"Сатурн" 0 комментариев

Юрий Шмотин, «НПО «Сатурн»: Конструкторы являются движущей силой, которая меняет компанию

Сегодня ОАО «НПО «Сатурн» стремится отойти от формальных процедур найма, развития и мотивации персонала и формирует комплексную кадровую программу, цель которой – повысить имидж и статус профессии «конструктор».

Ориентация на запросы и ожидания заказчиков является необходимым условием при проектировании новых образцов газотурбинных двигателей, учитывая то, что эта техника может быть востребована через десять-тридцать лет, а может, и больше. Это требует от создателей особого предвидения на каждом уровне конструкторской мысли. Для компании является принципиально важным обладать человеческими ресурсами, которые смогут решать такие многофункциональные задачи. И сегодня служба генерального конструктора ОАО «НПО «Сатурн» стремится отойти от формальных процедур найма, развития и мотивации персонала и формирует комплексную кадровую программу, цель которой – повысить имидж и статус профессии «конструктор».

Основу этого документа, который является частью общекорпоративной программы, составляют четыре важнейших посыла:

  1. Персонал – это главный актив.
  2. Конструкторы являются движущей силой, которая меняет компанию.
  3. В конструкторских подразделениях должны работать лучшие из лучших.
  4. При формировании коллектива специалистов важно сохранить умение работать в единой команде предприятия в целом.

КУРС НА РАЗВИТИЕ

По словам генерального конструктора ОАО «НПО «Сатурн» Юрия Шмотина, для решения данной комплексной задачи предстоит еще многое сделать, но, безусловно, выбранный вектор правильный, тренды положительные:

«К нам в течение нескольких лет приходят лучшие выпускники вузов, и не только РГАТУ. Хороших специалистов мы получили по программе обучения рыбинских школьников в Самаре. Например, Артем Коротыгин сегодня является руководителем проекта по полимерным композиционным материалам, Анастасия Крундаева – ведущим специалистом по расчету динамической прочности. Андрей Зиновьев, выпускник СГАУ, стал главным конструктором по морским двигателям. Двое выпускников Харьковского авиационного университета – Александр Пахоменков и Сергей Скирта – являются руководителями важнейших подразделений – отдела прочности и отдела турбин. Так что программа не новая, и в конце 2013 года мы решили ее переосмыслить, сделать системной и – не просто набирать людей, но и мотивировать, развивать их, как это давно принято в ведущих мировых компаниях».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Теперь у каждого работника службы генерального конструктора должен быть план индивидуального развития, который определяет не только основные функциональные положения, но и взаимоотношения организации и работника в части его личностного и профессионального роста.

Каковы сильные и слабые стороны работника? Что мешает в работе и как можно ситуацию улучшить? Что он должен сделать, чтобы вырасти в рамках своей должности или в компании в целом? В какой сфере мог бы проявить себя вне своих функциональных обязанностей? Эти и другие вопросы обсуждаются ежегодно в ходе аттестации, которая в новом виде больше похожа на собеседование. Здесь каждая из сторон – и работник, и работодатель в присутствии заказчика – лица, в интересах которых специалист трудился в течение года, определяют свои требования, возможности, стремления, ограничения. Таким образом, подводятся итоги, составляется план на следующий период. Так выявляются инициативные, грамотные – ценные для компании специалисты.

НАГРАДА – ЗА ТРУД

Мы привыкли с советских времен приурочивать вручение наград, присвоение почетных званий, занесение на Доску почета ко Дню предприятия или каким-то другим праздникам, юбилеям или достижению пенсионного возраста работников. Пришло время изменить существующую на предприятии систему награждений.

«На фирмах «Дженерал Электрик», «Пратт энд Уитни», «Снекме» тоже есть заслуженные работники. Но это совсем не значит, что они отслужили 50 лет. Это значит то, что они выполнили определенную работу в интересах фирмы, позволили на своем рабочем месте добиться качественно новых результатов, – говорит Юрий Шмотин. – Мне бы хотелось видеть, чтобы в ближайшем будущем у нас так же отмечался труд работников, внесших вклад в конкретные серьезные дела. В нашем формате такие специалисты могли бы получать право войти в состав экспертов предприятия».

