Не менее 38 миллионов тонн составляет в годовом исчислении общий грузооборот по углю, поставляемому СУЭК на энергетические предприятия СГК.
В последнее время все чаще нам слышится волшебное и в чем-то непонятное для обывателя слово — интеграция. Предлагаем разобраться — а что же это такое на самом деле?
В некоторых умных изданиях интеграция определена как «объединение в рамках одной корпорации последовательных производственных процессов, образующих единую технологическую цепочку, начиная с обработки сырья и заканчивая производством готовых продуктов и послепродажным обслуживанием потребителей. Интеграция дает экономию от сокращения расходов на ведение рыночных операций, обеспечивает надежность сбыта и поставок внутри технологической цепочки».
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Угольная промышленность и энергетика, работающая на угле, неразрывно связаны. И не только тем, что для добычи угля необходимо электричество, а для выработки электричества нужен уголь, но и другими технологическими процессами. В их числе — один из главных — процесс перевозок, а в нашем случае — процесс железнодорожных перевозок. Добытый уголь — главное сырье для производства тепловой и электроэнергии, загружается в железнодорожный полувагон и перевозится в нем на предприятия СГК, откуда после выгрузки энергетики отправляют вагон назад под новую погрузку шахтерам. Так как электричеством и теплом города и другие населенные пункты России необходимо обеспечивать и днем и ночью, процесс обеспечения углем происходит также непрерывно во времени.
Велик ли объем перевозок между добывающими предприятиями СУЭК и теплоэлектростанциями СГК? Да, он действительно велик. В годовом исчислении общий грузооборот по углю, поставляемому СУЭК на энергетические предприятия СГК, составляет не менее 38 000 000 (!) тонн. Чтобы в год привезти такое количество и обеспечить углем по нормативу Минэнерго все ТЭЦ и ГРЭС группы, груженый полувагон должен прибыть на энергетические предприятия СГК 543 000 (!) раз. Прежде чем уголь попадет на склад электростанции и далее в производство, с ним происходит достаточно большое количество логистических операций: погрузка в полувагон на разрезе, формирование полувагона в поезд, отправление на станцию назначения, расформирование поезда, подача на пути электростанции, подача полувагона под выгрузку. Помимо этого, порожний полувагон обратным порядком необходимо своевременно отправить с электростанции под следующую погрузку.
Сегодня все операции по доставке угля в полувагоне на теплоэлектростанции СГК обеспечивает дирекция по логистике АО «СУЭК», а операции по подаче полувагона с железнодорожной станции назначения на предприятие под выгрузку, формирование и отправление порожних вагонов с предприятия после выгрузки обеспечивают энергетики СГК. Налицо разрыв технологической логистической цепочки и вытекающие отсюда вопросы, снижающие качество работы.
Так уж получилось, что сама жизнь заставила угольщиков на погрузке значительно больше заниматься логистикой и перевозками, чем энергетиков. В большей степени железнодорожные перевозки для энергетиков — это не профильный вид деятельности, в связи с чем и внимание к этому виду деятельности, как правило, уделяется по остаточному принципу. Перевозочный процесс также напрямую зависит от наличия и нахождения в исправном состоянии всех обустройств, посредством которых обеспечивается внутренняя железнодорожная логистика предприятия. В настоящее время в структуре СГК отсутствует специализированное подразделение, в обязанности которого входило бы управление промышленным железнодорожным транспортом всех теплоэлектростанций. Сегодня каждая электростанция фактически самостоятельно определяет время, потребность и возможность проведения замены транспортных единиц, оборудования и механизмов, их технического обслуживания. Дефицит бюджета транспортных расходов, выделяемых на непрофильные активы энергетиков, зачастую не гарантирует своевременное проведение ремонтов, закупку или восстановление исчерпавших свой ресурс локомотивов, устройств СЦБ и связи, пути и стрелочных переводов. Закупочные процедуры по ремонту тепловозов и другой техники, самостоятельно проводимые электростанциями, не обеспечивают тех подрядчиков, которые гарантированно проводили бы ремонт с требуемым качеством и в оговоренные договором сроки. Как результат — имеем снижение качества ремонтов и отдельные случаи, когда тепловоз в капитальном ремонте у неблагонадежного подрядчика простаивает целый год. Подобное недопустимо на производстве.
В целях увеличения эффективности и взаимодействия СУЭК и СГК в части снижения затрат на перевозку угля, а также на услуги предприятий промышленного железнодорожного транспорта директором по логистике АО «СУЭК» Д. М. Рахимжановым принято решение о рассмотрении интеграции транспортных железнодорожных активов СУЭК и СГК.
Результатом реализации данного проекта в дирекции по логистике видим комплексный продукт — обеспечение полного цикла по доставке угля железнодорожным транспортом на все теплоэлектростанции СГК. Это значит, что за доставку на электростанцию, постановку вагона с углем под выгрузку и отправку вагона в порожнем состоянии будет централизованно отвечать единая структура — дирекция по логистике АО «СУЭК», обеспечивая единое управление процессом железнодорожных перевозок на всех этапах: как во внешней, так и во внутренней логистике всех производственных единиц СГК. Это, бесспорно, даст возможность еще более устойчивой погрузки угля во внутреннем железнодорожном сообщении, ремонт собственных локомотивов будет организован централизованно и преимущественно на локомотиворемонтных предприятиях Группы компаний, а это сокращение затрат и сохранение финансов в Группе СУЭК.
Наряду с этим, использование инфраструктуры предприятий СГК даст возможность для снижения стоимости услуг операторов подвижного состава при предоставлении вагонов под погрузку. Появляется возможность централизованно организовывать кольцевые маршрутные отправки не только в груженом, но и в порожнем рейсе вагона с минимальной себестоимостью.
Помимо вышеперечисленных очевидных составляющих эффекта от объединения логистических активов внутри Группы компаний, мы приходим к единому стандарту в организации логистики и обеспечении транспортных подразделений всех производственных единиц СГК — транспортные услуги им будут оказываться по всем направлениям в равной степени, по единому стандарту качества СУЭК.
Дирекция по логистике АО «СУЭК»