0 комментариев

К каждой статье затрат – индивидуальный подход: Снижение затрат в НПО «МИР»

Снижение затрат стало одним из важнейших направлений работы НПО «МИР» в 2009 году. На вопросы нашего корреспондента отвечает исполнительный директор НПО «МИР» Александр Иванович Рейтер, который руководит этим проектом на предприятии.

Газета «НАШ МИР» – корпоративное издание ООО «НПО «МИР», март 2010г. http://www.mir-omsk.ru

Т. Минаева

 

Снижение затрат стало одним из важнейших направлений работы НПО «МИР» в 2009 году. На вопросы нашего корреспондента отвечает исполнительный директор НПО «МИР» Александр Иванович Рейтер, который руководит этим проектом на предприятии.

 

– Александр Иванович, можно ли сегодня говорить о положительном результате борьбы с затратами на предприятии? 

– Кризис 2008 года и его последствия заставили нас совершенно по-иному  взглянуть на затраты. Уже в конце 2008 года мы ясно осознали, что без упорной работы по снижению затрат, наше предприятие может оказаться на грани банкротства. Генеральным директором было принято решение о выделении этой работы в отдельный блок, которому был присвоен приоритет номер два после работ по обеспечению фин. поступлений. Была создана рабочая группа, которую я и возглавил. В самом начале работы был произведен ориентировочный расчет возможного роста затрат в 2009 году из-за повышения тарифов на энергоносители, из-за возможного повышения цен на комплектующие элементы, входящие в наши изделия. Мы поставили задачу не повышать цены на нашу продукцию и услуги. Предприятие должно быть конкурентоспособным особенно в условиях наступившего экономического кризиса. Сегодня мы с вами беседуем в нашем здании. Предприятие стабильно работает. Имеется пакет контрактов с нашими Заказчиками – вот вам и ответ на Ваш вопрос – без сомнения работа по затратам была успешная. 

– Что удалось сделать в этом направлении? 

- В работе с затратами мы применили тот самый «клин», о котором неоднократно рассказывала газета. С одной стороны предприятию жизненно важно было в 2009 году получить доходы как минимум на уровне 2008 года. На этой цели сконцентрировалась отдельная рабочая группа. А с другой стороны – было необходимо снизить затраты, для того чтобы сохранить платежеспособность. Поэтому мы рассмотрели все аспекты деятельности предприятия, проанализировали все статьи затрат и возможности их роста. 

Большая часть работ, направленных на снижение затрат,  была связана с совершенствованием процессов. Значит, для лучшего результата в эту работу наряду с руководителями всех уровней должны быть вовлечены все сотрудники НПО «МИР». Ведь никто не знает издержки и проблемы своего участка работы лучше конкретного специалиста. 

Мы провели для сотрудников обучающие мероприятия, объяснив, как и где нужно искать возможные потери, запланировали суммы снижения по каждой статье и по каждому подразделению, создали систему мотивации и ежемесячно контролировали результат. В итоге мы получили сотни предложений, план по снижению затрат на 2009 год был перевыполнен на 63 процента! Это благодаря привлечению к снижению издержек всего персонала предприятия. 

– И каковы самые яркие достижения 2009 года? 

- Например – несмотря на повышение тарифов на тепло и электроэнергию, НПО «МИР» стало меньше платить энергоснабжающим организациям в 2009 году по сравнению с платежами 2008 года. Отделом Главного энергетика был установлен жесткий контроль над процессами энергопотребления, разработан и внедрен ряд мероприятий по снижению энергопотребления. В результате не только снизились объемы энергопотребления, но и удалось избежать штрафных санкций от поставщиков. Плюс, мы первые в Омске перешли на почасовую заявку мощности, в результате чего сэкономили на тарифах. 

Неплохим был и результат по работе с поставщиками. Мы активно вели переговоры, находили взаимовыгодный интерес, давали им гарантии по своевременной оплате, гарантии по дальнейшему сотрудничеству.  Как видите, по каждому направлению борьбы с затратами, по каждой статье был предпринят индивидуальный подход. 

– С какими трудностями пришлось столкнуться? 

– Некоторые наши заказчики вышли с предложением о снижении стоимости выполняемых нами работ  и поставляемого в их адрес оборудования на 20 процентов. Мы, в свою очередь, разослали такие письма нашим поставщикам. Где-то этого было достаточно. А в основном началась кропотливая индивидуальная работа с каждым предприятием – и с заказчиком, и с поставщиком. 

Трудно было наладить работу по-новому с субподрядными организациями. И здесь мы тоже сделали немало. Мы, объявляли массу тендеров, чтобы сбавить цены. Ход работ стал более глубоко контролироваться. Каждый этап проверялся и просчитывался. Большую роль в этом сыграли планово-экономический отдел и, особенно, сметный отдел. Они четко отслеживали ситуацию. За всеми расходами был установлен тщательный контроль. 

– Как Вам удалось выстроить такую эффективную систему? 

– В самом начале мы внимательно изучили опыт японцев, создавших систему бережливого производства, вовлечения персонала в снижение затрат, он показался очень ценным. 

Японский подход к экономии – другой. У нас практически все предприятия применяют формулу «Цена – это есть затраты плюс прибыль». У японцев наоборот: «Прибыль равна цена минус затраты». Цена, как они считают, диктуется рынком. И для того, чтобы получить больше прибыли, необходимо активнее снижать затраты. Когда мы взяли за основу эту формулу, то поняли, что она абсолютно верна. Именно так надо подходить к затратам. Что, как показал 2009 год, оказалось правильным решением. 

У НПО «МИР» достаточный опыт самообучения. Мы самостоятельно разработали различные методы и направления работы, и проверили их на практике. Естественно, от чего-то пришлось отказаться. Но все, что оказалось эффективным, было зафиксировано в стандартах и процессах и утверждено. И в этом году все эти инструменты продолжают работать.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Если вам есть что рассказать о цифровизации производства вашего предприятия - пишите нам в редакцию ... Как Татнефть автоматизирует систему инноваций на производстве
Нам повезло - для нас экскурсию и дегустацию проводила бывший главный пивовар этого завода, было реа... Промышленный туризм: побывай на пивоварне, которой уже более 155 лет!
Подскажите как понять какая методика лучше всего подходит для товара. Есть например три модели попол... Управление запасами
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство