0 комментариев

Сергей Михайлов: «Создать силиконовую долину российской энергетики»

О приоритетах развития российской энергетики в новых условиях рассказал Сергей МИХАЙЛОВ, директор сводного департамента государственной энергетической политики Министерства энергетики Российской Федерации.

Источник: портал Управление производством

О приоритетах развития российской энергетики в новых условиях рассказал Сергей МИХАЙЛОВ, директор сводного департамента государственной энергетической политики Министерства энергетики Российской Федерации.

 

– Сергей Алексеевич, дискуссии о «глубине», предполагаемой продолжительности кризиса еще продолжаются, но наступила пора конкретных, конструктивных действий по минимизации его последствий…

– Действительно, сама тональность обсуждения влияния кризиса на экономику меняется. Меньше эмоций – больше анализа и предложений по преодолению его последствий. Недавно на заседании правления РСПП с участием первого заместителя председателя Правительства РФ Игоря Шувалова и представителей Минэнерго России обсуждался вопрос, каким же образом мы должны этот кризис пережить, как свести к минимуму его последствия. Это касается и топливно-энергетического комплекса страны, в частности электроэнергетики. 

Каково влияние мирового экономического кризиса на отечественный ТЭК? Прежде всего, это снижение объемов энергопотребления и соответственно производства электроэнергии объясняется двумя причинами. Первая – аномально теплое начало зимы в большинстве субъектов РФ. Такие мягкие природно-климатические условия привели к снижению потребности в энергоресурсах примерно на 3–4%. Плюс еще на 5–6% энергопотребление снизилось по причине сокращения объемов производства продукции, прежде всего в энергоемких отраслях, из-за последствий кризиса.  

Как нам реагировать на эту ситуацию? Реальный выход – реализация комплексной программы по энергосбережению и энергоэффективности. Конечно, это не панацея от всех бед, но развивая его, можно значительно снизить издержки, что даст возможность многим предприятиям и организациям не просто выжить, но и достаточно эффективно работать в кризисный период. 

 

– Здесь, наверное, можно сказать, что «не было счастья, да несчастье помогло». О необходимости повышения энергоэффективности нашей экономики говорилось предостаточно, но реальных достижений в этом направлении было немного. Возможно, новые экономические реалии заставят, наконец, перейти от слов к делу…

– В этом смысле кризис, возможно, окажется даже в чем-то полезным. Мы часто говорим, что энергоемкость нашей экономики в 2,5–3 раза выше, чем в развитых странах Европы, США и Канаде. Поэтому и продукция у нас по целому ряду позиций недостаточно конкурентоспособна. Особенно по товарам, где доля топливной составляющей в себестоимости велика.  

Реализуя задачи, поставленные Президентом и Правительством России, Министерство энергетики РФ разработало комплекс мер по реализации политики энергосбережения и повышению энергоэффективности российской экономики. По нашей инициативе создан Межведомственный координационный совет по этой проблематике с участием представителей бизнеса и регионов. Разработанный комплекс мер по энергоэффективности был этим Советом рассмотрен и одобрен.  

Правительством РФ недавно принято решение о необходимости разработки в 2009 году государственной программы по энергосбережению. Головным министерством, ответственным за разработку этой программы, определено Минэнерго России. 

 

– Но для реализации программы по энергосбережению нужны соответствующие специалисты. В докризисный период ее наверняка было бы труднее претворить в жизнь по этой причине?

– Согласен. Но опять же, сегодня сама кризисная ситуация как бы подсказывает нам решение этой проблемы. Одним из последствий кризиса станет высвобождение определенной части персонала на предприятиях. Встает вопрос: а что же предложить людям? Мы считаем, что необходимо организовать широкую компанию по переквалификации, подготовке, переподготовке персонала, прежде всего, в тех отраслях и по тем направлениям, которые будут наиболее востребованы в новых экономических условиях, в том числе в части инновационных технологий, инновационных разработок. В то же время появляется реальная возможность на базе высвобождаемого персонала подготовить специалистов в области оказания энергосервисных услуг.

В настоящее время наше министерство совместно с Минэкономразвития России и с депутатами Государственной Думы активно участвует в разработке нового законопроекта – «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». И в нем, в частности, предусматривается реальное развитие механизма применения энергосервисных услуг.

