Журнал "Сибирская нефть" 0 комментариев

Данные под контролем: новые подходы к мониторингу цепи поставок

Эффективность нефтепереработки сегодня напрямую зависит от способности компании оперативно реагировать на любые изменения, начиная от цен на нефть и нефтепродукты и заканчивая отклонениями в технологическом процессе на установках НПЗ. В даунстриме «Газпром нефти» в качестве команды быстрого реагирования выступает Центр управления эффективностью. Его задача — добиваться максимизации прибыли, управляя всей цепочкой создания стоимости с помощью цифровых инструментов. В центре активно занимаются их внедрением и развитием, при этом большое внимание уделяется возможностям детализированного мониторинга и анализа данных о всех этапах производства и движения нефтепродуктов.

Данные

Благодарим редакцию корпоративного журнала "Сибирская нефть" ПАО «Газпром нефть» за предоставление данного материала. 

Эффективность в центре

Появление два года назад в блоке логистики, переработки и сбыта «Газпром нефти» Центра управления эффективностью (ЦУЭ) вполне закономерно: на фоне общемировой тенденции к уменьшению зависимости экономики от углеводородов, снижения цен на нефть и особенностей российского рынка нефтепродуктов компании был просто необходим инструмент, который позволил бы кардинально увеличить эффективность блока по всей цепочке создания стоимости — от НПЗ до АЗС. Очевидно, что в условиях стремительного развития технологий Индустрии 4.0 такой инструмент должен совместить в себе последние цифровые решения и новые подходы к организации процесса управления.

Сегодня в ЦУЭ реализована система интегрированного планирования по цепочке от НПЗ до нефтебаз: с ее помощью формируются оптимальные планы производства и распределения нефтепродуктов, календарные графики производства и отгрузки, мониторятся складские запасы. Данные из всех сегментов логистики, переработки и сбыта, необходимые для функционирования системы, стекаются в хранилище, позволяющее организовать оперативный доступ и эффективную обработку больших информационных массивов, а также перейти к использованию алгоритмов нейросетей и машинного обучения.

Что касается организационных изменений, то в центре впервые был реализован принцип кросс-функциональности, успешно применяемый сейчас во всех блоках: кооперация специалистов из различных функциональных подразделений позволяет решать задачи, будь то работа с отклонениями, реализация конкретного проекта или регулярная экспертиза сложных случаев, намного оперативнее и эффективнее.

Ирина Мартынова, директор Центра управления эффективностью:

Разрабатываемые в Центре управления эффективностью методы и алгоритмы, поддерживаемые информацией из систем первоисточников, в целевом состоянии позволят перейти к управлению цепочкой поставок на основе сквозных показателей эффективности. Это обеспечит возможность как внутреннего бенчмарка между сегментами цепи, так и внешнего с другими цепочками.

Программа проектов ЦУЭ позволяет работать с разными функциональными звеньями цепи поставок, но в рамках общего подхода, направленного на усиление позиций компании в отрасли и обеспечения лидерства в эффективности производства.

Информационная прозрачность стала базовым элементом и в системе детализированного мониторинга и анализа, внедренной в ЦУЭ в конце прошлого года. Задача системы — поддерживать оперативное принятие решений, связанных со всей цепочкой создания стоимости.

Анализ по цепочке

Сейчас уже понятно, что цифровизация не просто является модным увлечением, а действительно предоставляет возможности по улучшению процессов. Можно констатировать, что четвертая промышленная революция заставляет в принципе пересмотреть понятие «цепочка поставок»: с развитием возможностей обмена информацией классическая линейная цепь превращается в многомерную, где изменяются привычные связи и все участники имеют потенциальную возможность взаимодействовать друг с другом. В глобальном плане возможность быстрого обмена информацией и, главное, обработки и анализа больших объемов данных уже приводит к схлопыванию бизнес-направлений, связанных с посредническими услугами между поставщиками и отдельными потребителями. Канонический пример: Uber и другие аналогичные платформы.

Важность различных аспектов цифровизации для стратегии компании (по опросу более 200 топ-менеджеров)

Важность различных аспектов цифровизации для стратегии компании (по опросу более 200 топ-менеджеров)

Тенденция на цифровизацию цепей поставок подтверждается и различными исследованиями: технологии Индустрии 4.0 уже воспринимаются не только как стратегические инструменты развития, но и как механизмы оперативного управления. Высокая прозрачность цепей поставок, появляющаяся вследствие применения инноваций, — одна из главных конкурентных целей.

На уровне отдельных компаний возможность изменения конфигурации системы поставок из линейной в многомерную за счет появления новых информационных потоков и способов их обработки дает бизнесу серьезные преимущества. В частности, позволяет ускорить процесс принятия решений и в целом перейти к предиктивному управлению.

Информационная трансформация цепи поставок

Информационная трансформация цепи поставок

В Центре управления эффективностью новый подход к организации цепи поставок нашел отражение в системе мониторинга и детализированного анализа данных. В систему поступает информация от всех функциональных звеньев, начиная с технологических установок нефтеперерабатывающих заводов и заканчивая нефтебазами. Такой комплексный подход существенно отличается от общепринятого в сбытовых компаниях, когда основное внимание уделяется информации в отдельных направлениях деятельности, а ее обмен происходит по запросам. Одно из важнейших преимуществ системы — ее кросс-функциональность. Достоверную и релевантную информацию со всех звеньев цепи одновременно могут видеть и использовать специалисты из самых разных подразделений и активов компании.

В связи со сложностью реализации примеров комплексного представления цепочки поставок и, по сути, формирования ее многомерного информационного образа на рынке пока не так много. Хотя необходимость создания такой системы очевидна: она централизованно поддерживает едиными инструментами мониторинга и анализа процессы прогнозирования, планирования, контроля за исполнением планов.

Эффекты от эксплуатации системы прослеживаются уже сегодня. Ее внедрение позволяет снизить трудозатраты на сбор и предобработку данных более чем в 4 раза, а также отказаться от дублирующей отчетности, повысить качество многофакторного анализа и внедрить принципы сквозного анализа цепи поставок.

Центр управления эффективностью

Центр управления эффективностью блока логистики, переработки и сбыта «Газпром нефти» создан в 2017 году. Работа центра направлена на повышение эффективности бизнеса за счет использования современных технологий анализа данных, методов предиктивной аналитики и работы с big data.

Принцип работы ЦУЭ построен на интеграции различных систем управления цепочкой добавленной стоимости, организации свободного и непрерывного обмена данными между ними и использовании методов предиктивной аналитики по таким параметрам, как спрос на нефтепродукты, надежность оборудования, качество нефтепродуктов, экологический мониторинг, энергоэффективность и др.

Денис Петренчук, начальник управления координации, моделирования и бизнес-анализа Центра управления эффективностью

Денис Петренчук, начальник управления координации, моделирования и бизнес-анализа Центра управления эффективностью

«Мы создаем систему, позволяющую знать, что происходит во всей цепочке создания стоимости, и видеть ее будущее»

— В Центре управления эффективностью разработана система детализированного мониторинга и анализа данных по цепочке. В чем суть ее работы?

— Мы создали единое аналитическое пространство для корпоративного центра и активов. Для начала мы интегрировали в единое хранилище данных почти две сотни информационных потоков по четырем функциональным направлениям — «Производство», «Надежность», «Технология» и «Цепочка поставок» — из более чем 20 системных источников. В разработке находится направление по энергетике. Алгоритмы структурирования получаемых данных позволяют оперативно предоставлять аналитику специалистам — а те уже могут принять управленческие решения и получить основу для реализации принципов продвинутой аналитики. Единый стиль приложений позволяет пользователю сосредоточиться на содержании аналитических сценариев, не тратя времени на поиск необходимых элементов интерфейса.

По сути, это своего рода контрольная башня, на которой замыкаются все информационные потоки. Она позволяет анализировать данные, выявлять любые отклонения — технологические, логистические, экономические — и оперативно предпринимать соответствующие действия.

— Ценность такой системы связана только с работой с отклонениями?

— Не только. Мы хотим комплексно анализировать информацию, например, в части технологических процессов. Но исторически сложилось так, что IT-ландшафт в этом смысле разнороден, а интересующие нас параметры находятся в разных системах. И раньше для комплексного анализа приходилось обращаться к нескольким источникам, формировать через выгрузку данных некий свод и потом с ним работать. Новая система призвана решить проблему доступа к информации. В ней предусмотрены инструменты получения данных, их хранения и корректной обработки, обеспечивающей качество исходящей информации. Организованы мастер-данные, которые возможно использовать в качестве эталонных справочников и для других систем блока.

— Какие активы сейчас оказались в периметре развития системы?

— Участвуют Московский и Омский нефтеперерабатывающие заводы, а также «Славнефть-ЯНОС». Данные собираются по цепочке, включая функциональные звенья производства, отгрузки, информацию о запасах и перемещениях, приеме в сбытовых подразделениях. То есть система носит кросс-функциональный характер, все ее пользователи видят возможное отклонение в единой форме отчетности. При этом специалисты имеют возможность проваливаться и детализировать информацию в рамках своего функционального направления.

— Какие эффекты даст использование аналитической системы?

— Помимо снижения трудозатрат на сбор и предобработку данных, а также внедрения принципов сквозного анализа возмущений, возникающих в цепи поставок, внедрение системы позволяет отказаться от дублирующей отчетности и повысить качество многофакторного анализа.

Сокращение времени доступа к информации, в свою очередь, повышает прозрачность процессов. Это общемировой тренд, но мы все равно здесь идем на шаг впереди, поскольку пытаемся в рамках одной системы смотреть на процессы по всей цепочке комплексно, связать их с функциональными направлениями. Многим компаниям достаточно вести анализ поведения клиента на рынке и подготавливать в связи с этим дополнительные ценностные предложения. Это работа с рынком, ориентация на конечного потребителя. Мы же делаем акцент на обогащение аналитической информации технологическими данными. То есть мы хотим получить комплексное представление о том, что происходит по всей цепочке создания стоимости, наработать базу по отклонениям, чтобы в итоге нивелировать их влияние на стабильность поставок необходимого ресурса для конечных потребителей.

— То есть уже можно говорить, что дальнейшее развитие системы поможет компании закрепиться на лидирующих позициях в отрасли?

— Бежать впереди паровоза не будем, но удачных примеров целостного представления цепочки поставок не так много. Наш подход к работе с информацией заключается в том, чтобы процессы ЦУЭ по прогнозированию, планированию, исполнению планов вне зависимости от их функциональной направленности были централизованно поддержаны едиными инструментами мониторинга и анализа.

Система аналитической отчетности идеально вписывается в единый контур ЦУЭ, включающий в себя разные программные средства: это и система интегрированного планирования, и система управления деятельностью, и много чего еще.

— Каковы планы по развитию системы?

— На первом этапе мы организовали непрерывное получение данных, механизмы их интеграции, а также внедрили такие подходы к анализу цепи поставок, используя которые возможно дальнейшее расширение аналитического функционала, подключение новых источников, увеличение количества и гранулярности метрик в уже готовой структуре и визуализации.

В дальнейшем актуально развитие системы как в части расширения параметров мониторинга и гибкости анализа, развития визуализации, так и в рамках взаимодействия с системой управления деятельностью, когда аналитические показатели служат основой для определения нормативов, прогнозирования возникновения отклонений на основе разработанных методик и их использования при отработке кросс-функциональными командами.

Текст: Денис Рамзаев Фото: Александр Зубков

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”