При транспортировке жидкого чугуна от доменных печей в электросталеплавильный цех металл теряет тепло. Для снижения теплопотерь с поверхности металла на Уральской Стали используют теплоизолирующую смесь (ТИС), основные компоненты которой — оксид алюминия и щёлочь. После заполнения металлургического ковша в него добавляют ТИС, которая вступает в реакцию с расплавленным чугуном. В результате открытую поверхность металла покрывает сметанообразная масса. Такая тепловая защита сохраняет температуру жидкого чугуна, улучшает качество производимой стали и уменьшает износ футеровки — внутренней огнеупорной кладки поверхности ковша.
Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
При остывании остатки металла и теплоизоляционной смеси застывают на дне и стенках чугуновозного ковша. Мало того, после слива чугуна остатки металла со шлаком застывают на стенках ковша, а тугоплавкая масса в виде лепёшки из ТИС, шлака и небольшого количества остывшего железа опускается на дно. При следующем наливе эта «лепёшка» поднимается на поверхность, затрудняет наполнение ковша и снижает его ёмкость. Её удаление требует привлечения мостового крана, оборудованного электромагнитом.
Узнать больше: Деликатные вопросы финансовой мотивации: сколько платить за рацпредложения?
Исполняющий обязанности директора по производству Уральской Стали Александр Белый и его коллеги придумали, как снизить теплопотери чугуна при транспортировке и уменьшить «закозление» ковшей. Вместо ТИС они решили использовать железистую пыль, которую улавливают из колошникового газа доменных печей. На каждый чугуновозный ковш — ровно 140 кг.
— В результате взаимодействия пыли с горячим металлом, образуется железистый шлак. Он полностью покрывает поверхность чугуна и замедляет остывание расплава, — поясняет Александр Валерьевич. — Масса получается очень хрупкая. Она полностью расплавляется при очередном наполнении ковша.
Металлурги провели опытно-промышленные испытания. Результат их порадовал: предложенный способ признали эффективным. Сейчас проект, разработанный в рамках «Фабрики идей», проходит процедуру окончательного согласования и документального оформления.
Узнать больше: Рацпредложения: как заработать по-крупному
Во-первых, налицо экономия денег. Судите сами. Затраты на приобретение теплоизолирующей смеси — 25 миллионов рублей ежегодно. А использование колошниковой пыли для снижения теплопотерь обойдётся всего в 180 тысяч рублей в год, т.е. Затраты на снижение теплопотерь снизятся почти в 140 раз.
Во-вторых, средний налив ковша возрастёт с 64 до 70 тонн — почти на 10 процентов. Мало того, в ковше происходит процесс восстановления железа из колошниковой пыли, используемой вместо ТИС!
Но и это ещё не всё. На Уральской Стали сэкономят время простоя.
— По самым скромным подсчётам, межремонтный период работы чугуновозных ковшей увеличится почти в два раза, — добавляет Александр Белый.
Александр Трубицын, фото автора
Узнать больше: Почему сбоит система: 10 причин не подавать рацпредложения