0 комментариев

Призвание инженера — быть проводником инноваций

О ведущей роли инжиниринга в обновлении электроэнергетики рассказывает председатель правления ОАО «Инженерный центр ЕЭС» Сильвиян СЕУ.

Источник: портал "Управление производством"

О ведущей роли инжиниринга в обновлении электроэнергетики рассказывает председатель правления ОАО «Инженерный центр ЕЭС» Сильвиян СЕУ.

  

ОАО «Инженерный центр ЕЭС» объединяет старейшие отечественные научно-проектные организации с почти вековой историей и является одной из самых крупных инжиниринговых компаний в России. В его состав входят институты «Теплоэлектропроект», «Гидропроект», «Энергомонтажпроект», «Нижегородский Теплоэлектропроект», «Фирма ОРГРЭС», «Комплексная изыскательская экспедиция № 5» и Центр службы геодинамических наблюдений в электроэнергетической отрасли (ЦСГНЭО).

 

— Сильвиян Иванович, как Вы охарактеризуете сегодняшнее состояние рынка инжиниринговых услуг?

— Сейчас рынок формируется гораздо активнее, чем можно было бы предполагать. Впервые за последние 15 лет бизнес в области оказания услуг по проектированию и строительству объектов энергетики переживает пик активности. Отмечу, что никогда с момента развала СССР перед проектно-изыскательскими институтами и строительно-монтажными организациями не ставилось подобных задач. Например, в ближайшие 5 лет согласно Федеральной целевой программе планируется ввести в строй более 40,9 ГВт действующих генерирующих мощностей в тепловой и гидроэнергетике с объемом инвестиций свыше 3 трлн руб. Кроме того, в атомной энергетике до 2015 г. предстоит построить энергоблоки общей мощностью 9,8 ГВт.

На российском рынке сегодня работают инжиниринговые компании как со сложившейся репутацией, так и созданные совсем недавно. Основные игроки уже обозначили сферы своего влияния. Так, на базе ведущих проектных институтов сформированы региональные научно-технические и инженерные центры – «СевЗапНТЦ», «Инженерный центр энергетики Урала», «СибНТЦ». Довольно прочные позиции у относительно молодых российских инжиниринговых компаний — ПИЦ «УралТЭП», ОАО «Лонас-технологии» и многих других. Наши инженерные центры уже ощущают конкуренцию и со стороны зарубежных организаций. Например, таких как Poyry, Enprima, Black&Veatch. Как известно, Alston обеспечил инжиниринг для «Мосэнерго», а наш филиал «Институт Теплоэлектропроект» выступил у него в роли субподрядчика. Я считаю, что это сотрудничество достаточно успешное.

Сегодня у нас на рынке не так много иностранных инжиниринговых компаний. Но ввиду того, что спрос на услуги инжиниринга в мире падает из-за разразившегося совсем недавно финансового кризиса, они обязательно обратят внимание на российский рынок. Тем более что в отечественной энергетике намечена долгосрочная стратегическая программа с многомиллиардными инвестициями. В условиях уменьшения количества заказов на крупные объекты перспектива участия в «дележе инвестиционного пирога» в российском энергетическом комплексе привлекает очень многих. В связи с этим я уверен, что в ближайшие годы не исключены попытки поглощения и приобретения российских инжиниринговых компаний крупными зарубежными игроками.

На отечественном рынке представлено также немало организаций, предлагающих инжиниринговые услуги. Однако лишь некоторые из них способны обеспечить комплексный подход — не только разработать проект по заказу, но и предусмотреть в нем соответствующие технологии и оборудование.

 

— Когда мы говорим об инновациях, то подразумеваем способность конкурировать с зарубежными компаниями. Известно, что на проектируемых энергетических объектах внутри России и за рубежом вы больше устанавливаете иностранное оборудование. В какой мере российские технологии конкурентоспособны?

— Не будем лукавить: экономический провал в 90-е годы не прошел бесследно для российского энергетического комплекса, в том числе и для производства оборудования. Только сейчас энергетическое машиностроение в России стало развиваться.

При проектировании объекта мы всегда предлагаем заказчику на выбор все виды оборудования, отечественное — в первую очередь. Но окончательный выбор делает, конечно, уже заказчик.

Нам трудно выдерживать конкуренцию с иностранными производителями и по техническим параметрам, и по цене. Если посмотреть, как организовано производство в компаниях Alstom или Siemens, то мы увидим, что значительная часть их производственных мощностей размещена в Китае или в Корее, где стоимость рабочей силы относительно невысока. В то же время заказчик получает продукт с гарантией качества мирового уровня. Покупка энергооборудования у зарубежных производителей обусловлена сегодня еще и тем, что российские производители пока не в состоянии полностью удовлетворить спрос на внутреннем рынке, хотя наше оборудование по ряду позиций уже не уступает зарубежным аналогам, например оборудование «Силовых машин». Там же, где отечественные производители не могут насытить рынок, это делает Запад.

 

— Какими видятся пути повышения конкурентоспособности отечественного силового оборудования?

— По большому счету я вижу их два. Во-первых, это развитие собственного производства. Во-вторых, объединение с зарубежными производителями с применением западных технологий. Путь создания совместных предприятий в энергетическом машиностроении с ведущими мировыми производителями, думаю, весьма эффективен. С целью адаптации современных мировых технологий к российским условиям следовало бы организовать процесс таким образом, чтобы оборудование, в том числе и выпускаемое по лицензиям, производилось у нас, в России.

Я убежден, что совместные предприятия и активная политика государства в этом направлении принесут быстрый ощутимый эффект. Здесь должна присутствовать, безусловно, государственная поддержка. Очевидно, что в стратегически значимой энергетической отрасли правила игры должно определять государство, чтобы предотвратить зависимость от зарубежных поставщиков. Определенную долю оборудования и комплектующих обязаны выпускать российские предприятия. В этом направлении и стоит двигаться. Другого продвижения к инновациям я не вижу.

 

— В чем, по Вашему мнению, заключается государственная поддержка инноваций?

— Прежде всего в том, чтобы при определенных условиях российский производитель силового оборудования получал некоторые льготы. Если, к примеру, он выиграл тендер на поставку оборудования на зарубежный рынок, скажем в одну из стран ЮВА, в этом случае должна работать система льгот, которая позволила бы сделать конечную стоимость оборудования несколько ниже, чем у конкурентов. Я считаю, что стратегические интересы государства требуют сохранить наше влияние в этом регионе. И здесь интересы государства и бизнеса полностью совпадают.

Пока еще в ряде развивающихся стран многие политики и представители бизнеса неплохо знают русский язык и культуру, поскольку в свое время учились в Советском Союзе. Они доверяют российским технологиям в инжиниринге и оборудованию. Там энергетика построена на нашей технологической базе. Откровенно говоря, именно на них пока еще кое-что держится. Но это поколение уходит, а им на смену приходят более молодые, получившие образование в Европе и США. И они относятся к нам не так лояльно. Я считаю, что в ближайшие 1–2 года упускать нам этот ресурс, дающий России возможность войти в рынок, никак нельзя, в том числе и при поддержке государства.

 

— Как Вы полагаете — в какой мере конкуренция со стороны зарубежных инжиниринговых компаний будет стимулировать развитие российских?

— Безусловно, массовое вторжение иностранных инжиниринговых компаний взбодрит российских инженеров. Конечно, иностранцы не знакомы со спецификой нашего рынка, наших стандартов, местных условий. В какой-то период они будут привлекать нас на привязку, на согласование, на адаптацию проектов. Но этому очень быстро учатся. Я думаю, что через один-два проекта иностранные коллеги смогут обходиться и без участия российских инжиниринговых компаний.

И здесь надо учесть еще одну особенность. Производительность западных инженеров, если судить по выручке на одного сотрудника, гораздо выше, чем у российских. В этой связи следует обратить внимание на наметившуюся интересную тенденцию. На мировом рынке идут те же процессы, что и несколько лет тому назад при разработке программных продуктов. Как известно, в то время небольшие разрозненные коллективы делали свою часть работы в Индии, Китае, в Румынии или Венгрии, а затем пересылали свой «полуфабрикат» в головной офис в Силиконовую долину США, где программы оформлялись в окончательном виде. При этом затраты на разработку были значительно снижены.

Теперь то же самое происходит в инжиниринге и проектировании. Коллективы разработчиков могут находиться на достаточном удалении друг от друга и делать свою часть автономно, а где-нибудь в Париже или в Цюрихе проект собирается воедино. В итоге получается очень качественный и очень дешевый продукт. Пока такие технологии мы не освоили. И в этом состоит очень серьезное конкурентное преимущество иностранных компаний. Выход в том, чтобы, во-первых, внедрять новые технологии и повышать производительность работы наших инженеров. Во-вторых, активно применять удаленное проектирование, например, в той же Индии или Узбекистане.

 

— Есть ли у российских инжиниринговых компаний преимущества перед зарубежными?

— Преимущества, бесспорно, есть. Они, главным образом, обусловлены естественной адаптацией российских компаний к сложившейся десятилетиями нормативной базе и практике строительства объектов. Наши инжиниринговые компании, работая в одной технологии, обладают западным уровнем проектирования.

Сегодня западные компании предпочитают не выходить на российский рынок самостоятельно, а привлекать российских «провайдеров» посредством создания консорциумов. Практика показывает, что в ряде случаев самостоятельность иностранцев на российском рынке оборачивается срывом сроков реализации проектов. Основной проблемой при этом является необходимость адаптации проектной документации к российским нормам.

Кроме того, и мы и Запад сегодня пришли к пониманию необходимости

Синхронизации действий в реализации проекта, как на стадии разработки концепции, так и на стадии адаптации в соответствии с российскими стандартами. При таком подходе процесс разработки сокращается кратно. Некоторые зарубежные консорциумы уже этим заинтересовались.

