Запатентованного рецепта для инноваций не существует. Однако на предприятиях можно создавать структуры для успешного производства идей. Как это сделать, разъясняет профессор Марион А. Вайсенбергер-Айбль, руководитель Института системных и инновационных исследований (ISI) Общества им. Фраунгофера. Она – специалист по экономике и организации производства и уже 6 лет заведует кафедрой инновационного и технологического менеджмента в Университете Касселя.
- Г-жа Вайсенбергер-Айбль, что Вы понимаете под инновациями?
Это понятие часто узко трактуется как технологическая новинка. Мы в ISI понимаем его шире. Оно включает в себя инновационность услуг, организации и процессов. В этом смысле мы рассматриваем понятие «инновации» как можно в более широком плане и не только изучаем новые продукты и то, как они воспринимаются рынком, но и анализируем то, как эта инновация может повлиять на сферу услуг, другие отрасли экономики, социальную систему и наше общество.
- Когда хорошая идея становится подлинной инновацией?
Подлинную инновацию мы будем иметь лишь тогда, если новшество станет пользоваться спросом на рынке. Для того, чтобы это удалось, необходимо –начиная с самой первой идеи – выстраивать процесс (лучше всего в условиях систематического планирования). Требуется благоприятная инновационная культура, чтобы добиться на каком-то предприятии структурирования процесса отбора идей, а также менеджмента инноваций.
- Какой климат на предприятиях содействует инновациям?
Один из важных факторов – наличие междисциплинарных команд, включающих в себя разных людей: от инженеров до обществоведов и физиков. Надо также, чтобы предприятия сознательно создавали простор для действий. И смелость: определенные процессы должны запускаться даже тогда, когда они, может быть, не сразу будут приносить успех.
- Что могло бы быть примером успешной инновации?
В автомобилестроительной отрасли можно назвать керамические тормоза. Это был радикальный шаг: сделать в тормозах ставку на другой материал и одновременно повысить эффективность торможения. Кроме того, это пример, как с помощью небольших изменений в техническом плане разрабатывать новые свойства материалов, которые затем можно применять в самых различных отраслях.
- Насколько инновационными считаются германские фирмы за рубежом?
К определенным имиджевым признакам инноваций, готовых к внедрению на рынок, с большим уважением относятся и за рубежом. Это ни в коем случае не одни лишь инновационные продукты, а пакет достижений, т.е. сочетание продуктов с бизнес-моделями и предложениями услуг.
- Какие отрасли Вы считаете сферами будущего?
Прежде всего, симбиоз из био-, нано- и информационных технологий представляет собой весьма существенную сферу будущего. Здесь проявляется также сведение в один пакет продукта, услуг и бизнес-модели. Интересно, что в первую очередь классическое машино- и автомобилестроение осознало потенциал в этой области как свой шанс. Эти отрасли привносят сюда свои сильные стороны, расширяют ноу-хау и тем самым участвуют в продвижении новых технологий.