От выбора поставщика зависит качество производимой продукции и успех предприятия. Поэтому необходимо определить рейтинг продавцов и на этой основе выбрать поставщика
Автор: Вениамин Константинович Ceдюкин, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой управления качеством и машиноведения Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.
От выбора поставщика зависит качество производимой продукции и успех предприятия. Поэтому необходимо определить рейтинг продавцов и на этой основе выбрать поставщика. Для успешного функционирования предприятия необходимо, чтобы между поставщиком (продавцом) и потребителем установились партнерские отношения.
При традиционном подходе отдел снабжения стремится:
Используя эту тактику, можно добиться существенного снижения цены на приобретенную продукцию. Но преимущественная ориентация на цену приобретаемых изделий повышает риск производства низкокачественной продукции и увеличения затрат на устранение отклонений (несоответствий), дефектов или брака.Выбор поставщика должен осуществляться с учетом многих факторов, главными из которых являются качество и цена продукции.
Более надежный и эффективный подход в выборе поставщиков основывается на анализе сведений о качестве их работы и продукции. Это требует проведения соответствующего исследования и, следовательно затрат, что сокращает число потенциальных поставщиков, с которыми компания может вступить в сотрудничество. При таком подходе поставщик должен допустить на свое предприятие представителей заказчика (потребителя). В таком случае обе стороны более ответственно относятся к установлению делового сотрудничества и заключению договора.
Метод оценки поставщика (продавца) включает:
При оценке поставщика аудиторы потребителя рассматривают следующие аспекты:
Аудит проводится до заключения контракта.
Выводы аудиторов могут быть следующими:
1. Потребитель (покупатель) полагается на систему обеспечения качества, используемую поставщиком.
2. Поставщик передает потребителю вместе с продукцией установленные техническими требованиями данные контроля и испытаний.
3. Поставщик осуществляет стопроцентный контроль и испытание продукции по соответствующим параметрам.
4. Поставщик проводит приемо-сдаточные испытания по согласованной с потребителем программе.
5. Поставщик имеет систему качества, признаваемую потребителем (например систему качества по Международным стандартам ИСО серии 9000).
6. К поставщику не предъявляются никакие требования по обеспечению и контролю качества, а потребитель осуществляет свой входной контроль и отбор продукции.
Выбор поставщика основывается на:
Определение рейтинга поставщика:
Рейтинг должен учитывать в основном следующие факторы: качество продукции, цену, услуги. Под услугами в данном случае понимается способ доставки продукции, точность соблюдения графика доставки, послепродажное обслуживание и др.
Весовые коэффициенты основных факторов рейтинга могут быть приняты следующими:
Пример. Если цена у данного поставщика на 8% выше, чем у идеального конкурента, процент брака составляет 2,5%, а поставка осуществляется с опозданием в среднем на 1 день из 10, то рейтинг рассчитывается таким образом:
Качество: 50 - (0,025 х 50) = 48,75.
Цена: 40 - (0,08 х 40) = 36,8.
Сервис: 10 - (0,1 x 10) = 9,0.
Значение суммы (рейтинга) составляет 94,55, а не 100%.