит возможности использования штампованной заготовки вместо брусковой технологии, что в свою очередь позволит сократить трудоёмкость механообработки, снизить норму расхода материалов, загрузить кузнечно-штамповочный комплекс. На ЗТЛ тенденция последних лет была положительной с точки зрения роста объёмов производства. 

Даже в этом году, несмотря на сложности, с которыми мы столкнулись в связи с новыми экономическими условиями, мы планируем не снижать объёма производства и даже прирасти по некоторым товарным группам, например по крупным лопаткам. Ещё раз подчеркну, что одной из основ успешной работы филиала, кроме программы снижения себестоимости, является достижение максимальной отдачи от всех имеющихся в наличии ресурсов: трудовых, производственных, финансовых и т.д. Именно в увеличении объёмов я вижу один из наибольших экономических эффектов, и здесь большие задачи стоят перед сбытовым блоком, которому в нынешних тяжёлых рыночных условиях необходимо максимально насытить производство заказами. 

Также мы считаем важным соблюдать бюджетную дисциплину: сопоставлять свои расходы с выполнением плана производства, проводить оценку экономической эффективности различных мероприятий. Если текущая ситуация требует отвлечения дополнительных финансовых средств, то делается это только за счёт перераспределения выделенных ресурсов. Так, для расшивки узкого места на финишных операциях механической обработки для улучшения условий труда и исключения непроизводительных потерь времени шлифовщиков потребовались ресурсы, которые выделяются не в ущерб бюджету. Мы попытались на уровне управленческих решений изменить методики формирования цены на продукцию ЗТЛ. В сложившихся условиях для любой компании важна гибкость и оперативность принятия решения. И подходить с единым шаблоном ко всем видам выпускаемого продукта было бы неправильно. Если мы хотим выиграть тендер и загрузить производство, то должны понимать, что каждый продукт по своей ценности имеет разный показатель прибыльности, зависящий к тому же от текущего состояния рынка. Мы предприняли попытку для разных видов продуктов применить разную шкалу рентабельности и дать возможность сбыту заключать те или иные контракты. Может, не с той прибылью, как хотелось бы, но в условиях спада производства имеет ценность и низкорентабельный продукт. Сейчас важно удержать рынок, поскольку позже вернуть заказчиков будет очень сложно, и насытить производство заказами, так как снижение объёма заказов существенно ухудшает экономику и наоборот.

 

– Какое направление по снижению себестоимости сейчас даёт наилучший результат? 

– Ощущается эффект от снижения трудоёмкости и повышения эффективного времени работы оборудования в механообрабатывающем комплексе. Этот комплекс – основной выпускающий и во многом определяющий себестоимость. Снижение трудоёмкости даёт эффект, позволяющий нам выполнять текущие задачи по выпуску лопаток, снижать себестоимость и привлекать заказы в производство. Результаты от снижения трудоёмкости наиболее ощутимы. Направление по энергосбережению также важно из-за большой доли энергозатрат в себестоимости продукции, и на филиале проводятся мероприятия по оптимизации работы средств нагрева, компрессоров, системы водоснабжения и т.п.

 

– А за счёт чего снижается трудоёмкость? 

– Есть три фактора. Первый – современное технологическое оборудование, которое приобретается по инвестиционной программе. Притом мы покупаем не какие-то устаревшие модели, а прогрессивные, которые позволяют быстрее и качественнее обрабатывать продукцию. Второй – комплекс организационных мероприятий, позволяющий повысить коэффициент многостаночного обслуживания, избежать простоя работника. И третий фактор – технологический, связанный с отладкой управляющих программ, с вопросами применения разного вида инструмента, с поисками оптимальной технологии.

 

– Владимир Владимирович, и всё-таки – как смотреть в будущее? 

– Безусловно, за спадом всегда следует подъём, главное – не расслабляться и сохранить потенциал. Нужно учесть те уроки, которые мы пройдём в новых экономических условиях. И следующие шаги делать быстрее, мобильнее, более гибко. Очень важно, чтобы каждый работник «Силовых машин» понял, как он влияет на себестоимость, ведь это не только сфера ответственности планово-экономических служб. 

Когда менеджер по сбыту заключает выгодный контракт, конструктор разрабатывает технологичный чертёж, менеджер по закупкам эффективно осуществляет свою деятельность, технолог пишет оптимальный техпроцесс, менеджер по персоналу быстро, качественно подбирает работников и умело организует процессы обучения, повышения квалификации, производственник планирует и потом рационально использует имеющиеся у него ресурсы, управленец принимает оптимальное решение в конкретной ситуации – все закладывают ту или иную себестоимость продукта. 

Причём действия, совершённые на определённой стадии процесса, влияют на возможности и эффективность последующих шагов. Выгоднее предупреждать последствия, чем потом их исправлять. Себестоимость – это квинтэссенция всех действий, которые производит каждый работник компании. И пренебрегать своим влиянием на неё никому нельзя.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Еще более 300 других идей вы можете посмотреть здесь – Кайдзен и рацпредложения: примеры из жизни (с... Как «Уралэлектромедь» увеличила выпуск медной катанки на 15 %
От редакции портала - если тема повышения эргономики рабочих мест вам интересна, пишите в комментари... Практические советы по улучшению эргономики рабочего места от Schneider Electric
Просто детский сад на Камазе! Ллойд Добинс (о менеджменте): Но одна часть программы Деминга вряд ... Контроль качества: технологии личной ответственности на «КАМАЗе»
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство