0 комментариев

Рискуют все – платят недальновидные

«Секреты» успешного внедрения международного стандарта OHSAS – на основе обобщения практического опыта «пионеров внедрения» раскрывают Виктор Паули, председатель Комитета по качеству в электроэнергетике Всероссийской организации качества, профессор д.т.н., к.э.н., и Виктор Шереметьев, генеральный директор НПЦ «Экопромсертифика» к.ф.-м.н.

Источник: портал "Управление производством"

 

«Секреты» успешного внедрения международного стандарта OHSAS – на основе обобщения практического опыта «пионеров внедрения» раскрывают Виктор Паули, председатель Комитета по качеству в электроэнергетике Всероссийской организации качества, профессор д.т.н., к.э.н., и Виктор Шереметьев, генеральный директор НПЦ «Экопромсертифика»[1] к.ф.-м.н.

 

Тенденция видеть основную причину недостаточно динамичного развития российской энергетики, низкой инновационной активности энергокомпаний в отсутствии ресурсов, прежде всего материальных, до сих пор весьма распространена в сознании отечественных управленцев. Между тем мировой опыт свидетельствует о том, что одним из наиболее эффективных инструментов повышения конкурентоспособности и развития компаний является использование резервов управления. Обнаружить же и задействовать эти резервы позволяет внедрение современных систем менеджмента в соответствии с международными стандартами.

 

Оценить, чтобы предотвратить 

Рекомендации и алгоритм разработки и внедрения системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности, соответствующей требованиям международного стандарта OHSAS, были изложены РАО «ЕЭС России» в 2007 году – в приказе от 16.10.2007 № 656 «О мерах по предотвращению травматизма». А первые в энергосистеме России сертификаты соответствия стандарту OHSAS 18001:1999 были вручены отдельным энергокомпаниям – участникам пилотного проекта по применению лучших практик менеджмента производственной безопасности и здоровья персонала еще в августе 2006 года. Тем не менее для подавляющего большинства предприятий отечественного энергосектора внедрение и применение данного стандарта и сегодня представляют собой новый подход к управлению сферой охраны труда и без преувеличения могут быть отнесены к задачам инновационного развития организации.  

Следует пояснить, что требования OHSAS 18001 к системе менеджмента отнюдь не являются чем-то искусственным, придуманным специально для подобных систем управления. Напротив – все элементы и требования данного стандарта разработчики почерпнули из реально существующих эффективных систем менеджмента. Более того, действующие на многих российских предприятиях, в том числе энергосектора, системы управления в области охраны труда (СУОТ) определенно содержат основные требуемые компоненты OHSAS 18001. Принципиальное отличие OHSAS от более привычных для нас СУОТ состоит в том, что соответствие названному международному стандарту удостоверяется сертификатом, в то время как СУОТ не сертифицируются.

Наличие же сертификата соответствия любому международному стандарту, как известно, дает компании множество преимуществ, позитивно влияя на ее имидж в глазах потенциальных партнеров и потребителя. Не менее важно и то, что подтверждение соответствия международным стандартам в области качества, экологии и профессиональной безопасности нередко является обязательным условием, выдвигаемым заказчиками, инвесторами, страховыми компаниями. 

OHSAS (от англ. Occupational Health and Safety Management Systems – система управления профессиональной безопасностью и здоровьем, или система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья) – международный стандарт в области охраны труда и техники безопасности на производстве.

В настоящее время в международной практике применяются два документа по OHSAS: OHSAS 18001 – стандарт, излагающий требования, при выполнении которых система менеджмента организации признается соответствующей стандарту, что удостоверяется сертификатом; OHSAS 18002 – руководство по применению OHSAS 18001, которое не добавляет новых требований и не содержит обязательных указаний по внедрению самого стандарта, а лишь дает рекомендации по его выполнению.

Действующая редакция стандарта – OHSAS 18001:2007 – регламентирует политику организации в области охраны труда и техники безопасности, процедуру идентификации опасностей и оценки рисков, процесс планирования, вопросы компетентности, обучения и распределения ответственности среди персонала, корректирующие и предупреждающие меры, а также ряд иных процедур (управления документами, мониторинга результативности системы, расследования инцидентов и др.). 

Несомненным достоинством стандарта OHSAS является полная совместимость его требований с требованиями стандартов ISO 9000 и ISO 14000, что позволяет в дальнейшем интегрировать все внедренные системы менеджмента с целью наиболее эффективного управления организацией и достижения ее бизнес-целей.

