На пилотном участке складского хозяйства ОАО «ПО «Электрохимический завод» – складе основного технологического оборудования – прошла самооценка развития производственной системы Росатома (ПСР). О результатах первого полугодия рассказали внутренний тренер группы по развитию ПСР Михаил Морозов и заместитель начальника складского хозяйства Игорь Стариков.
«Импульс-ЭХЗ», газета ОАО «ПО «Электрохимический завод», июль 2011г. http://www.ecp.ru
Елена Новожилова
На пилотном участке складского хозяйства ОАО «ПО «Электрохимический завод» – складе основного технологического оборудования – прошла самооценка развития производственной системы Росатома (ПСР). О результатах первого полугодия рассказали внутренний тренер группы по развитию ПСР Михаил Морозов и заместитель начальника складского хозяйства Игорь Стариков.
ПОЛОВИНА ПУТИ
Пилотный участок был оценен на 483 балла. Исходя из годового плана в 700 баллов по системе «14 элементов», очевидно, что половина пути пройдена.
- Основную работу по развитию ПСР, безусловно, проводят члены малой рабочей группы, - говорит Михаил Морозов, курирующий развитие ПСР в цехе № 15. - Наиболее развитыми элементами стали: «Постановка целей и планирование», «Упорядочение/58», «Развитие малой группы как команды», «Производственный анализ». Работа ведется и над внедрением элемента «TPM». Выбрано критичное оборудование - мостовой кран, на базе которого будет создан образец по повышению эффективности работы.
Стандартизированы рабочие места по выгрузке вагонов, разборке возвратной тары и отправке ее потребителю, поскольку четкое, последовательное выполнение именно этих операций напрямую влияет на оперативный возврат вагонов во избежание штрафных санкций.
Повысилась загрузка операторов. Если раньше загрузка была на уровне 60-70%, то сейчас более 90% рабочего времени человек работает. Излишние переходы и движения сведены к минимуму.
ЦИФРЫ - ЛУЧШЕЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Достижение целевых показателей происходит даже с небольшим опережением графика, более того - полностью выполнен план по сокращению на 30% складских площадей, предназначенных для хранения основного оборудования. Время на выгрузку составило 5,1 часа при цели в 4,5 часа.
По словам Игоря Старикова, персонал пилотного участка планирует достичь этой цифры уже в сентябре текущего года.
Производительность труда повысилась на 25% за счет перераспределения части персонала на другие работы. Весь комплекс мероприятий по внедрению ПСР позволил получить экономический эффект в размере 931 тыс. рублей, что на сегодняшний день говорит о выполнении годового плана на 87%.
Экономический эффект был получен за счет:
- сокращения расходов на содержание дополнительного склада - энергозатрат, амортизации и т.д.;
- отказа от приобретения у сторонних поставщиков упаковочного материала;
- сокращения времени использования локомотива;
- энергосбережения и т.д.
ЛЮДИ ДЕЛА
За первое полугодие подано 41 предложение по улучшению производственных процессов, из них принято - 30, внедрено - 25. Предложений с экономическим эффектом - 30%. Общая сумма выплаченного вознаграждения - 10 500 рублей. По подаче предложений лидирует механизатор Сергей Коновалов - внес девять проектов. На втором месте недавно подключившийся к малой рабочей группе механизатор Артем Евдокимов - шесть предложений.
Как отмечает руководство цеха № 15, каждый член малой рабочей группы, исполняя обязанности, которые к нему пришли в связи с развитием ПСР, старается привнести что-то новое: ищет потери, находит пути решения. Поэтому и вовлеченность персонала - а это девять работников - в процесс подачи предложений составляет 100%.
- Результаты появляются лишь тогда, когда и у руководства, и у работника идентичное понимание того, что производство и ПСР - это не два параллельных потока, а один взаимосвязанный процесс, - считает Михаил Морозов.
На складском это понимание есть: на рабочих совещаниях наряду с производственными вопросами обсуждаются вопросы и проблемы, связанные с развитием ПСР.
Собрания членов малой рабочей группы проходят каждое утро в открывшемся после ремонта гемба-офисе. На каждом рабочем месте сделаны доски производственного анализа - информация по выполнению планового задания оперативно обновляется четыре раза в день. Руководитель любого ранга - от мастера до начальника цеха - в любой момент времени может оценить ход работ.
Если на каком-то этапе возникают отклонения - выявляется коренная причина проблемы путем анализа «5 почему?».
На пилотном участке проходит плановое обучение смежным профессиям. Механизаторы дополнительно овладели навыками работы с электроинструментом. Кладовщики обучаются работе на компьютере для ведения электронного учета.
«ВЫ ДОВОЛЬНЫ НАШЕЙ РАБОТОЙ?»
Производственная система Росато-ма внедряется на всех предприятиях Топливной компании «ТВЭЛ», что позволяет идти по пути сокращения потерь уже на уровне заводов.
- Проводим оценку удовлетворенности внешних потребителей - они же являются нашими поставщиками оборудования, - это ОАО «КМЗ» (г. Ковров Владимирской области) и ОАО «ВПО «Точмаш» (г. Владимир). Мы возвращаем им тару, в которой оборудование поступает на ЭХЗ.
По разработанной анкете удовлетворенности происходит оценка работы складского хозяйства, на основе которой принимаются корректирующие меры. Так, с вопроса «Вы довольны нашей работой?» и выстраивается тянущая система на уровне предприятий.
- Есть и межцеховая практика, - продолжает Игорь Стариков. - В подразделения ЭХЗ при каждой отправке оборудования высылается лист оценки удовлетворенности. Наши внутренние потребители также сообщают нам о качественных показателях нашей работы.
Активно включаются в процесс развития ПСР все службы, в том числе и диспетчерская, механика. По плану развития, к концу 2011 года по опыту пилотного участка - склада основного технологического оборудования - все складское хозяйство полностью должно встать на рельсы ПСР.
ПРИМЕРЫ УЛУЧШЕНИЙ
Оперативный поиск нужного номерного оборудования
Проблема: при выдаче в производство основного технологического оборудования кладовщику и рабочему склада приходилось затрачивать много времени на поиск нужного оборудования, т.к. все оборудование хранилось на одной площадке.
Решение: разработана новая схема размещения и обозначения основного технологического оборудования. Общая площадка разделена на четыре ряда, каждый - со своей цветовой маркировкой. В начале ряда установлена стойка, на которой размещен лист с информацией о месте нахождения номерного оборудования на стеллаже и ярусе.