Что касается инновационных решений, то здесь мы пока отстаем. Например, ряд технологий, которые сейчас используются китайцами и индийцами, основаны на разработках советских времен. Но наши коллеги постепенно их развили и пошли дальше. Мы тоже не стояли на месте, но за последние 15 лет в данной сфере, к сожалению, революционных прорывов не было.

 

— Насколько, по вашему мнению, инжиниринговые компании смогут обеспечить выполнение Федеральной целевой программы развития электроэнергетики?

— Компании, работающие сегодня на российском рынке проектных услуг, реализовать в установленные сроки плановые задания ФЦП не в состоянии. Для выполнения поставленных задач потребуется увеличить активность в сфере энергетического строительства более чем в шесть раз. После 15 летнего застоя в отечественном энергомашиностроении, в строительном комплексе и в инжиниринге способность освоить столь значительные инвестиции вызывает серьезные сомнения.

Поэтому мы неизбежно столкнемся с дефицитом оборудования, которое необходимо для нового строительства и реконструкции отечественной энергетики. Этот вопрос нужно решать уже сегодня, опять же при помощи создания совместных предприятий с ведущими мировыми производителями, а также путем наращивания производственных мощностей действующих предприятий энергомашиностроения.

Впрочем, не стоит забывать, что механизмы рынка давно известны и понятны — спрос рождает предложение. Сегодня уже у многих игроков на рынке возникает соблазн получения крупных заказов. Но, к сожалению, пока не разработаны четкие программы по их выполнению. Не следует упускать из виду, что в настоящее время ощущается определенный недостаток производственных мощностей на предприятиях энергетического машиностроения, в проектных и строительно-монтажных организациях. В управляющих компаниях отсутствует необходимая инфраструктура, ощущается острая нехватка менеджеров, имеющих опыт организации крупных строительных проектов.

Безусловно, в этой ситуации российский рынок становится привлекательным для зарубежных компаний. Речь идет не только об инжиниринге, но и о производителях энергетического оборудования. С приходом в Россию крупнейших транснациональных корпораций ситуация изменится коренным образом. Я имею в виду и возможность вытеснения и поглощения отечественных компаний. Поэтому проникновение зарубежного бизнеса на наш рынок требует четкого государственного регулирования с тем, чтобы российские энергетические компании не попали в жесткую зависимость от иностранных поставщиков оборудования.

 

— Вы видите в поглощении какую-то опасность для отечественного бизнеса или наоборот — возможность для его развития?

— Поглощение, безусловно, пойдет на пользу инновациям. Мне больше по душе такой подход — пусть выживает сильнейший. Я вижу в том возможность для развития российского инжиниринга. Как минимум, увеличится компетентность наших компаний, улучшится их технологическая оснащенность. Но эти процессы не должны проходить без контроля со стороны государства. Энергетика — стратегическая отрасль, кровь экономики. По крайней мере, она не менее важна для страны, чем банковский и финансовый секторы, где давно и подробно прописаны правила игры. В том числе и для иностранных участников. Настало время и в инжиниринге сделать то же самое.

Во времена энергетической монополии РАО «ЕЭС России» заказы распределялись более-менее централизованно. Рынок инжиниринга, по моему мнению, стартовал только с момента ликвидации монополиста. В рыночных условиях мы живем всего лишь чуть больше трех месяцев, и это предоставляет нам неплохой шанс — получше подготовиться к жесткой конкурентной борьбе за заказы. У нас есть прогнозы развития ситуации и понимание того, каким станет рынок инжиниринговых услуг. Но как будут складываться отношения между его участниками, каким образом сформируется баланс спроса и предложения, мы пока представляем недостаточно ясно. Тем не менее, вся генерация сегодня стала частной, и любая компания получила право делать заказы любой проектной организации, в том числе и иностранной. Эти тенденции мы уже наблюдаем и стремимся сделать все, чтобы достойно выступить на конкурентном поле.

Убежден, что сегодня мы должны занять более активную позицию и подсказывать государству необходимые шаги в развитии инжинирингового рынка. Сегодняшний молодой российский рынок инжиниринга дикий: все воюют друг с другом. Это неправильно. Придут к нам иностранные инжиниринговые компании, и с ними будет трудно конкурировать. Нам нужно садиться за стол и договариваться. Именно в этих целях в России сейчас создается Некоммерческая организация «Национальная ассоциация инжиниринговых компаний». Ассоциация будет защищать права и законные интересы российских инжиниринговых компаний, разрешать их споры и конфликты, устанавливать правила и стандарты деятельности, формировать и развивать систему регулирования деятельности участников рынка инжиниринговых услуг, обобщать национальный опыт в области инжиниринга, лоббировать, в первую очередь, интересы российских компаний.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Нам повезло - для нас экскурсию и дегустацию проводила бывший главный пивовар этого завода, было реа... Промышленный туризм: побывай на пивоварне, которой уже более 155 лет!
Подскажите как понять какая методика лучше всего подходит для товара. Есть например три модели попол... Управление запасами
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”