0 комментариев

Выйти из режима «рискованной эксплуатации»

Многолетняя деятельность Анатолия Дьякова неразрывно связана с электроэнергетикой. Он прошел путь от инженера до заместителя министра энергетики и электрификации СССР, а в 1991 году стал первым министром топлива и энергетики Российской Федерации.

Источник: портал Управление производством

Многолетняя деятельность Анатолия Дьякова неразрывно связана с электроэнергетикой. Он прошел путь от инженера до заместителя министра энергетики и электрификации СССР, а в 1991 году стал первым министром топлива и энергетики Российской Федерации.

Его имя воспринималось как синоним РАО «ЕЭС России» (не в обиду А. Чубайсу будет сказано), поскольку А. Дьяков был создателем, первым президентом и председателем Совета директоров энергохолдинга. Именно под руководством Анатолия Федоровича были сформированы основополагающие принципы и новая структура управления электроэнергетикой страны в условиях рынка.

Это интервью профессор, доктор технических наук, член-корреспондент Российской академии наук А. Дьяков дал нашему журналу в качестве президента Научно-технического совета и научного руководителя ОАО «Инженерный центр ЕЭС».

 

– Анатолий Федорович, в каких направлениях следует сегодня двигаться отраслевой науке для решения наиболее актуальных проблем электроэнергетики? Особенно хотелось бы услышать от Вас мнение о перспективах и приоритетах в области инновационной деятельности.

– Значимость научных исследований в энергетике очевидна. Не получая инвестиций, отечественная энергетика и энергетическая наука на протяжении последних лет, по существу, дотировала экономику страны. Но чудес не бывает. Эксплуатируя изначально заложенный высокий запас прочности, Единая энергосистема, в конце концов, исчерпала его и оказалась на грани истощения.

Поэтому сегодня, в условиях формирующихся рыночных отношений, с приходом новых собственников и появлением дополнительных финансовых ресурсов представляется исключительно важным найти эффективные способы и механизмы стимулирования научных исследований, создания и внедрения новых технических решений.

В постиндустриальном обществе наука становится не просто основой для развития экономики, а самой сутью экономики. В энергетике мы это видим отчетливо. Нет никакого смысла внедрять устаревшее оборудование и тиражировать отсталые технологии. Это тупиковый путь. Инновационный путь развития энергетики требует создания работоспособной цепочки: «идея – экспертиза – эксперимент – опытный образец – внедрение». Необходимо сочетание взаимообусловленных факторов: конкурентная среда в науке и производстве, необходимость задела – научного, производственного, кадрового, смелые идеи, открытое обсуждение, связь с миром, восприимчивость рынка к инновациям.

Мы все должны отдавать себе отчет в том, что основой российской энергетики еще долгое время будут органическое топливо и масштабные водноэнергетические ресурсы. Поэтому совершенствование традиционных технологий производства электроэнергии на паросиловых и парогазовых установках, электростанциях на твердом топливе, а также на традиционных гидроэлектростанциях остается актуальной научной и инженерной задачей. Ее последовательное решение позволит перейти на новый технологический уровень, обеспечивающий существенно более высокие показатели эффективности, большую надежность, высокую степень защиты окружающей среды.

В тепловой энергетике для обеспечения высокой эффективности энергоблоков необходим переход к предельно высоким температурам и давлениям, приближающимся к экстремальным, как для конструкционных материалов, так и для рабочих сред. Как говорят в энергетике – к суперсверхкритике. Отсюда еще одна важная научная задача, носящая фундаментальный характер: исследование свойств материалов, сред и процессов.

В электро- и энергофизике перед наукой стоят задачи по снижению потерь электроэнергии и повышению надежности генерации, передачи и распределения электроэнергии. Одно из наиболее перспективных направлений – сверхпроводимость. В исследовании этого явления уже достигнуты значительные успехи, активно ведутся работы по созданию сверхпроводящих индуктивных накопителей, ограничителей тока, сверхпроводящих токопроводов, магнитных систем, двигателей и трансформаторов.

Чрезвычайно важны вопросы системной надежности, диспетчеризации, сбалансированной работы ЕЭС, обеспечение надежной параллельной работы всех элементов ЕЭС, безаварийное стабильное энергоснабжение потребителей, эффективное управление режимами энергообъектов и энергосистем, в частности, внедрение управляемых линий электропередачи (FACTS), smart-систем управления потреблением энергоресурсов, новейших систем диагностики состояния и управления энергообъектами. В решении этих вопросов инновационные процессы необходимо ускорять.

В теплофикации намечается явная и закономерная тенденция перехода к распределенной автономной энергетике с созданием локальных когенерирующих мощностей. В этих вопросах инновационные процессы требуют внимания инжиниринговых компаний.

Большие резервы для инноваций в энергетике лежат на путях повышения энергоэффективности и энергосбережения. Энергоемкость отечественной экономики в несколько раз превышает аналогичные показатели в большинстве промышленно развитых стран. Одним из путей эффективного решения этой проблемы является внедрение энергоэффективных и энергосберегающих технологий как в сфере потребления энергии за счет существенного повышения эффективности использования энергоресурсов, так и в сфере непосредственно энергетики за счет повышения технико-экономических показателей выработки и передачи энергии.

Нельзя забывать и о развитии возобновляемой энергетики. Сегодня большая часть электроэнергии вырабатывается с помощью тепловых электростанций. И по большинству оценок, в ближайшие 50–70 лет такое положение вещей сохранится. Однако пропорции между различными видами энергетики в общем балансе будут явно сдвигаться в сторону повышения роли возобновляемой, атомной, термоядерной энергии, использования водорода как источника энергии.

 

– В какой степени реализуются перечисленные Вами направления деятельности на практике, в тех или иных проектах, в реализации которых участвует научно-техническое энергетическое сообщество, в частности, возглавляемый Вами Научно-технический совет «Инженерного центра ЕЭС» – без преувеличения, уникальная по своему составу и научному потенциалу организация?

– Действительно, в состав НТС входят 11 действительных членов РАН РФ, в том числе академики К. Демирчян, А. Коротеев, А. Саркисов, О. Фаворский, В. Фортов, А. Шейндлин и др. Совет уделяет повышенное внимание вопросам, связанным с разработкой и внедрением новой техники и технологий при реализации проектов модернизации и строительства новых объектов электроэнергетики. Назову некоторые из них.

Расширение ТЭЦ-26 ОАО «Мосэнерго» и установка парогазового теплофикационного двухвального энергоблока ПГУ-420 МВт ст. № 8. Советом было принято решение поддержать предложение компании о проведении конкурса по выбору основного оборудования для реализации проекта расширения ТЭЦ-26 с привлечением к нему отечественных производителей энергетического оборудования. Для привлечения инвесторов рекомендовано проработать вопрос о финансировании данного объекта через механизм гарантирования инвестиций (МГИ).

По предложению ФГУП ВО «Технопромэкспорт» мы обсуждали предложения института «Теплоэлектропроект» по выбору оборудования для строительства 2-й очереди ТЭС ММДЦ «Москва-Сити» с использованием газотурбинных двигателей для производства электрической и тепловой энергии. Основным вариантом строительства утверждено ПГУ бинарного цикла с газовыми турбинами SGT-800, котлами-утилизаторами и паровой турбиной MP16-DH фирмы Siemens.

Учитывая изменения в топливной политике в отрасли и строительство в различных регионах нашей страны угольных электростанций, на обсуждение НТС был вынесен проект «Строительство 2-й очереди Череповецкой ГРЭС с выделением энергоблоков № 4 в качестве первого пускового комплекса». Обстоятельное рассмотрение данной работы подтвердило целесообразность применения паровых котлов с циркулирующим кипящим слоем. Применение новейшей технологии позволит эффективно сжигать низкокалорийные и высокозольные угли и при этом снизить вредные выбросы.

Вернемся к «Мосэнерго». По просьбе компании, на совместном заседании НТС ОАО РАО «ЕЭС России» (ныне НП «НТС ЕЭС»), Научного совета РАН по проблемам надежности и безопасности больших систем энергетики и НТС ОАО «Инженерный центр ЕЭС» состоялось обсуждение проекта «Обоснование инвестиций в строительство Петровской ГРЭС ОАО «Мосэнерго», системные и технологические аспекты». Было принято единственно верное, по нашему мнению, решение – считать сооружение Петровской ГРЭС в 2012–2016 гг. одной из важнейших и актуальных задач развития электроэнергетики не только Московского региона и ОЭС Центра, но и ЕЭС России в целом. Имеется в виду создание на базе этой ГРЭС крупного генерирующего и системообразующего узла, улучшающего баланс активной мощности, повышающего устойчивость топливоснабжения и обеспечивающего дальнейшее развитие сети 500–750 кВ в ЕЭС.

Считаю очень важным, что обсуждение многих значимых для электроэнергетики вопросов проходит на совместных заседаниях НТС «ИЦ ЕЭС» с Научным советом РАН по проблемам надежности и безопасности больших систем энергетики и НП «НТС ЕЭС». Такой расширенный формат значительно повышает качество экспертизы, глубину проработки и авторитетность принятых решений.

 

– Поскольку в настоящее время Вы исполняете обязанности научного руководителя крупнейшего инжинирингового холдинга, выскажите свое мнение о значимости инновационных подходов для развития энергетического инжиниринга в России.

– Существенными факторами, дающими значительные конкурентные преимущества для инжиниринговых компаний, занимающихся проектными работами в электроэнергетике, являются качество и уровень проектирования. Современное 3-d проектирование (в перспективе 6-d проектирование), а также математические модели для проведения расчетов статических и динамических характеристик проектируемых объектов позволяют резко снизить сроки, повысить качество проектной документации и технико-экономические характеристики на стадии проектирования, строительства, монтажа, наладки и при эксплуатации проектируемого объекта.

При стереометрическом проектировании создается максимально приближенная к реальному объекту его трехмерная модель, в которой присутствуют все компоненты объекта: основное и вспомогательное оборудование, коммуникации, строительные конструкции и прочие. При 3-d и 6-d проектировании в режиме взаимодействия всех групп проектантов определяется непротиворечивость и гармоничность взаимного расположения всех элементов проектируемого объекта. Выявляются возможные коллизии и проблемы на стадии проектирования, обеспечивается вариативность проекта - появляется возможность рассмотрения большого числа вариантов проектных решений и выбора из них оптимального с использованием имеющегося набора типовых проектных решений. Компоновочные, монтажно-сборочные, установочные чертежи оборудования, спецификации и иная проектная документация выдаются непосредственно из трехмерной математической модели проектируемого объекта.

Отмечу, что перечисленные технологии имеются в распоряжении филиала ИЦ ЕЭС – института «Теплоэлектропроект», известного в России и за ее пределами. Существенным конкурентным преимуществом является то обстоятельство, что в его распоряжении имеется уникальный архив проектных решений по большинству электростанций и энергетических объектов нашей страны и ближнего зарубежья. Солидный архив технических решений и рекомендаций есть в распоряжении и другого нашего филиала – «Фирмы ОРГРЭС». Это материалы по пуску-наладке, совершенствованию эксплуатации, повышению надежности энергооборудования, испытаниям и диагностике элементов и систем, автоматизации технологических процессов.

Важнейшей задачей, стоящей перед проектными организациями, участвующими в реализации инвестиционной программы РАО «ЕЭС России», является создание современных норм проектирования тепловых электростанций. Институтом «Теплоэлектропроект» подготовлен проект «Свод правил по проектированию тепловых электростанций».

 

– Часто ли научное энергетическое сообщество в лице перечисленных Вами научных советов и групп проводит экспертизу и дает оценки документам общесистемного, концептуального характера, имеющим общенациональное стратегическое значение?

– Назову «Основные положения (Концепция) технической политики в электроэнергетике России на период до 2030 года». Концепция направлена на решение проблемы энергетической безопасности страны как важнейшей составляющей государственной политики, являющейся составной частью национальной безопасности России. Предметом Концепции являются долгосрочные программные задачи в области новой техники и технологий, относящиеся к различным видам деятельности (секторам) электроэнергетики, применяемым на энергообъектах сооружениям, оборудованию и системам.

Проходила апробацию и экспертизу принятая Правительством РФ в начале текущего года «Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года». В ней содержится научно обоснованный перечень площадок для строительства энергетических объектов. Согласно ему, среднегодовой объем ввода энергообъектов в период 2011–2020 гг. составит по пессимистическому варианту 8 млн кВт и до 14 млн кВт по максимальному сценарию. Реализация этой программы выведет электроэнергетику России на новый технологический уровень, на новый уровень энергетической безопасности, адекватной современным задачам и вызовам.

Задачи долгосрочного инновационного развития электроэнергетики лежат также в основе «Укрупненного плана («дорожная карта») инновационного развития отраслей ТЭК и перехода к экологически чистой энергетике будущего», разработанного Межведомственной подгруппой под руководством академика РАН В. Фортова в соответствии с приказом министра промышленности и энергетики РФ от 21 декабря 2006 года № 413. «Дорожная карта» посвящена определению стратегических целей и задач в ТЭК страны, решение которых необходимо для удовлетворения в полном объеме растущего спроса на топливно-энергетические ресурсы, тепловую и электрическую энергию и другие энергоносители до 2030 года.

 Установление четких целей в инновационном развитии отраслей ТЭК и определение на этой основе задач в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе позволит организовать проведение необходимых работ с обеспечением требуемого объема и уровня инновационного развития отраслей ТЭК для надежного энергоснабжения потребителей и содействия дальнейшему росту экономики страны.

Учитывая ожидаемый существенный рост электропотребления и необходимость адекватного развития генерирующего, сетевого комплексов, а также комплекса добычи и обработки первичных энергоресурсов, разработка Укрупненного плана представляется весьма своевременной и важной задачей.

План построен в виде «дорожных карт» по следующим направлениям: развитие нефтегазового комплекса (с подразделением по характеру выполняемых работ), развитие угольной промышленности, развитие электроэнергетики.

Основное содержание «дорожных карт» составляет перечень перспективных технологий, обеспечивающих достижение формулируемых для каждой из отраслей целей с выделением этапов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создания опытно-промышленных образцов и их освоения, использования технологий и оборудования в промышленных масштабах.

«Дорожные карты» инновационного развития отраслей ТЭК России опираются на анализ результатов реализации основных направлений технологического развития, предусмотренных «Энергетической стратегией – 2020», мировых тенденций в создании и освоении передовых технологий, формируемых концепций технической политики и стратегий развития отдельных отраслей ТЭК России на период до 2030 года.

 

– Какие проблемы стоят на пути развития электроэнергетики и что, на Ваш взгляд, должно предпринимать государство, чтобы отрасль быстрее выходила из режима «рискованной эксплуатации», а инновационные технологии становились бы не сенсацией, а нормой?

– Риски связаны со многими факторами. Пока еще отсутствует четкая государственная политика по обеспечению динамичного инновационного развития отраслей ТЭК. Научный и инженерный потенциал страны сильно ослаблен, а электроэнергетика, как и все отрасли ТЭК, испытывает дефицит квалифицированных специалистов.

Отдельно скажу об энергетическом машиностроении. Машиностроительная отрасль России сегодня не в полной мере способна выполнить поставленные задачи по инновационному развитию. В связи с этим объективно возникает необходимость в закупках оборудования за рубежом, а значит, возрастает риск попасть в зависимость от зарубежных энергомашиностроительных компаний при обслуживании и ремонте этого оборудования.

В настоящее время большая часть работающего оборудования – это оборудование технического уровня 50-х – 60-х гг. ХХ столетия. В последние десятилетия инновационное развитие отраслей ТЭК практически затормозилось. В то же время за рубежом новые энергетические технологии активно развивались и были доведены до высокоэффективных промышленных образцов оборудования.

В свое время инновации в электроэнергетике, или, как тогда их называли – новая техника и технологии – щедро финансировались, поощрялись, и отечественная энергетика развивалась опережающими темпами. Достижения науки позволили создать современную техническую и технологическую базу, на основе которой отечественное энергетическое машиностроение полностью обеспечивало потребности электроэнергетики. Важнейшим достижением стало создание уникальной и крупнейшей в мире Единой энергетической систем – ЕЭС России с протяженностью линий электропередачи свыше 2,5 млн км, способной передавать по стране вслед за сменой времени суток до 8 млн кВт мощности за счет параллельной работы электростанций, размещенных на 11 часовых поясах.

ЕЭС России и по сей день является самой надежной энергосистемой в мире, способной противостоять развитию нарушений, возникающих в отдельных ее элементах, вследствие высокой степени организации и эффективности управления. За все годы работы ЕЭС не произошло ни одной крупной аварии, подобной тем, которые периодически происходят в Северной Америке и Европе. Сейчас, на современном этапе развития отечественной энергетики, чрезвычайно важно не растерять тот запас прочности и надежности, который был заложен предшественниками нынешних топ-менеджеров и владельцев энергокомпаний.

До последнего времени внедрение инноваций в отрасль встречало большие трудности, занимало немало лет и требовало большого энтузиазма авторов. В стране отсутствовал постоянно пополняемый набор готовых к внедрению эффективных прорывных быстроокупаемых технологий и оборудования, сертифицированного, доказавшего свою надежность, гарантирующего экономическую эффективность и рентабельность для инвесторов. Такая ситуация не преодолена, не созданы саморегулирующие механизмы, обеспечивающие внедрение инноваций в энергетику.

Наличествует слабая коммерциализация научных идей и разработок, разобщенность инжиниринговых структур, готовых продвигать инновации на рынок, налицо неготовность рынка к внедрению инноваций. Отсутствует явная заинтересованность бизнеса в реализации мероприятий по инновационному развитию.

Стоящие перед энергетикой ответственные задачи инновационного развития требуют скоординированных действий различных направлений академической и прикладной науки, инжиниринговых компаний, понимания важности и финансово-экономической полезности инноваций участниками энергетического рынка и государством.

Путь инноваций в современной электроэнергетике тернист. В свое время страна находила возможности для внедрения передовых в мире паросиловых установок отечественного производства на сверх- и суперкритических параметрах, первых атомных электростанций, энергоблоков единичной гигаваттной мощности и других существенных технических достижений. Со временем многие приоритеты были утрачены. Необходимо их восстанавливать.

Беседу вел Эдуард ПОРЕТ

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Система 5S 15 чек-листов, примеры, фото и многое другое
Система 5S