ТЕХНИЧЕСКИЙ АУДИТ

Пять лет в службе генерального конструктора НПО «Сатурн» реализуется такой инструмент, как технический аудит. В ходе технического аудита всесторонне рассматривается тот или иной проект: по какому заданию выполняется работа, какие методики были использованы, какие ограничения были заданы, какие получены результаты, каковы возможные риски при дальнейшем выполнении этой работы, выполнены ли работы и в каком объеме. По результатам формируется заключение, с ранжированием рекомендаций и замечаний. По словам Юрия Шмотина, для того чтобы построить работу системно, необходимо обладать достаточно серьезным штатом экспертов:

«Мы, в принципе, знаем всех наиболее квалифицированных специалистов, но системная работа в этом ключе еще не организована. Потому что анализ выполняемых аудитов показал, что до 50 % рекомендаций службы технического аудита зачастую бывают линейными и функциональными руководителями не учтены. Это приводит к тому, что мы решаем не корневые вопросы, а боремся со следствием неучтенных в свое время проблем. При этом для решения задач уже нет финансовых средств, ресурсы – люди, материалы, оборудование – заняты другими темами, и мы находимся в положении догоняющих. Эта ключевая задача может быть решена путем согласования проектного управления с процедурой аудита и привлечением к аудитам наиболее квалифицированных специалистов в тот момент времени, когда это необходимо. В этом направлении нам предстоит еще много сделать, и это позволяет говорить о серьезных возможностях, которые мы имеем в этой области».

СОХРАНЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ

«Эксперты – это и есть те основные люди, которые определяют научно-интеллектуальный потенциал службы генерального конструктора и НПО «Сатурн» в целом. Потеря одного такого специалиста может привести к потере целого направления бизнеса НПО «Сатурн» при всем огромном наличии оборудования и людей. Я бы также сказал, что такие специалисты НПО «Сатурн» определяют компетенцию всей нашей отрасли по созданию газотурбинных двигателей, – продолжает Юрий Шмотин. – Наша организация является сильной в направлении компрессоров, то же можно сказать по направлению создания турбин. Еще одно сильное направление – интеграция двигателя как целой системы. Нам нужно ценить и достойно мотивировать специалистов, которые определяют компетенцию предприятия. Сеть экспертов должна затрагивать не только ОКБ, но и все другие технические службы предприятия».

ДАР ПРЕДВИДЕНИЯ

Разработка газотурбинного двигателя без глубокого понимания особенностей и специфики его эксплуатации может привести к созданию продукта, который не будет востребован заказчиком. Мы смогли за последние 3–4 года вложить в сознание людей мысль о том, что работаем в интересах бизнеса: получения прибыли, роста товарной продукции. Люди научились считать деньги компании. В цепочке создания продукта конструктор находится в наибольшем отдалении от конечного заказчика. И если конструктор научился сегодня считать деньги компании, то он должен научиться считать деньги и заказчика, считает Юрий Шмотин:

«Если стоимость эксплуатации двигателя семейства PW1000G (конкурент нашего ПД-14) составит больше чем 70 долларов за час, то этот двигатель будет никому не нужен. Это было сказано примерно 20 лет тому назад в компании «Пратт энд Уитни». Двигателей семейства PW1000G еще не было, но уже тогда на этапе создания идеи мысль о том, сколько должна стоить деталь в изготовлении и стоить час эксплуатации двигателя на крыле самолета, была заложена в сознании конструктора. Найти и воспитать таких бизнесориентированных конструкторов непросто. Есть люди, которые считают, что это даже вредно для инновационного пути развития компании. Это не так. Для нас важным является строительство коллектива, который способен быть мобильным, создавать инновационные решения, но и думать именно так – в интересах заказчика».

МЕНЯЕМ СТАТУС

Одним из новых внедряемых в службе генерального конструктора подходов стало стремление повысить статус руководителей таких функциональных подразделений, как отдел, отвечающий за общую сборку газотурбинного двигателя, отдел компрессоров, отдел турбины, отдел камер сгорания – ответственных за интеграцию двигателя в целом и разработку его узлов и систем.

