В апреле 2008 года в Дубне состоялось заседание Президиума Государственного совета, где первые лица государства обсудили вопросы развития национальной инновационной системы Российской Федерации. С того момента прошел почти год. Меняются календарные даты, а проблемы перекочевывают из прошлого в настоящее. Судите сами.
Источник: портал "Управление производством"
В апреле 2008 года в Дубне состоялось заседание Президиума Государственного совета, где первые лица государства обсудили вопросы развития национальной инновационной системы Российской Федерации. С того момента прошел почти год. Меняются календарные даты, а проблемы перекочевывают из прошлого в настоящее. Судите сами.
Дмитрий Медведев, Президент Российской Федерации:
«Инновационная система – это такой приводной механизм научно-промышленного развития, который применяется в большинстве современных государств. Ее главная задача – обеспечить эффективное прохождение всего инновационного цикла. Именно на это работает целая совокупность правовых, экономических, организационных и финансовых инструментов. И именно к этой модели мы сегодня и стремимся.
Что касается нашей системы, российской инновационной системы, у нас, с одной стороны, созданы и уже работают ее основные элементы, однако… инструменты поддержки инноваций сегодня слабо увязаны друг с другом. Отдельные циклы инновационного производства разобщены и плохо состыкованы друг с другом. <…> И мы просто вынуждены открыто констатировать, что сегодня, по сути, системой они не являются.
<…>
Я думаю, что главным врагом инноваций является инертность нашей административной системы, которая проявляется везде, начиная с федерального уровня и заканчивая муниципальным. По сути, мы сами вредим себе, потому что у нас общество с блестящим инновационным потенциалом, про креативность нашей нации говорится везде, в самых разных местах, мы сами понимаем, что способы к быстрому и творческому мышлению, но сами же себе и обрубаем все»*.
Алексей Кудрин, заместитель Председателя Правительства РФ, министр финансов РФ:
«Инновационная разработка имеет достаточно длительный цикл и определенные рискованные затраты. <…> Наша экономическая среда на данный момент абсолютно не приспособлена для инновационного обслуживания, или финансовая система не обеспечивает и не обслуживает такие длительные разработки с совершенно прогнозируемым результатом и коммерческой отдачей. Здесь я назову банальную причину: наша макроэкономическая среда, или наша макроэкономика, является недостаточно стабильной и адекватной инновационному типу экономики. Если строго говорить, у нас сейчас нет финансовой среды, которая обеспечивает инновационный тип экономики».
Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ:
«…в России существует система, осуществляется коммерциализация научно-технических результатов, обеспечивается рост производства новой технологической продукции, но масштаб этой деятельности ни в коем случае не может нас устраивать. Это элементы, а не единая мощная комплексная система. И главным ограничителем здесь является как раз недостаток этого комплексного подхода к развитию инновационного сектора, подхода, при котором любые решения экономической направленности рассматривались бы с позиции стимулирования именно инновационного развития. Именно в этом случае мы могли бы перейти от управления затратами к управлению результатами и обеспечить инновациям адекватную роль в развитии экономики страны. Сегодня все-таки мы главным образом говорим, как потратить деньги.
<…>
Инновация – это движение вперед и важнейший инструмент развития всех сторон общества, но, конечно, он ломает существующие правила. Это все-таки инструмент развития, и если он развивает, то, несомненно, что-то отметает, что-то ломает. И всегда существуют опасности, что при этих изменениях мы что-то потеряем, но мы можем гораздо больше приобрести. И такой мягкий, медленный эволюционный путь для этого, наверное, не годится».
Виктор Толоконский, губернатор Новосибирской области:
«…существующее законодательство и управленческая практика нацелены на поддержание сложившихся условий и структурных пропорций, но слабо адаптированы к решению задач быстрого инновационного развития. Поэтому для успешной реализации инновационной стратегии нам необходимо качественно обновить и наше законодательство, и нашу систему управления.
<…>
Систему государственного управления необходимо максимально ориентировать на проектно-целевой принцип. Обычно механизм согласования не всегда обеспечивает нужную динамику в принятии управленческих решений. Политическая стабильность и особая важность инновационной политики дают нам основание предложить, чтобы реализация особо крупных и значимых проектов регулировалась указами Президента России…»
Дмитрий Зеленин, губернатор Тверской области:
«Национальная инновационная система должна касаться, на мой взгляд, не только технологических инноваций. Она не может существовать без осуществления организационно-управленческих инноваций. И здесь непрерывная система обучения внедрению инноваций, в том числе и для руководителей предприятий, должна тоже встать на государственный уровень».
Валентин Пармон, директор Института катализа им. Г. К. Борескова Сибирского отделения РАН
«…для того чтобы работать в той зоне, где больше всего можно дать прирост ВВП, не хватает еще одного главного элемента… Речь идет о поддержке и создании, инициации создания инжиниринговых компаний, которые готовят технологии на продажу.
Современный бизнес имеет довольно много денег (особенно это нефтепереработка, нефтехимия), они готовы купить технологии. Но эти технологии не есть то, что делают в научных лабораториях, это технологии, которые испытаны, в том числе на надлежащем уровне.
<…>
Мы считали бы чрезвычайно эффективным для России сейчас попытаться сконцентрироваться на создании таких инфраструктурно-технологических баз, как их можно назвать, инфраструктурно-технологических кластеров».
P.S. Возникает один вопрос: когда инновационные порывы государства из бесконечных упражнений в риторике преобразуются в конкретные действия и измеримые результаты?
* Здесь и далее цитаты приводятся по стенограмме выступлений на заседании Президиума Государственного совета «О развитии инновационной системы Российской Федерации», состоявшегося в апреле 2008 г. в Дубне.