Все, кому хоть раз приходилось сталкиваться с процедурой закупки по единому отраслевому стандарту, понимают, насколько непростое это дело. Еще один показатель трудности данного мероприятия – 15 закупочных комиссий, действующих на Сибирском химкомбинате параллельно в настоящий момент. Одним из первых шагов недавно назначенного на должность заместителя генерального директора СХК по коммерческой деятельности Николая Борисова стало приведение этого множества к единому знаменателю. Для чего это понадобилось и чего он надеется этим шагом достичь, мы спросили у Николая Николаевича.
«В настоящий момент на комбинате работает 15 комиссий по рассмотрению заявок участников конкурентных процедур. Каждая комиссия работает по своему функциональному направлению и не пересекается с деятельностью других комиссий. Это сложилось исторически, когда внедрялся единый отраслевой стандарт закупок, – пояснил Николай Борисов. – И тогда это, наверное, было оправдано. Это было обусловлено сложной структурой СХК и разнообразием производимых им закупок. Но сейчас у нас стоят две задачи: оптимизировать численность людей, занятых в процедуре закупок, и найти более качественное решение вопросов, связанных с этой процедурой.
В связи с этим мы решили создать единую, более профессиональную комиссию, которая сможет обеспечить качественную работу с меньшими трудозатратами. Специалисты, постоянно участвующие в работе комиссии, накопят опыт и станут профессионалами в этом деле. Конечно, уже сейчас есть ряд специалистов, их можно назвать профессионалами по закупкам, – это юристы, специалисты отдела закупок и отдела защиты активов, которые участвовали в процедурах закупок ранее. Создание единой комиссии поможет повысить профессионализм и других членов комиссии, кроме того, высвободит от непрофильной работы остальных специалистов, которым приходилось участвовать в работе большого количества комиссий».
– Вы сказали о снижении трудозатрат. За счет чего и кому станет легче?
– Прежде всего, самим членам комиссии станет легче работать. Раньше был ряд комиссий, которые довольно редко производили закупки, и их членам не хватало опыта в области стандарта, поэтому им было непросто. А поскольку комиссии не пересекались, не происходило обмена информацией – не учитывались замечания, допускались те же ошибки. Единая комиссия станет профессиональным органом, где аккумулируется весь опыт прошедших процедур и сведения о новых направлениях в этой деятельности.
Кроме того, в настоящий момент специалисты, задействованные в работе комиссий, вынуждены рассматривать полностью все пакеты документов, поступивших от участников. А мы планируем закрепить за каждым членом комиссии определенную зону ответственности.
Наконец, сейчас работа проходит очно, в порядке «живых» заседаний. Мы планируем организовать работу в основном в заочном режиме с помощью электронного документооборота. Конечно, при необходимости что-то обсудить мы будем собираться вместе. Но в основном каждый член комиссии будет в течение двух-трех дней знакомиться с документами на своем рабочем месте – причем эта работа будет внесена в его должностные обязанности, и на ее выполнение будет выделено определенное время. Все это позволит проводить процедуры закупок и быстрее, и качественнее.
Что же касается подразделений, которым необходимо производить закупки, для них никаких трудностей с переходом на новую систему не будет – начальная стадия работы сильно не изменится, изменится стадия принятия решений. При этом специалисты подразделений не будут постоянно работать по этому направлению, лишь при необходимости их станут привлекать в качестве экспертов по их закупкам.
– Когда начнет работать комиссия и как подразделениям вести закупочную деятельность до этого времени?
– Приказ, которым была утверждена структура единой закупочной комиссии, был подписан генеральным директором комбината 8 августа. В настоящий момент мы определяемся по персоналиям, пока можно сказать, что председателем ЕЗК будет заместитель генерального директора по коммерческой деятельности Николай Борисов. Идут организационные мероприятия – подготовка регламентирующих документов, подключение рабочих мест членов комиссии к системе электронного документооборота, системам Коммерческого центра ТВЭЛ, получение электронных подписей.
Непосредственно начать работу мы планируем в сентябре, а пока закупочная деятельность подразделений будет идти прежним порядком.
Марина Мифтахова