«Всем нам всегда было известно, что если в GE главный конструктор переходит в департамент отдела компрессоров, то он идет на повышение, – говорит Юрий Шмотин. – Статус такого специалиста, как главный турбинист, на фирме должен быть соответствующим, как статус руководителя центра компетенций в производстве «Сатурна». Это тоже одна из задач, которую мы должны решить в этом году».

АУТСОРСИНГ

На сегодняшний день в конструкторских подразделениях службы генерального конструктора работают 800 человек, из которых 9 докторов технических наук, 43 кандидата технических наук и более 30 аспирантов. 800 квалифицированных специалистов могут выполнить колоссальный объем работы. В то же время все более актуальным становится вопрос аутсорсинга. Он не только возможен в службе генерального конструктора, но и уже реализуется в части проектных работ.

Еще в 2003 году были проверены порядка 30 различных организаций – потенциальных соисполнителей опытно-конструкторских работ. Из них только две организации зарекомендовали себя как надежные соисполнители с уровнем квалификации, не уступающим работникам НПО «Сатурн». Это инженерный центр федерального ядерного центра, который располагается в технопарке близ Сарова, и институт механики МГУ. Этих ресурсов предприятию было явно недостаточно для того, чтобы в полном объеме выполнять опытно-конструкторские работы. Поэтому был создан инженерный центр в Перми. Сегодня НПО «Сатурн» создает в Москве инженерный центр по электрическим машинам и развивает еще один инженерный центр в Москве, который отвечает за интеграцию газотурбинного двигателя с самолетами.

«Этот плацдарм позволил привить нашим специалистам мысль о том, что работать в части проектирования газотурбинных двигателей, их элементов и систем возможно, не только замкнувшись в рамках своего подразделения, но и привлекая квалифицированных специалистов из других организаций. Мы сегодня широко используем различные подразделения РАН и включили в периметр наших соисполнителей ряд малых предприятий, которые находятся при высших учебных заведениях. Для того чтобы расширять свою деятельность в части выполнения НИОКР, необходимо обладать специалистами достаточно высокой квалификации. Одно дело – быть исполнителем, другое – ставить задачи, проверять исполнение – это на порядок более высокая квалификация специалистов. Поэтому в планах развития для многих работников, которые зарекомендовали себя способными решать задачи внутри «Сатурна», мы ставим задачи ведения проекта по выполнению работы с привлечением внешних ресурсов. Это серьезный вызов и большое доверие».

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Вопрос, связанный с мотивацией персонала, многогранен. Он затрагивает аспекты подготовки специалистов, которые придут в компанию. И здесь горизонт предвидения должен охватывать не только учащихся последних курсов института, но и тех, кто придет в вуз. Вот почему служба генерального конструктора стала обращать серьезное внимание на школьные олимпиады по математике и физике.

«Студенты должны быть заинтересованы в трудоустройстве на предприятия машиностроения, – считает Юрий Шмотин. – Поэтому мы инициировали стипендии «Сатурна», которые направлены на постановку задач, важных для компании. Построили обратную связь через выступления студентов раз в полгода на предприятии. Стали предлагать лучшим студентам интересные аспирантские, в будущем, возможно, – докторские работы, закрепляя за ними наших ведущих экспертов. Таким образом, мы стали заинтересовывать аспирантов работать на актуальные для нас темы и определять свою судьбу в пользу «Сатурна». В то же время мы осознанно не ставим четкой границы: приходить только на «Сатурн». Даже если выпускники вузов придут на некое малое предприятие, которое будет работать в интересах «Сатурна», для нас это тоже будет «зачет».

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Еще более 300 других идей вы можете посмотреть здесь – Кайдзен и рацпредложения: примеры из жизни (с... Как «Уралэлектромедь» увеличила выпуск медной катанки на 15 %
От редакции портала - если тема повышения эргономики рабочих мест вам интересна, пишите в комментари... Практические советы по улучшению эргономики рабочего места от Schneider Electric
Просто детский сад на Камазе! Ллойд Добинс (о менеджменте): Но одна часть программы Деминга вряд ... Контроль качества: технологии личной ответственности на «КАМАЗе»
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство