www.elitarium.ru 1 комментарий

Контроль качества поставок: подходы к выбору поставщика

От выбора поставщика зависит качество производимой продукции и успех предприятия. Поэтому необходимо определить рейтинг продавцов и на этой основе выбрать поставщика

Автор: Вениамин Константинович Ceдюкин, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой управления качеством и машиноведения Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.

От выбора поставщика зависит качество производимой продукции и успех предприятия. Поэтому необходимо определить рейтинг продавцов и на этой основе выбрать поставщика. Для успешного функционирования предприятия необходимо, чтобы между поставщиком (продавцом) и потребителем установились партнерские отношения.

При традиционном подходе отдел снабжения стремится:

  • создать группу поставщиков для каждого вида производимой продукции;
  • установить деловые отношения с теми, кто предлагает минимальную цену или, в случае если цена необходимой продукции одинакова у всех поставщиков, — с теми, кто обеспечивает быстрейшие поставки;
  • добиваться минимально возможной цены путем переговоров, например ссылаясь на возможность заключения сделки с другими поставщиками;
  • иметь не менее двух постоянных поставщиков в целях защиты и страховки от возможных нарушений поставок или других проблем, а также чтобы иметь возможность оказывать давление на поставщиков при заключении договора (контракта).

Используя эту тактику, можно добиться существенного снижения цены на приобретенную продукцию. Но преимущественная ориентация на цену приобретаемых изделий повышает риск производства низкокачественной продукции и увеличения затрат на устранение отклонений (несоответствий), дефектов или брака.Выбор поставщика должен осуществляться с учетом многих факторов, главными из которых являются качество и цена продукции.

Более надежный и эффективный подход в выборе поставщиков основывается на анализе сведений о качестве их работы и продукции. Это требует проведения соответствующего исследования и, следовательно затрат, что сокращает число потенциальных поставщиков, с которыми компания может вступить в сотрудничество. При таком подходе поставщик должен допустить на свое предприятие представителей заказчика (потребителя). В таком случае обе стороны более ответственно относятся к установлению делового сотрудничества и заключению договора.

Метод оценки поставщика (продавца) включает:

  • анализ предыдущей деятельности по поставкам;
  • установление соответствия системы менеджмента качества поставщика требованиям стандартов;
  • контроль потребителем качества продукции на соответствие требованиям стандарта.

При оценке поставщика аудиторы потребителя рассматривают следующие аспекты:

  • компетентность руководства и его приверженность качеству;
  • понимание технических условий и контракта на поставку;
  • размер предприятия и его производственные мощности;
  • возможный объем поставок;
  • процессы и методы управления качеством, методы контроля качества;
  • уровень квалификации и подготовки сотрудников;
  • организация и эффективность обеспечения качества;
  • отзывы других потребителей;
  • финансовая стабильность предприятия.

Аудит проводится до заключения контракта.

Выводы аудиторов могут быть следующими:

1.         Потребитель (покупатель) полагается на систему обеспечения качества, используемую поставщиком.

2.         Поставщик передает потребителю вместе с продукцией установленные техническими требованиями данные контроля и испытаний.

3.         Поставщик осуществляет стопроцентный контроль и испытание продукции по соответствующим параметрам.

4.         Поставщик проводит приемо-сдаточные испытания по согласованной с потребителем программе.

5.         Поставщик имеет систему качества, признаваемую потребителем (например систему качества по Международным стандартам ИСО серии 9000).

6.         К поставщику не предъявляются никакие требования по обеспечению и контролю качества, а потребитель осуществляет свой входной контроль и отбор продукции.

Выбор поставщика основывается на:

  • оценке опытной партии продукции;
  • опыте предыдущей работы с аналогичными поставщиками;
  • результатах испытаний ранее поставляемой аналогичной продукции;
  • известном опыте других потребителей;
  • контроле на предприятии и оценке функционирования системы качества поставщика, а также его возможностей совершенствования производства и т. п.

Определение рейтинга поставщика:

  • во-первых, позволяет выбрать наилучшего поставщика или продавца;
  • во-вторых, обеспечивает обратную связь, что позволяет устранять возникающие трудности или сбои в работе.

Рейтинг должен учитывать в основном следующие факторы: качество продукции, цену, услуги. Под услугами в данном случае понимается способ доставки продукции, точность соблюдения графика доставки, послепродажное обслуживание и др.

Весовые коэффициенты основных факторов рейтинга могут быть приняты следующими:

  • качество продукции — 50 баллов;
  • цена (оптовая цена) — 40 баллов;
  • услуги — 10 баллов.

Пример. Если цена у данного поставщика на 8% выше, чем у идеального конкурента, процент брака составляет 2,5%, а поставка осуществляется с опозданием в среднем на 1 день из 10, то рейтинг рассчитывается таким образом:

Качество: 50 - (0,025 х 50) = 48,75.

Цена: 40 - (0,08 х 40) = 36,8.

Сервис: 10 - (0,1 x 10) = 9,0.

Значение суммы (рейтинга) составляет 94,55, а не 100%.

5S: Практическое руководство по внедрению
5S: Практическое руководство по внедрению 15 чек-листов различного уровня сложности, примеры, фото и многое другое.
1 комментарий
Отправить
обсуждения
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Яков Подольский, Если вы имеесте ввиду причины появления отклонений, согласен, они могут быть разные... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”