Интервью с Михаилом Сироткиным, начальником Департамента по управлению корпоративными затратами ОАО «Газпром».
– Михаил Владимирович, чем было обусловлено создание в 2010 году Департамента по управлению конкурентными закупками?
– Реорганизация системы закупок Группы «Газпром» была продиктована необходимостью повысить прозрачность и эффективность этого направления. Кроме того, к началу 2010 года уже несколько лет разрабатывался проект федерального закона о регламентации закупочной деятельности госкорпораций и субъектов естественных монополий. Основными принципами закупок таких компаний должны были стать информационная открытость, отсутствие ограничений конкуренции, а также целевое и экономически эффективное расходование денежных средств. ОАО «Газпром» заблаговременно приступило к поэтапному реформированию своей системы закупок с учетом заложенных в этот проект требований.
В целях реализации единой политики в области закупочной деятельности на базе Тендерного комитета ОАО «Газпром» был создан Департамент по управлению конкурентными закупками. В сжатые сроки было разработано новое Положение о закупках товаров, работ, услуг Группой «Газпром», которое учитывало требования государственных органов к закупкам субъектов естественных монополий, содержавшиеся в законопроекте, подготовленном на тот момент Министерством экономического развития России. Положение было утверждено Советом директоров ОАО «Газпром» и вступило в силу с 1 января 2011 года. Документ установил единые для Группы «Газпром» требования к процессам подготовки и проведения конкурентных закупок от этапа планирования до контроля исполнения договоров.
В соответствии с Положением начиная с 2011 года на сайтах ОАО «Газпром» и его дочерних обществ размещаются все извещения и документация, а также информация об итогах открытых конкурентных закупок. В результате удалось существенно повысить информационную открытость закупок, особенно в дочерних обществах «Газпрома». Кроме того, появилось централизованное планирование конкурентных закупок Группы «Газпром».
– Расскажите об основных итогах работы в 2011–2012 годах.
– На основе потребностей заказчиков мы сформировали план Группы «Газпром» на 2011 год, предусматривавший более 16 тыс. закупок. В 2012 году план включал порядка 15,3 тыс. закупок. С августа 2011 года планы конкурентных закупок размещаются на сайте ОАО «Газпром». Это позволяет участникам заблаговременно выбрать интересующие их лоты, подготовить стандартные квалификационные документы, отследить публикацию извещений.
Мероприятия, проведенные департаментом в 2010–2011 годах, помогли «Газпрому» к началу 2012‑го организовать закупочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», вступившего в силу с 1 января 2012 года.
В апреле и декабре минувшего года решениями Совета директоров ОАО «Газпром» в Положение о закупках были внесены изменения, соответствующие федеральному закону и принятым в его развитие подзаконным актам. Также в 2012 году были утверждены положения о закупках для всех дочерних обществ с ограниченной ответственностью, единственным участником которых является ОАО «Газпром».
С началом работы официального государственного сайта www.zakupki.gov.ru, предназначенного для публикации информации о закупках, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года, все сведения размещаются департаментом в открытой части государственного сайта.
В целях разъяснения норм федерального закона и Положения о закупках, а также порядка работы на официальном государственном сайте в декабре минувшего года департамент провел семинар для дочерних обществ, филиалов и представительств ОАО «Газпром», на котором выступили с докладами и ответили на вопросы представители Федеральной антимонопольной службы, Минэкономразвития и Казначейства России, а также специалисты, принимавшие участие в разработке закона.
В целях повышения уровня конкуренции и эффективности закупок мы проводим маркетинговые исследования рынка и осуществляем поиск участников, которым при объявлении закупки дополнительно направляем персональные приглашения. Особое внимание уделяем привлечению непосредственных производителей.
В 2012 году департамент внедрил практику проведения открытых семинаров для потенциальных участников закупок. В июле минувшего года была проведена встреча с организациями, выполняющими строительно‑монтажные работы, а в августе – с компаниями, специализирующимися на капитальном ремонте линейной части магистральных газопроводов.
Департамент проводит открытую предквалификацию потенциальных участников закупок более чем по 14 видам деятельности, в том числе по строительству, реконструкции, капитальному ремонту производственных объектов, проектированию, геологоразведочным, геофизическим и геохимическим работам. Цель предквалификации – выявление потенциальных поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг, которые по итогам подтверждения их квалификации включаются в Реестр потенциальных участников закупок Группы «Газпром». Сформированный реестр размещается на сайте «Газпрома» и позволяет объективно оценивать уровень возможной конкуренции по тому или иному предмету закупки. Для поставщиков, включенных в реестр, упрощается процедура подготовки заявок на участие в закупках, а для организаторов – оценка их квалификации, что в конечном итоге сокращает сроки проведения закупки и повышает ее эффективность.
Централизация конкурентных закупок продемонстрировала существенный положительный эффект. При объеме проведенных департаментом в 2011 году конкурентных закупок для нужд Группы «Газпром» в 354,2 млрд рублей (что в 10 раз выше объема закупок, проведенных в 2009 году Тендерным комитетом ОАО «Газпром», на базе которого был создан департамент) экономический эффект (разница между суммами начальных цен и заявок победителей) составил 38,8 млрд рублей.
По предварительным итогам показатель снижения стоимости товаров, работ, услуг за счет заключения Группой «Газпром» договоров по результатам конкурентных закупок (разница между суммами начальных цен и цен заключенных договоров) в 2012 году превысил 55 млрд рублей (при объеме заключенных на конкурентной основе договоров на 1,065 трлн рублей) и является рекордным за всю практику проведения конкурентных процедур Группой «Газпром». По итогам закупок, проведенных департаментом, было заключено более 2 тыс. договоров на сумму 717 млрд рублей, снижение стоимости относительно начальных (максимальных) цен составило 43,7 млрд рублей.
– Как менялись задачи, стоящие перед Департаментом по управлению конкурентными закупками?
– Помимо осуществления функций планирования, проведения и контроля конкурентных закупок Группы «Газпром», департаменту в процессе его становления были поручены вопросы анализа обоснованности стоимости договоров, заключаемых без проведения конкурентных процедур с единственным источником, а также анализа формирования инвестиционных программ ОАО «Газпром» и его дочерних обществ, расходной части бюджета корпорации.
В целях оптимизации стоимости договоров на закупку товаров (работ, услуг), заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), по решению Председателя Правления ОАО «Газпром» по инициативе и под руководством департамента была создана Сметная комиссия ОАО «Газпром». За полтора года деятельности общий объем предложенного Сметной комиссией снижения цен по рассмотренным договорам составил порядка 17,2 млрд рублей (около 27% от суммы первоначально заявленных цен договоров).
Для повышения качества формирования инвестиционных программ ОАО «Газпром» и его дочерних обществ в соответствии с поручением Председателя Правления была создана Инвестиционная комиссия ОАО «Газпром». Ее работа направлена на обеспечение оптимального баланса между целевыми стратегическими приоритетами, текущими производственными потребностями в инвестициях и существующими финансовыми возможностями корпорации. Подготовкой материалов для комиссии занимается Управление инвестиционных программ в структуре департамента, которое проводит предварительный анализ заявляемых инвестиционных затрат на предмет возможности их оптимизации, а также оценку готовности проектов к реализации.
За два года динамичного развития департамент вышел на уровень управления затратами корпорации. Фактически выполняемые функции были отражены в новом наименовании – Департамент по управлению корпоративными затратами.
– Каковы ваши планы на 2013 год?
– Приоритетными задачами нашего департамента на 2013– 2015 годы являются:
Беседу вел Сергей Правосудов