Новотроицкие металлурги продолжают искать пути интенсификации производства в рамках проекта Фабрики идей. Очередное предложение позволит металлу дольше оставаться горячим.
Благодарим Департамент корпоративных коммуникаций ООО УК "МЕТАЛЛОИНВЕСТ" за предоставление данного материала.
Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
На Уральской Стали при транспортировке жидкого чугуна от доменных печей в электросталеплавильный цех для снижения теплопотерь от излучения зеркала металла используют теплоизолирующую смесь (ТИС), основными компонентами которой является оксид алюминия и щёлочь. Помещённая в металлургический ковш после его заполнения, ТИС вступает в реакцию с расплавленным чугуном, в результате чего образуется сметанообразная масса, покрывающая всю открытую поверхность металла. Созданная таким образом тепловая защита долгое время сохраняет температуру жидкого чугуна, способствует улучшению качества производимой стали и уменьшает износ футеровки ковша.
К сожалению, использование теплоизолирующей смеси не позволяет значительно уменьшить зарастание ковшей корками и настылями — застывшими остатками металла со шлаком на дне, стенках и верхней части чугуновозных ковшей. Более того, после слива чугуна образовывается застывшая тугоплавкая масса в виде лепёшки из смеси ТИС, шлака и небольшого количества металла, которая опускается на дно ковша, а при наливе поднимается на поверхность, затрудняя наполнение ковшей и снижая их ёмкость. А её удаление требует дополнительных затрат. Исполняющий обязанности директора по производству комбината Александр Белый с коллегами нашёл способ не только снизить теплопотери чугуна при транспортировке и уменьшить зарастание чугуновозных ковшей, но и сэкономить для предприятия значительные финансовые средства.
— Метод предусматривает использование вместо ТИС обычной колошниковой пыли газоочисток доменного цеха из расчёта 140 кг на ковш, — рассказал Александр Валерьевич. — В результате взаимодействия пыли с горячим металлом образуется железистый шлак, полностью покрывающий поверхность чугуна и замедляющий остывание расплава. Масса получается очень хрупкая, легкоплавкая и полностью расплавляется при очередном наполнении ковша. Опытно-промышленные испытания подтвердили эффективность предложенного способа.
Пока проект проходит процедуру окончательного согласования и документального оформления, но уже сегодня можно говорить о его необходимости и актуальности для производства. Так, для сравнения: затраты на приобретение теплоизолирующей смеси ежегодно составляют 25 миллионов рублей, тогда как использование колошниковой пыли для снижения теплопотерь будет стоить всего 180 тысяч
рублей в год. И ещё один приятный бонус: во время применения колошниковой пыли вместо ТИС в ковше происходит процесс восстановления из неё железа.
— Кроме того, — добавляет Александр Белый, — по самым скромным подсчётам, межремонтный период работы чугуновозных ковшей увеличится почти в два раза, а средний налив ковша возрастёт с 64 до 70 тонн.
Александр Трубицын
Фото автора