Директор по закупкам ОАО «ОГК-3» Николай Багрий побывал с рабочим визитом на Костромской ГРЭС и ответил на наши вопросы.
«Энергия роста», корпоративная газета ОГК-3, февраль 2011г. www.ogk3.ru
Татьяна Жур
Директор по закупкам ОАО «ОГК-3» Николай Багрий побывал с рабочим визитом на Костромской ГРЭС и ответил на наши вопросы.
- Николай Михайлович, какую цель имеет Ваш визит на Костромскую ГРЭС?
- Визит рабочий: мы намерены рассмотреть ситуацию по комплексному обеспечению дочерних зависимых Обществ, чтобы подготовить соответствующий директивный документ, который снял бы разночтения, возникшие по новой системе закупок. На сегодняшний день есть много вопросов, особенно в отношении Ремсервиса, РСП ТПК, Водоканала и Гостиницы. Для решения данных вопросов со мной на Костромскую ГРЭС приехали начальник отдела закупок Андрей Владимирович Брусов и ведущий эксперт этого отдела Светлана Петровна Каптур.
- Как известно, в общем объеме закупок наибольшая доля приходится на технологическое топливо - это главенствующее направление закупочной деятельности. Есть ли проблемы, связанные с топливообеспечением филиалов?
- На Костромской ГРЭС проблем с топливом нет и, на мой взгляд, не будет, пока объемы выработки электроэнергии соответствуют пропускной способности имеющегося газопровода. На поставку газа заключены долгосрочные договоры с ООО «Костромарегионгаз» и ОАО «НОВАТЭК». С января 2011 года поставку газа на КГРЭС осуществляет еще и ООО «Новоуренгойская газовая компания». За 2 года работы в должности директора по закупкам я не помню такого случая, чтобы поставка газа на Костромскую ГРЭС была сорвана. Что касается мазута, то и им ваш филиал обеспечен в полном объеме. На сегодняшний день в мазутных резервуарах станции хранятся около 100 тысяч тонн мазута, что превышает установленный норматив более чем в 2 раза. Костромская ГРЭС является флагманом Общества, ее, так сказать, «хребтом», именно она несет основную нагрузку, и я считаю, что вопросов с обеспечением топливом в этом филиале возникать не должно.
Что касается других филиалов, то, к сожалению, на некоторых из них возникают подобные проблемы. Так, на Черепетской ГРЭС есть трудности с поставкой угля марок «СС» и «Т» ввиду их специфичности. На это имеется несколько причин. Первая причина связана с мировым финансовым кризисом - в этот период угольные компании вынуждены были сократить подготовительные и вскрышные работы. Вторая - осложнение отношений с Украиной и Белоруссией и, как следствие, срывы поставок газа в Западную Европу, что в свою очередь потребовало поставок альтернативного топлива, а именно, высококалорийных углей марок «СС» и «Т». Третья - это ликвидация крупных производственных объединений, таких как Ростовуголь, объем добычи которого составлял до 22 млн. тонн угля в год. Сегодня Черепетская ГРЭС работает практически «с колес», и Общество закупает любые свободные объемы угля марок «СС» и «Т», имеющиеся на рынке. Компания вынуждена была организовать переработку шламов - отходов от обогащения углей, которые лежали мертвым грузом порядка 50 лет. Мы проводим их повторное обогащение (кстати говоря, используемая обогатительная установка изобретена при непосредственном участии специалистов ОАО «ОГК-3»), которое позволяет разделить фракции угля и глины. Первые 6 тысяч тонн уже подготовлены для отгрузки на ЧГРЭС. Может, это не самый лучший выход из положения, но, тем не менее, он найден.
- Совсем недавно в составе филиалов появились новые подразделения - автотранспортные. Какие новые задачи у вас в связи с этим возникли?
- Я был одним из инициаторов процесса ликвидации АТП на Костромской, Печорской, Южноуральской и Гусиноозерской ГРЭС с последующим преобразованием их в цеховые структуры. Дочерние автотранспортные предприятия работали неэффективно, нестабильно, были очень убыточны и в некоторой степени даже не управляемы. Перед ними стояла главная задача - заработать деньги, и поэтому они брались за любую выгодную работу «на стороне», порою, в ущерб каким-то видам работ на станциях. Введя АТП в состав филиалов, мы практически уложились в те бюджеты, которые были до этого, но при переходе забрали только самых опытных специалистов и оставили «за бортом» всю плохую технику. Организованные автотранспортные участки находятся в подчинении директоров филиалов или их заместителей, что позволяет нормально управлять процессом оказания транспортных услуг. Подобные структуры филиалам нужны. Ведь что такое транспорт? Это и доставка людей на работу, и обеспечение предприятий материально-техническими ресурсами, и пожарная безопасность, и многое-многое другое. Конечно, с возникновением АТУ появились и новые задачи, связанные с ними. Мы сейчас обновляем автопарк, ремонтную базу, активно ведем ремонт производственных помещений АТУ.
