0 комментариев

Встать, ЦАК идёт! (Центральный арбитражный комитет Росатома)

Нарушения в сфере закупок – больное место для любой российской госкомпании.  Введение единого корпоративного стандарта и налаженный контроль помогают с  этим  бороться.  Но если возникает спор между закупщиками и поставщиками, разрешить его можно только с помощью центрального арбитражного комитета Росатома.

Газета «Страна Росатом», май 2011г. http://strana-rosatom.ru

Андрей Щукин

 

Нарушения в сфере закупок – больное место для любой российской госкомпании.  Введение единого корпоративного стандарта и налаженный контроль помогают с  этим  бороться.  Но если возникает спор между закупщиками и поставщиками, разрешить его можно только с помощью центрального арбитражного комитета Росатома. 

Центральный арбитражный комитет (ЦАК) работает с ноября 2009 года. Он решает споры между закупщиками и поставщиками и  предотвращает нарушения единого отраслевого стандарта закупок. До последнего времени заседания ЦАК были закрыты для прессы, но недавно нам удалось побывать на одном из них. 

Вообще в состав ЦАК входит семь человек, но на заседании обычно присутствуют трое – столько арбитров участвует в решении споров, не требующих изменения единого корпоративного стандарта. К  разбирательству приглашается и независимый эксперт. Заседания комитета по своей сути напоминают судебное слушание. Стороны в присутствии арбитров высказывают друг другу претензии и получают оценку своих действий, подтверждают собственную правоту или выясняют, в чём же они нарушили правила. 

Итак, на заседании, где нам удалось побывать, разбиралось две жалобы компаний-поставщиков на действия закупщиков – организаций, входящих в  госкорпорацию. Для начала председатель ЦАК, замдиректора департамента внутреннего контроля и аудита Росатома Павел Тихомиров, предложил участникам заседания заявить ходатайства об отводе арбитров. Эта мера позволяет исключить возможность того, что кто-то из членов комитета может быть заинтересован в вынесении решения в пользу одной из сторон. 

А дальше разгорелись нешуточные страсти, каждый изо всех сил старался доказать свою правоту: кто-то ссылался на недостаточность документации в заявке, кто-то объяснял, что, вопреки мнению потенциального покупателя, его лицензия полностью соответствует требованиям стандартов. Иногда заявители, осознавая, что проигрывают, меняли тактику и даже переходили на личности. Такие попытки пресекаются: цель процесса – обеспечить соблюдение единого корпоративного стандарта и исключить возможность коррупционных сговоров, а не разбирать взаимные обиды. 

Как нам рассказал председатель ЦАК, чаще всего жалуются на неправомерные требования к участникам размещения заказа, к документам, которые должны быть представлены в составе заявок, или на отсутствие обязательных сведений в документации. Дальше идут формальные нюансы – нарушения порядка оформления протоколов, сроков размещения заказов на сайте и т. д. Третье место по количеству жалоб занимает необоснованный отказ в допуске.

Итак, заседание закончилось. ЦАК, в  частности, признал частично обоснованной жалобу ЗАО «Энерготехпром» на действия Нововоронежатомэнергоремонта (компания была исключена из конкурсной процедуры на проведение толщинометрии основной части паропроводов блока № 5 Нововоронежской АЭС) и отклонил жалобу ЗАО «Титан-2» на действия ОАО «СпбАЭП» (компания оспаривала законность проведения тендера в форме редукциона на строительство трёх объектов в рамках сооружения Ленинградской АЭС – 2). Обе конкурсные процедуры ранее были приостановлены до вынесения решения ЦАК. 

Во всех разбирательствах главную роль сыграл независимый эксперт. Он дал юридическую оценку действиям заявителей и ответчиков, после чего стало понятно, на чью сторону склоняется чаша весов. Но однозначных победителей в спорах не было: правила нарушали все – кто-то больше, кто-то меньше.  

– Обоснованных жалоб поступает больше, чем необоснованных, – продолжает Павел Тихомиров. – За 2010 год свыше половины заявлений были признаны правомерными. Но даже если жалоба неправомерна, мы выявляем нарушения со стороны заказчиков и  выносим рекомендации по устранению этих нарушений.

Количество обращений в ЦАК растёт. Видимо, дело в том, что о существовании комитета узнают всё больше участников закупок. И, судя по всему, этот механизм действительно эффективен (из заявителей, подавших 301 жалобу в 2010 году, лишь 10 сообщили о том, что не удовлетворены решением комитета).

Вскоре у ЦАК появятся новые обязанности. В отрасли сейчас активно идёт процесс по выводу и продаже непрофильных или неликвидных активов. Комитет будет разбирать спорные случаи и жалобы на нарушения и в этой сфере.

5S: Практическое руководство по внедрению
5S: Практическое руководство по внедрению 15 чек-листов различного уровня сложности, примеры, фото и многое другое.
0 комментариев
Отправить
обсуждения
Повышение эффективности производства неразрывно связано с безопасностью этой эффективности, Часто пр... Десять лет программе Тотальной оптимизации производства ПМХ
Ayrat Zaripov, благодарю за отзыв. напишите мне в личку panov_ilya@inbox.ru или в телеграм @panov_i... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”