0 комментариев

НТЦ посмотрит на восток (НИОКР в ОАО «СИБУР - Русские шины»)

В условиях нарастающей конкуренции с крупными международными компаниями на отечественном рынке НТЦ «Интайр» ищет возможности для ускорения темпов научно-технического развития. Решение этой задачи — в правильном балансе между заимствованными техническими решениями и собственными разработками. В частности, НТЦ «Интайр» планирует внимательно изучать перспективы сотрудничества с Китаем и формировать долгосрочную стратегию работ в восточно-азиатском регионе.

"TYRES MAGAZINE", корпоративный журнал ОАО «СИБУР - Русские шины», зима 2011г. www.sibrustyre.ru/

Дмитрий Пебалк, заместитель директора ООО «НТЦ «Интайр»

 

В условиях нарастающей конкуренции с крупными международными компаниями на отечественном рынке НТЦ «Интайр» ищет возможности для ускорения темпов научно-технического развития. Решение этой задачи — в правильном балансе между заимствованными техническими решениями и собственными разработками. В частности, НТЦ «Интайр» планирует внимательно изучать перспективы сотрудничества с Китаем и формировать долгосрочную стратегию работ в восточно-азиатском регионе. 

Поиск возможностей проведения совместных работ с отечественными и зарубежными компаниями объясняется в основном ограниченностью собственных ресурсов и нехваткой времени для динамичного развития собственных разработок в условиях обостряющейся конкуренции и ожидаемого ввода новых мощностей западных компаний в РФ. Согласно мировой практике, совместные разработки с научно-исследовательскими организациями и малым инновационным бизнесом рассматриваются как один из важнейших источников новых решений и перспективных продуктов. В последнее десятилетие все шире используется термин «открытые инновации». Он описывает модель организации исследований, при которой осуществляется эффективное использование идей и технических решений сторонних организаций, а также практикуется активная работа с объектами интеллектуальной собственности — покупка, продажа, лицензирование и т. д. Иными словами, барьеры между собственными разработками и внешними решениями заменяются гибкой системой мониторинга и использования инноваций. В РФ такой практике еще предстоит появиться, но конкуренция на открытом рынке означает, что задумываться и развивать такие подходы нужно уже сейчас. 

Каковы возможности для приобретения готовых разработок и решений у потенциальных партнеров. Самое главное — найти правильный баланс между собственными разработками и разными формами заимствования технологий. В отношении новой продукции НТЦ будет искать партнеров для разработки новых линеек легковых шин, призванных конкурировать в среднем и верхнем ценовом диапазоне, развития ЦМК-шин, а при условии реализации инвестиционного проекта на Волжской площадке — для нового поколения сельскохозяйственных шин. при этом следует понимать, что основной объем конструкторских работ будет продолжаться силами специалистов НТЦ. Мы рассчитываем использовать любые работы с поставщиками технологий в первую очередь как основу для профессионального развития и развития собственных сотрудников. 

Каких партнеров и регионы рассматривает НТЦ для совместных работ. В части научно-исследовательских работ НТЦ уже располагает опытом работы с ведущими университетами и вузами РФ, а также продолжает развивать связи с научными коллективами на международном уровне. В этом контексте очень интересно посмотреть на ситуацию в треугольнике: Россия, развитые страны запада (в первую очередь ЕС, США) и развивающиеся страны азиатского региона — Китай, Индия. Отечественные коллективы являются естественными партнерами НТЦ и обладают существенным преимуществом в силу наработанных связей и расположения своих подразделений в непосредственной близости от заводов холдинга. При этом основными проблемами на пути сотрудничества с производством являются сложившаяся в период СССР ориентация на решение задач фундаментальной науки, острая нехватка современного оборудования и отсутствие опытно-промышленных площадок, которыми в те годы распоряжались отраслевые институты. После распада последних были утеряны важнейшие инфраструктурные составляющие, в отсутствии которых отечественные разработчики не в состоянии изготовить опытные прототипы и показать их производителю, а производитель, в свою очередь, не всегда готов вкладывать необходимые средства на стадии идеи. В этой связи создание корпоративных НТЦ, таких как у шинного Холдинга, является одним из возможных механизмов преодоления возникшей пустоты. Важно также отметить, что в РФ уже началось формирование малого инновационного бизнеса, представители которого в шинной отрасли, как правило, реализуют проекты по направлениям нового сырья и материалов. 

Европейские разработчики, как научные коллективы, так и представители инновационного бизнеса, в настоящее время выступают носителями наиболее современных технологий и, что очень важно, владеют знаниями по всей цепочке — от сырья и материалов до производства шин, систем управления производством, качеством, внутризаводской логистикой и т. д. Эти знания наработаны годами последовательного развития промышленности и представляют собой основу конкурентного преимущества шинных производителей ЕС. Не стоит забывать и о том, что на территории ЕС находятся 15 центров исследований и разработок ведущих мировых производителей шин. При этом передача технологий в РФ часто спотыкается как на высокой стоимости последних, так и на существующих барьерах — языковом, культурном, географическом. 

