Работа по реформированию системы закупок идет полным ходом. 2014-й станет для «КАМАЗа» годом окончательной обкатки стандартов организации: СТО должны быть разработаны к концу года. «КАМАЗ» изучил опыт Daimler, Renault, который сейчас применяется на «АвтоВАЗе», оценил наработки «ГАЗа»: все шли примерно по одному пути.
«Мы не можем себе позволить быть закрытой структурой, – говорит финансовый директор ОАО «КАМАЗ» Елена Милинова. – Раньше только 8% контрактов заключалось в соответствии с тендерными процедурами. Остальное закупалось у поставщиков, которые были уникальными, единственными, монопольными: другим зайти на «КАМАЗ» было невозможно. Для этого была выстроена определенная преграда. Сейчас мы ее преодолеваем. Например, поставщик может участвовать в закупочной процедуре, даже не имея сертификации «КАМАЗа». У поставщиков должна быть возможность прийти на автогигант и предложить свои цены.
Первой нашей задачей было научить людей работать по-новому. Усвоить, что надо с контрагентом вести переговоры по цене перед заключением контракта. Что цена – важный фактор. Некоторые подразделения считали – выполнение плана важнее ценового фактора. Но 70% нашей себестоимости формируется закупками комплектующих и материалов. Если мы будем их покупать по любой цене, каким образом мы добьемся конкурентоспособности нашего продукта на рынке? Мы пытаемся добиться снижения цен за счет того, что поставщики чувствуют конкуренцию. С теми, кто соответствует нашим требованиям, мы будем переходить на долгосрочные договора. И идем к тому, чтобы через пять лет таких договоров было 90%.
Эта работа позволит нам экономить, покупать более качественный продукт и выбрать лучших.
Думаю, что для компаний, которые инвестировали в свое производство и конкурентны по ценам, эти изменения не будут болезненными. А для тех, кто ориентирован только на «КАМАЗ» и неконкурентоспособен на свободном рынке, – это тяжелый момент».
Наталья Комарова, консультант финансового директора по проектам блока закупок, уверена, что реформа, кроме очевидных плюсов, ведет к уменьшению бюрократических процедур на стадии заключения договора: «Если мы изменим систему закупок и перенесем согласование критериев выбора контрагентов на этап преддоговорной работы, то бюрократии на стадии заключения договора будет меньше, и согласование будет проходить гораздо быстрее. По сути, весь объем работы, который сейчас делается на стадии согласования договора, перейдет на преддоговорную стадию.
Несомненно, еще много вопросов необходимо доработать в части того же планирования закупок, но новая процедура – это огромный шаг вперед, и мы должны идти дальше».
Анжелика Акуева