«Классическая» схема энергосервиса состоит в следующем. Сервисная компания приходит, например, на предприятие ЖКХ и заявляет о своей готовности внедрить комплекс энергосберегающих мероприятий. При этом затраты на выполнение этих мероприятий покрываются за счет прибыли от экономии энергии. В дальнейшем полученная прибыль распределяется, как правило, поровну между энергосервисной компанией и самим потребителем услуг.

Мы считаем вполне реальной ситуацию, если, например, на каком-нибудь крупном металлургическом предприятии часть персонала будет вынужденно сокращена, то вполне реально подготовить на их базе группу специалистов по оказанию энергосервисных услуг, которые вернутся на это же предприятие, но уже в другом качестве – помощников решения задач по снижению издержек, связанных с приобретением и использованием ТЭР.

Надо сказать, что эту идею поддержало Минобрнауки России. Мы запланировали в ближайшее время подготовить совместное соглашение и разработать совместную программу по организации обучения. Нам хорошо известны все существующие центры обучения в сфере энергетики, и думаю, что мы сможем их привлечь для выполнения этой работы.

Есть и другая сторона кадрового вопроса. Дело в том, что Бюджетный кодекс в новом виде не стимулирует внедрение энергосберегающих технологий в бюджетной сфере. Сами предприятия практически не получают от этого никакой выгоды. Добились экономии, предположим, электроэнергии – значит, на следующий год ее поставки ограничат. Поэтому если какие-то энергосберегающие технологии, оборудование и внедрялись, то, прежде всего, за счет применения «административного ресурса».

А вот если полученную прибыль предприятие будет иметь право оставить у себя, поделив ее с энергосервисной компанией, – это уже, согласитесь, реальный стимул.

Хотелось бы рассчитывать на положительное решение этого вопроса на законодательном уровне. Показательно, что даже финансисты нас в этом поддерживают. В период кризиса все посмотрели на многие вещи другими глазами.

На сегодня одновременно с проектом вышеуказанного закона подготовлены предложения о внесении необходимых дополнений и изменений в действующее законодательство, в том числе и в Бюджетный кодекс. Мы предлагаем для предприятий бюджетной сферы возобновить и внести отдельной строкой в бюджет расходы на оплату услуг или закупку топливно-энергетических ресурсов, то есть определить – сколько средств на это будет тратиться. Нам представляется, что это очень важный элемент всей системы организации работ по энергоэффективности в бюджетных организациях.

Очевидно, что энергосбережение становится одним из основных векторов развития экономики. Так, еще 4 июня 2008 года вышел Указ Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической, экологической эффективности российской экономики», в котором было дано поручение Правительству Российской Федерации в том числе ввести в качестве обязательных показатели энергоэффективности в действующий закон «О техническом регулировании».

 

– Однако сам принцип построения технических регламентов таков, что они в первую очередь касаются вопросов обеспечения безопасности.

– Ранее критерии энергоэффективности могли закладываться только в национальные стандарты или стандарты организаций. Но стандарты, во всяком случае, на сегодня – документы добровольного применения. А технические регламенты – обязательны для исполнения. После того как вышел Указ Президента Российской Федерации от июня 2008 года, Минэнерго России были предложены соответствующие изменения и дополнения в действующий закон «О техническом регулировании». Все это подтверждает тезис о том, что энергоэффективность – это один из главных элементов энергобезопасности.

Общеизвестно, что продукция отечественного ТЭК в значительной степени ориентирована на экспорт. Поэтому внедрение оборудования и/или технологий, которые позволят сократить количество энергоресурсов, потребляемых на собственные нужды либо на производство продукции, автоматически в размере этой самой экономии увеличит нашу «экспортную составляющую», а это – дополнительные поступления в бюджет, что, в свою очередь, обеспечит и дополнительные возможности внедрения новых технологий для дальнейшего развития. Такая вот получается «замкнутая система».

Минэнерго России уже представило свои предложения в Минпромторг России. В новом виде изменения и дополнения к ФЗ «О техническом регулировании» находятся на экспертизе в Главном правовом управлении Администрации Президента РФ.

- К чему это может привести?