Азиатский регион, стремительно растущий благодаря Китаю и Индии, уже проявил себя как сборочный цех мирового масштаба и в настоящее время готовится к технологическому рывку, поскольку резервы ценовой конкуренции не бесконечны. По крайней мере, так обстоят дела в производстве шин. Как результат, возрастает интерес к созданию и развитию проектов по поддержке передовых технологий, которые реализуются как силами бизнеса, так и в рамках партнерства с государством. Это открывает возможности для реализации совместных проектов, в том числе с участием компаний РФ. 

В каких проектах заинтересован Холдинг и какие результаты он может получить от участия в них. В КНР в 2011 году стартовал проект «Каучуковая долина». Это беспрецедентное для мировой шинной отрасли событие. Проект реализуется в городе Чингдао на базе регионального правительства, университета и ряда компаний. Он должен помочь бизнесу КНР сократить отставание от лидеров мировой шинной отрасли и заложить долгосрочную основу развития национального производства.

Таким образом, в рамках «Каучуковой долины» участники шинной отрасли КНР получат как непосредственную поддержку в форме налоговых льгот, так и инфраструктуру, облегчающую поиск партнеров, совместные разработки и привлечение инвестиций для перспективных исследований. Ряд ведущих мировых компаний, таких как производитель каучуков Lanxess, уже располагают собственными научными подразделениями на данной площадке.

Для нашего Холдинга участие в проекте «Каучуковая долина» может представлять особый интерес в случае совместного производства шин, например, путем offtake, благодаря сокращению налогов, повышению эффективности решения организационных вопросов с партнерами, информированности о состоянии шинной отрасли КНР. Также совместно с китайскими поставщиками сырья и материалов может быть проработан вариант использования возможностей «Каучуковой долины» для оценки (контроля качества) предлагаемой продукции, что позволит сократить издержки на испытания в РФ благодаря признанию результатов тестов и повысить оперативность принятия решений.

Сотрудничество с Китаем как стратегическое направление для НТЦ. В рамках обозначенного выше треугольника взаимодействие с бизнесом и наукой КНР, безусловно, будет с течением времени расширяться, но переоценивать вклад в новые технологии пока не стоит. Шинная отрасль Китая стремится к получению тех же технологий, которые интересуют нас и поставщиком которых могут выступать только ведущие страны Запада. Самостоятельное развитие займет по меньшей мере одно десятилетие, в течение которого ЕС и США также не будут оставаться на месте. Этому должны способствовать новые директивы ЕС, которые задают новые ориентиры для производителей шин и вступят в силу в период 2012–2020 годов. Таким образом, для НТЦ наиболее интересным является совместное с учеными и бизнесом Китая освоение новых технических решений и их самостоятельное внедрение в производство. 

Приоритеты сотрудничества на ближайшую перспективу. В первую очередь совместные работы в области нового сырья и материалов, которые поставляются из КНР на отечественный рынок. Это связано как с необходимостью решения актуальных вопросов снабжения предприятий Холдинга, так и с необходимостью поиска новых технических решений для выполнения требований перспективных международных стандартов. Так, переход к легким, топливно-экономичным шинам с хорошими сцепными характеристиками подразумевает развитие новых высокопрочных кордных материалов, использование модифицированных каучуков и наполнителей. Представляют интерес также работы по повышению доли сырья на основе возобновляемых природных источников. 

Планы дальнейшего развития и первые результаты работы Научно-технического центра, которому в 2011 году исполнилось два года. Основная идея при создании НТЦ заключалась в объединении имеющихся в Холдинге специалистов в рамках единой организации, для того чтобы максимально распространить и применить имеющийся опыт и знания для решения актуальных проблем на всех заводах. В этом отношении пройденный путь сложно недооценить — сотрудники НТЦ получили возможность для профессионального общения в рамках посещения выставок и семинаров, обучения, командировок для обмена опытом и прочих совместных мероприятий. Быстрое изменение ситуации в середине года — решения о передаче активов "Амтела" в СП "Пирелли" и "Ростехнологий", приобретение СП "Матадор-Омскшина" (ЗАО "Кордиант-Восток") — подтвердило, что сплоченная организация может эффективно работать и находить решения даже в непростых условиях. Так, некоторые сотрудники Кировского подразделения НТЦ согласились продолжить работу в "НТЦ-Ярославль", а специалисты этого подразделения, в свою очередь, готовятся поддержать своих коллег в Омске. При этом необходимо отметить, что на фоне быстрого организационного роста развитие процессов и инструментов НТЦ должно происходить опережающими темпами.

За 2011 год можно отметить организацию регулярного выпуска информационного бюллетеня, возобновление практики эксплуатационных испытаний ЦМК-шин (совместно с ШИЦ "Вершина"), успешные работы по оптимизации уровня звука. Но это только первые шаги. На сегодняшний момент уже подготовлен ряд решений и проектов, которые должны способствовать дальнейшему развитию организации — среди них переход на единые программные продукты, внедрение проектного управления, освоение платформы управления информацией о продукции и ее жизненным циклом, развитие методов моделирования шин, оптимизация методик испытаний и многие другие.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”