- ОГК-3 реализует проект по повышению эффективности производства и управления. Проводится ли анализ эффективности закупочной деятельности и что делается по ее повышению? Что нового появилось в организации закупок с начала внедрения проекта (с марта 2009 года)?
- Что касается проекта по повышению эффективности производства и управления, то я не хотел бы давать оценку чужой работе.
В отношении повышения эффективности закупок могу сказать, что, в основном, оно связано с инновациями в организации поставок топлива. Например, на Печорской ГРЭС нам удалось увеличить поставку более дешевого попутного газа с 7 млн. кубометров в месяц до 20 млн. кубометров - вот вам и эффективность.
С 2012 года, если удастся, попутным газом может быть замещено до 30% наших потребностей. Это серьезная экономия. Могу привести в пример Южноуральскую ГРЭС, где нам удалось заменить челябинский уголь майкубенским: эффективность очень значимая. Мало того, расчеты показали, что на оборудовании Южноуральской ГРЭС использование майкубенского угля на 18-20% эффективнее, чем природного газа. Только на этом, в среднем, за 2010 год мы сэкономили порядка 90 млн. рублей. Мы постоянно ищем наиболее выгодную для нас структуру топлива, чтобы повысить эффективность работы компании. Не знаю, какая экономия по топливу в целом за 2010 год (отчет пока готовится), а вот за 2009 год подразделение, которое я возглавляю, сэкономило от бизнес-плана порядка 250 млн. рублей.
- ОГК-3 ожидает смена собственника. Насколько отвечает требованиям ИНТЕР РАО действующий в ОГК-3 процесс организации закупочной деятельности? Какие предполагаются изменения?
- Система закупок в ОГК-3 находится на хорошем уровне, и, я думаю, кардинальных изменений она не должна претерпеть. Двухлетний опыт взаимодействия исполнительного аппарата компании и филиалов в рамках закупочной системы показал свою эффективность: за этот период не было ни единого случая срыва ремонтных работ по причине непоставки нужного оборудования, за исключением ротора среднего давления, который не был поставлен на Костромскую ГРЭС «Силовыми машинами» в период капремонта блока № 9 по причине брака поковки. Закупочная система действует таким образом, что контроль остается за исполнительным аппаратом, а основная работа выполняется филиалами. Заявки и цены контролируются как исполнительным аппаратом, так и Норильским никелем: все большие закупки рассматриваются и утверждаются правлением и советом директоров. В ОГК-3 действует Центральная конкурсная комиссия (ЦКК) для коллегиального рассмотрения вопросов закупочной деятельности и принятия решений при проведении важнейших закупок: ЦКК рассматривает протоколы конкурсных комиссий филиалов, только после этого они или утверждаются, или возвращаются на доработку. Прежде чем выделить деньги, мы должны понять, на что они будут израсходованы. Во время нынешнего визита на Костромскую ГРЭС мы, например, на месте знакомились с ходом реконструкции душевых помещений в инженерно-бытовом корпусе, чтобы убедиться в актуальности этого проекта и обоснованности закупок под него.
- Не скажется ли процедура перехода ОГК-3 к новому собственнику на сроках формирования технических программ?
- Считаю, что не скажется. Зная, что у ОГК-3 будет новый собственник, мы начали закупочную деятельность на 2011 год на 2,5 месяца раньше установленного срока, чтобы все филиалы были обеспечены необходимыми договорами и имели возможность осуществлять закупки. На сегодня закупки, которые провела, например, Костромская ГРЭС, составляют 75-80%, хотя обычно на это время они составляли максимум 35-40%. Чтобы исключить трудности в работе станции, мы форсируем решение серьезных вопросов, которые имеются по ДЗО, о чем я говорил выше. Так что процедура перехода к новому собственнику не должна сказаться на жизни филиалов, в том числе и сроках формирования технических программ, по крайней мере, на жизнь Костромской ГРЭС она точно не повлияет.