Ядро рассматриваемой системы менеджмента составляют идентификация и управление рисками в области профессионального здоровья и производственной безопасности с целью улучшения показателей результативности организации в этой области. Для чего необходимо идентифицировать опасности и оценивать риски? Во-первых, для того, чтобы оценить возможные потери компании, в том числе и финансовые, связанные с аварийными ситуациями и инцидентами, травмами и профессиональными заболеваниями. Во-вторых, эта работа дает возможность определить своего рода «контрольные точки», то есть наибольшие риски, и приоритетные направления для эффективного вложения средств компании в самые проблемные зоны. Наконец, идентификация и оценка рисков – это действенный инструмент предупреждения аварий и инцидентов, а также оперативного и результативного реагирования в случае, если предотвратить таковые не удалось.

 

Вариант методики расчета рисков 

Приняв решение о внедрении новой системы менеджмента, руководство любой организации задается первым закономерным вопросом: «С чего начать?»

В случае с внедрением OHSAS начать следует с диагностического аудита, в ходе которого оценивается состав и работоспособность существующей на предприятии системы управления в области охраны труда и техники безопасности. На основе такого аудита формируется перечень элементов системы, которые нуждаются в доработке или должны быть разработаны «с нуля», и определяется график внедрения новой системы менеджмента. О результатах данного этапа, как, впрочем, и всех последующих, ответственные лица докладывают руководству предприятия, которое и принимает соответствующее решение.

На следующем этапе, как правило, создается рабочая группа (координационный совет), несущая в дальнейшем ответственность за все мероприятия по разработке, внедрению и эксплуатации системы менеджмента (СМ). 

Упомянутые выше мероприятия включают доработку имеющихся и разработку новых компонентов системы, подготовку документации, обучение персонала, прохождение процедур получения сертификата соответствия. Для успешного их осуществления предприятия обычно привлекают консультантов.

Основное же внимание, разумеется, необходимо уделить идентификации опасностей и оценке рисков, поскольку именно эти понятия лежат в основе современной системы менеджмента в области охраны труда.

Существуют разнообразные подходы к расчету рисков и выявлению действующих опасностей – от самых простых, типа матрицы 3х3, содержащей качественные определения вероятности риска («низкая», «обычная» и «высокая») и последствий («небольшие», «значительные», «катастрофические»), до сложнейших, основанных на аналитическом определении опасности и имитационном расчете риска. Но какой бы подход ни выбрала организация, опыт внедрения систем менеджмента профессионального здоровья и безопасности в энергокомпаниях показывает, что методика оценки рисков в конечном итоге должна позволить:

– определить риски для каждого работника по всем видам его деятельности и по каждому подразделению и предприятию в целом;

– оценить долю тех или иных опасных факторов в потенциальном травматизме;

– получить исходную информацию для оценки затрат на достижение желаемого уровня риска.

Мы остановимся на варианте, позволяющем рассчитать риск для любой группы сотрудников, работающих в условиях с опасными факторами.  

В рамках данной методики начать нужно с отбора опасностей. Теоретически при выполнении определенной работы сотрудник подвергается едва ли не всем существующим опасностям – от тех, что имеют место в повседневной жизни (например, дорожно-транспортные происшествия), до весьма экзотических для наших широт (наподобие землетрясения). Для того чтобы не утонуть в долгих и бессмысленных обсуждениях потенциальных последствий маловероятных происшествий, круг реально существующих опасностей целесообразно сразу ограничить. Практика показывает, что хорошим подспорьем здесь является перечень опасностей и опасных производственных факторов, закрепленный ГОСТом 12.0.003-74. Причем из названного перечня отбираются только те опасности, которые значимы для данного предприятия и на которые можно воздействовать мерами управления. Окончательное решение о том, какие опасности оставить в списке, обычно принимается в ходе рабочего совещания руководства подразделений.

Далее необходимо сформировать перечень работ, выполняемых предприятием. Для организаций энергетического профиля этот перечень может быть основан на таких документах, как Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТР РМ 016-2001, РД 153-34.0-03.150-00), Правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей (РД 34.03.201-97), Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей (СО 34.04.181-2003), и других.

Следующим шагом будет определение для каждой пары «опасность – работа» значения вероятности наступления события. Каждое событие имеет фиксированное число последствий: микротравма, не требующая обращения к врачу; легкая травма, требующая кратковременного (до нескольких суток) обращения к врачу; тяжелая травма; смертельный случай. В свою очередь, каждому последствию можно придать денежное выражение (например, 500, 5 000, 100 000 и 500 000 рублей), соблюдая при этом соответствие этих показателей средним выплатам по регионам и отраслям при наступлении аналогичных последствий. Количество и шкалу последствий необходимо зафиксировать до начала расчетов.

Определить значение вероятности наступления того или иного события помогут многолетние данные по отрасли, отражающие частоту соответствующих происшествий. В любом случае процедура получается трехступенчатая: вначале оценку дает руководитель подразделения, затем работники службы охраны труда приводят все оценки по подразделениям к единому знаменателю и, наконец, на рабочем совещании принимается окончательное решение.

Работа по оценке опасностей и расчету рисков завершается заполнением двух таблиц: таблицы персонала подразделения и таблицы подверженности выбранным опасностям всех сотрудников подразделения. Обычно это поручают сделать руководителям соответствующих подразделений.

Для каждой пары «работа – опасность» и по каждому возможному последствию рассчитываются основные, базовые риски, то есть риски, обусловленные возможной частотой происшествий и продолжительностью воздействия опасностей. Риск как сумма ущерба, приходящегося на одного работника в год, можно рассчитать по формуле:

 

Р = Ч х П х Пр/365,

 

где Р – основной риск, Ч – возможная частота несчастных случаев (число случаев, приходящееся на одного работающего за год); П – последствия, то есть ущерб в рублях, приходящийся на один случай; Пр/365 – относительная продолжительность воздействия опасности на персонал.

 

 

Как обеспечить точность расчета 

Применяя вышеописанную методику, можно получить достаточно объективное представление об основных рисках в области профессиональной безопасности и здоровья, характерных для данного предприятия. Тем не менее для получения более точных результатов, которые в полной мере отражали бы специфику организации, в расчет необходимо включить дополнительные данные.

Внедрение рассматриваемой системы менеджмента на предприятиях электроэнергетики показало, что при расчете рисков нужно учитывать следующие дополнительные факторы:

– средний процент износа оборудования;

– количество технологических нарушений, в том числе по вине персонала;

– количество особо опасных и потенциально опасных мест;

– результаты аттестации рабочих мест (а именно количество рабочих мест, классифицируемых как «вредное» или «опасное»);

– количество выявленных нарушений, в том числе повторных;

– серьезность выявленных нарушений (на основании классификатора нарушений, который, как правило, разработан в любой организации энергетики).

Отметим, что конкретный дополнительный фактор может воздействовать не на все идентифицированные опасности, работы и не на каждого сотрудника организации. Поэтому при сборе информации по подразделениям их руководители заполняют специально разработанные формы, отмечая в них только те параметры, которые следует учитывать. Эти формы состоят из шести частей (по количеству дополнительных факторов) и содержат перечень идентифицированных опасностей, работ, выполняемых данным подразделением, и его сотрудников.

Алгоритм действий здесь таков:

– вначале учитываются опасности, действие которых может усиливаться под влиянием соответствующих дополнительных факторов, – увеличиваются риски всех сотрудников, выполняющих любую из работ, при которых существует отмеченная опасность;

– далее аналогичным образом учитываются отмеченные работы;

– затем учитываются отмеченные сотрудники.

Изложенная схема позволяет достаточно гибко реагировать на изменяющиеся условия работы и учитывать все риски, существующие для конкретного сотрудника подразделения.

Так, все указанные дополнительные факторы были собраны для конкретного подразделения – района электрических сетей производственного отделения одного из субъектов электроэнергетики Центрального региона, после чего соответствующие риски были пересчитаны.

 

Предложенный механизм учета дополнительных факторов позволяет рассчитывать риски и строить соответствующую систему менеджмента в относящихся к электроэнергетическому сектору организациях любого масштаба и сопоставлять различные их подразделения по величине рассчитанных рисков. Обратим внимание, что учет дополнительных факторов приводит в среднем к пятикратному увеличению риска. В то же время значительная доля рисков может быть уменьшена за счет проведения организационных мероприятий. 

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что реализация энергокомпаниями новых подходов к управлению охраной труда путем внедрения международного стандарта OHSAS 18000 дает возможность снизить риски возникновения травмоопасных ситуаций на предприятии и улучшить условия труда, тем самым способствуя снижению человеческих потерь, включая потерю нетрудоспособности. Осуществляемые в рамках данной системы управления идентификация и оценка рисков позволяют компаниям работать на опережение, предотвращая аварии и технологические сбои и повышая надежность электроснабжения потребителей. В конечном же итоге грамотное построение системы менеджмента производственной безопасности и здоровья персонала ощутимо уменьшает денежные потери, высвобождая средства, которые могут быть вложены в дальнейшее развитие компании.

 


[1] Авторы статьи В. Паули и В. Шереметьев выражают признательность сотрудникам ОАО «Холдинг МРСК» О. Зуйковой и С. Васильеву за помощь при подготовке материала. – Прим. авт.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”