- Думаю, что следующим этапом станет маркировка продукции по уровню энергопотребления. Такая практика давно и успешно действует на Западе. В принципе,  мы уже давно готовы к такому шагу, а появление требований по энергоэффективности в техрегламентах несомненно ускорит начало этого процесса. Далее следует ждать появления национальных стандартов предприятий, содержащих еще более жесткие требования по энергоэффективности, чем те, которые прописаны в техническом регламенте.В конкурентной борьбе побеждают энергоэффективные компании..

Кроме того, мы уделяем повышенное внимание вновь возникшим вопросам информационного разъяснения населению целесообразности и необходимости экономии и эффективного расходования ТЭР. Для развития данного направления Министерством подготовлена специальная программа мер, реализация которой начнется уже в этом году. Подчеркну, что эти меры будут в корне отличаться от банальных методов борьбы с расточительностью типа «Уходя, гасите свет!». В программе предусмотрено, в частности, формирование обучающей сети в регионах, анимационных фильмов «энергосберегающей тематики» для разных категорий зрителей, специальных брошюр для детейв виде комиксов и другие. В конечном итоге, необходимость эффективного расходования ТЭР должны понимать все – от руководителей крупных предприятий до отдельных обывателей.

Для реализации общегосударственной политики по повышению энергоэффективности это необходимо. Причем, в условиях кризиса добиться такого понимания, понятно, легче. Мелочей не бывает. Даже страны Западной Европы, которые в вопросах энергоэффективности продвинулись гораздо дальше нас, поставили задачу к 2020 году еще на 20% снизить уровень энергопотребления. У нас возможности в этом плане гораздо шире.

 

- Одним из резервов энергосбережения является активное внедрение инновационных технологий. Насколько сильно, на ваш взгляд, кризис повлиял на перспективы инновационной деятельности на предприятиях ТЭК?

- Когда в процессе реформирования электроэнергетики частные компании выкупали объекты генерации, они, в том числе, подписывались под определенными обязательствами, связанными с развитием и реализацией инвестиционных программ.

Сейчас владельцам территориальных и оптовых генерирующих компаний (особенно это связано с тепловой генерацией - именно она была отдана в частные руки) сложно реализовывать эти программы, т.к.  для этого, как правило, использовались кредитные схемы.

В сложившихся условиях, государство ставит задачу поддержать, прежде всего, те компании ТЭК, которые имеют стратегическое значение и непосредственно влияют на надежность и устойчивость работы энергетической системы страны. Список таких предприятий утвержден Правительством РФ. Естественно, что в случае финансовой поддержки государство должно присутствовать в такой компании в качестве акционера либо увеличить долю своего присутствия.

 

- Если говорить о конкретных направлениях инновационной деятельности, какие из них можно сегодня считать наиболее актуальными, перспективными?

- Основные приоритеты развития электроэнергетической отрасли определены в Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года, одобренной Правительством Российской Федерации. Государство определило приоритетность сооружения крупных объектов гидрогенерации, атомной и угольной генерации, а также сетевого хозяйства.

Что касается инновационных технологий, то в электроэнергетике особенно актуально внедрение парогазовых циклов.  

Несомненно, что особое внимание следует уделять развитию угольной генерации. Угольные станции на сегодня имеют самый высокий процент износа базового оборудования. Кроме того, мы будем активно поддерживать направление, связанное с использованием в электроэнергетике нанотехнологий. В первую очередь, это касается возможностей увеличения ресурса действующего оборудования на электростанциях. Например, путем обработки наночастицами вращающихся частей двигателей, роторов, редукторов и т.п., возможно увеличение  срока их службы в 2,5-3 раза. Причем, речь идет о технологиях, которые в России уже разработаны и апробированы на практике. Интересны для применения добавки наночастиц в жидкое топливо, Что позволяет при сжигании мазута значительно повысить КПД котельных установок. И этот перечень можно продолжить.

 

- А как Министерство энергетики поддерживает эти разработки?

- Во-первых,  мы можем стимулировать доведение и продвижение этих разработок по «ниокровской» линии. Есть и второе направление, на наш взгляд, весьма перспективное. Многие компании имеют довольно интересные наработки для ТЭК, но зачастую о них мало кто знает. Поэтому наша задача, используя в хорошем смысле слова свой «административный ресурс», познакомить как можно больше предприятий с возможностью реального использования этих разработок, помочь разработчикам наладить контакты с потенциальными потребителями.

Если говорить о поддержке инновационной деятельности в целом, есть базовая идея, предложенная нашим  Министром. Это идея создания некоего центра, «общего энергетического дома», под крышей которого собрать компании, занимающиеся новыми разработками для энергетики.

 

- Своего рода энергетическая «силиконовая долина»?

- Можно сказать и так. И все это - «под крылом» Минэнерго России. Причем, речь идет не только о компаниях, занимающихся инновационной деятельностью, но и информационно-аналитическими и выставочными направлениями работ. То есть, их спектр будет достаточно широк.

Цель - обеспечение комфортных условий для деятельности компаний, снижения рисков. Постараемся системно привлекать к этой работе как можно большее количество спонсоров, хотя в нынешних условиях это будет непросто.

 

- Но помимо разработки инновационных технологий в отрасли есть известная проблема, связанная с их внедрением на предприятиях, проблема востребованности инноваций.

- Действительно, с этим у нас в последнее время были большие трудности. Но сейчас, на мой взгляд, ситуация все-таки меняется к лучшему. Постепенно к руководству компаниями приходят менеджеры новой формации. В современных условиях любая инновация, которая понятна, апробирована и может уже в ближайшие три-пять, а лучше два-три года дать для компании значительную экономию, конечно, будет востребована.

Порядок финансирования ряда прорывных разработок в области новых технологий и оборудования, которые ведутся на основе принципов частно-государственного партнерства, способствует созданию консорциумов, объединяющих разработчиков и потенциальных потребителей. Последние еще на стадии разработки становятся совладельцами будущих технологий и оборудования, соответственно, частично финансируя эту разработку. И надо сказать, что по целому ряду направлений такое встречное движение уже есть.

Этим вопросом сегодня активно занимается Минобрнауки России. Оно поддерживает разработки в широком спектре, почти во всех отраслях. Иногда речь идет о разработках, которые находятся практически в зародыше. Для нас важны прежде всего прикладные разработки для ТЭК, которые имеют четкий признак «инновационности». Подчеркну, что речь не идет о фундаментальных исследованиях, которые должны проводиться под эгидой РАН. Наша цель – точечная поддержка коллективов, уже имеющих некий «инновационный задел». Нужно создать им условия для успешного завершения работы, а также - помочь расширить спектр применения инновационной разработки. Идея «общего энергетического дома» для таких компаний видится очень перспективной.

 

- Минэнерго подготовило проект Энергетической стратегии России до 2030 года. В чем его отличие от аналогичного документа на период 2005-2020 гг.?

- Министерством энергетики Российской Федерации разработан проект Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030). В настоящее время идет процесс согласования проекта Стратегии с субъектами Российской Федерации, заинтересованными министерствами, ведомствами, компаниями. Данный документ является не просто пролонгацией предыдущей стратегии до 2020 года, а формирует новые стратегические ориентиры развития энергетического комплекса в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития, определенный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

ЭС-2030 базируется как на оценке опыта реализации предыдущей стратегии, так и на анализе существующих тенденций, новых вызовов и рисков развития мировой энергетики. Важнейшие цели ЭС-2030 определены инвариантно, в том числе с учетом возможных последствий глобального экономического кризиса.

Прежнюю Стратегию критиковали за ее декларативность. Но стратегия – это не программа. Она так и называется, потому что определяет базовые направления развития энергетики. Но мы постарались учесть все те замечания, которые были высказаны. Нами было сформировано 15 отдельных групп по возможным направлениям развития ТЭК, в которых вошли ведущие специалисты и крупнейшие ученые страны в сфере энергетики.

В подготовленной Минэнерго Энергетической стратегии России до 2030 года предусматривается в том числе поддержка реализации политики энергосбережения и роста энергоэффективности. В этом нам видится огромный резерв развития как отдельных, особенно энергоемких отраслей, так и экономики нашей страны в целом.

 

Беседу вел

Виктор РОДИОНОВ

0 комментариев
Отправить
обсуждения
рейтинг тех, кто больше всех освоил денег (уверен, что об откатах речь не шла) и ни слова про увелич... Итоги рейтинга «Лидеры информационных технологий для промышленности – 2024»
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”