О том, как создавалась служба контроллинга закупок и какие функции выполняет сегодня.
Благодарим редакцию газеты "Вести КАМАЗа" за предоставление данного материала.
16 октября свою первую круглую дату – 10 лет со дня основания – отметила служба контроллинга закупок. О том, как она создавалась и какие функции выполняет сегодня, рассказал её руководитель Виктор Барабанов.
– Виктор Вадимович, почему назрела необходимость создания службы контроллинга закупок?
– С 2011 года на «КАМАЗе» стала активно внедряться система комплаенс-контроля, и у компании возникла необходимость в анализе сделок по закупаемым товарам, работам и услугам с точки зрения их экономической целесообразности и эффективности. В октябре 2013 года приказом генерального директора в структуре департамента экономики был создан отдел для осуществления экономической экспертизы закупок компании. За 10 лет отдел значительно расширил сферу своей деятельности и преобразовался в службу контроллинга закупок.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
– Кто работает в службе, какие компетенции нужны?
– У нас достаточно молодой и слаженный коллектив специалистов своего дела в области экономики и финансов, зарекомендовавших себя в других подразделениях компании либо имеющих опыт работы в крупных организациях отрасли. Это в основном специалисты со стажем, но есть и выпускники вузов, которые пришли к нам для прохождения практики, «загорелись идеей» и решили профессионально развиваться в этом направлении. Средний возраст наших специалистов – 34 года. Служба контроллинга закупок находится в составе центра экономики и подчиняется директору по экономике «КАМАЗа» Борису Модестову.
– Какие функции возложены на службу?
– Мы начинали с малых высот: участвовали в качестве экспертов в закупочных процедурах и готовили упрощённую аналитику по совершаемым сделкам. Со временем наши компетенции возрастали, и функции были расширены. От экспертизы маркетинговых исследований и проверки экономической целесообразности закупок мы перешли к функционально-стоимостному анализу по основной номенклатуре закупок и оценке финансово-экономической деятельности поставщиков. В настоящее время наши компетенции позволяют комплексно проанализировать информацию по закупаемым изделиям и подготовить предложения по оптимизации деятельности поставщиков для повышения эффективности их бизнес-процессов.
Для получения справедливых закупочных цен сотрудники службы контроллинга закупок совместно со специалистами блока закупок и других подразделений компании проводят переговоры с поставщиками ПАО «КАМАЗ». Также мы развиваем новые направления деятельности. Несколько лет назад начали работать с нашими дочерними обществами. Специалисты нашей службы осуществляют контроллинг функций закупок как на «КАМАЗе», так и в дочерних предприятиях «НЕФАЗ» и «ТЗА». Также организован контроллинг цен по закупкам от группы «ОАТ», «КАМА ДИЗЕЛЬ», «ЦФ КАМА», «Федерал Могул Набережные Челны» и «КАМАЗ тормозные системы».
– Какие риски существуют для компании? Как ваша служба их предотвращает?
– К сновным рискам для компании в сфере закупок можно отнести выбор неблагонадёжных поставщиков и завышение цен по поставляемой номенклатуре закупок. Для предотвращения рисков завышения цен мы применяем целый набор инструментов: анализируем ценообразование на закупаемую номенклатуру с учётом динамики изменения стоимости сырья и материалов, проводим анализ финансово-экономической деятельности поставщиков и рыночные исследования стоимости аналогичных закупок.
– Как ведётся работа с поставщиками?
– Конечно, не всех поставщиков устраивают наши подходы, ими движет желание не потерять излишнюю доходность, а наша задача – получить справедливую цену без переплаты.
Наши подходы и выводы актуальны и востребованы руководством компании и принимаются во внимание при принятии управленческих решений. В развитие нашей деятельности генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин в октябре 2023 года подписал приказ «Об утверждении Политики ПАО «КАМАЗ» в области ценообразования на покупные комплектующие изделия». Согласно этому приказу, ценообразование строго регламентировано и зависит от рыночной конъюнктуры. Кроме этого, мы развиваем новое для нас направление по проведению финансовых аудитов поставщиков совместно с блоком закупок. Наша цель – контролируемое изменение себестоимости продуктов и дальнейшее развитие компании вместе с нашими поставщиками.
– Как планируете развивать службу, улучшать работу?
– В ближайшее время планируем развивать направления по аудиту финансово-экономической деятельности поставщиков и внедрять IT-решения по сбору и обработке информации о стоимости материальных ресурсов для производства закупаемых изделий. Это позволит выстроить с поставщиками деловые и взаимовыгодные отношения и будет способствовать повышению конкурентоспособности ПАО «КАМАЗ» на рынке грузовых автомобилей.
Татьяна Парамонова. Фото: Виталий Зудин