0 комментариев

Инноватор должен быть продюсером

Сегодня от наших молодых инноваторов надо требовать, чтобы они были продюсерами: могли встраивать отдельные технические изобретения, свои или чужие, в уже устоявшиеся технологические платформы – к такому выводу пришли участники круглого стола «Распространение опыта рационализаторской и изобретательской деятельности, молодёжного технического творчества в промышленной отрасли. Поддержка молодёжных инициатив» в Общественной палате РФ.

Альфия Еникеева

http://www.strf.ru

Сегодня от наших молодых инноваторов надо требовать, чтобы они были продюсерами: могли встраивать отдельные технические изобретения, свои или чужие, в уже устоявшиеся технологические платформы – к такому выводу пришли участники круглого стола «Распространение опыта рационализаторской и изобретательской деятельности, молодёжного технического творчества в промышленной отрасли. Поддержка молодёжных инициатив» в Общественной палате РФ.

Креативный класс на две трети состоит из инженеров и конструкторов. Однако, во-первых, этим профессиям сегодня недостаёт модного блеска и дизайна; во-вторых, выпускники технических вузов не всегда хорошо ориентируются в нюансах реального производства, а в-третьих, в обществе нет спроса на инновации.

Об одном из возможных путей решения первой проблемы подробно рассказала директор программ ООО «РЕДУ» Александра Бобрецова, компания которой при поддержке Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь) в 2009 и 2010 годах организовала выставку научно-технического творчества молодёжи. Идея была простой: с одной стороны, «продать» профессию инженера и конструктора молодым людям, а с другой – состыковать юных инноваторов и крупных российских работодателей. Компании (в том числе и десять госкорпораций) откликнулись, приняли участие в выставке и сделали свои предложения молодёжи. В 2010 году работодатели даже занимались с подрастающим поколением: они не только читали мастер-классы на своих стендах, но и проводили экскурсии и конференции. «Инженеры и конструкторы могут быть очень популярными профессиями. Но нужно всегда использовать актуальные технологии коммуникации», – отметила г-жа Бобрецова.

О второй проблеме подробно рассказал заместитель начальника службы персонала ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК) Вадим Иванченко. По его словам, для того чтобы выпускники ориентировались в производстве, ОСК совместно с рядом ведущих государственных вузов инициировала программу «Университет», в рамках которой ведётся работа по повышению конкурентоспособности вузов на рынке высшего профессионального образования, глубокой интеграции в экономику страны, увеличению внебюджетного финансирования учебных заведений и подготовке специалистов по отраслевым стандартам. В каждом вузе-участнике данной программы начинают работать такие структуры, как бизнес-инкубатор, центр трудоустройства и фонд развития. В частности, предполагается, что студенты, начиная с третьего курса, будут иметь представление о бизнесе, понимать, как формируются бизнес-проекты, в том числе и с точки зрения их реализации. Что касается центра трудоустройства, то проект ОСК предполагает только некую доработку уже существующей во многих российских вузах структуры, а фонд развития берёт на себя функции по обеспечению возможности для формирования фандрайзинговой стратегии в виде программы развития вуза, в которой будут учтены стратегия развития профильных отраслей, крупные кадровые и инновационные запросы предприятий и программа развития образования в России. По словам г-на Иванченко, данный проект с небольшой интеграцией на любом уровне вполне подходит для любого предприятия любой промышленной отрасли.

 «Работая по “Сколково” и Зворыкинскому проекту, мы столкнулись с определённой проблемой: отсутствием в стране потребности в инновациях, – констатировал заместитель руководителя Росмолодёжи Александр Повалко. – Мы хотели бы в искусственном, полуручном режиме начать работу по созданию такого рынка. Попробовать сформулировать задачи, потребности корпоративных заказчиков в определённых технологических, инновационных продуктах, чтобы компания выкладывала в открытые источники определённый заказ и указывала условия, на которых будет куплен результат». По его мнению, речь не о том, чтобы заранее оплатить будущий продукт, когда непонятно, кто что сможет сделать, необходимо поставить требование: если вы достигнете таких-то показателей, то мы купим этот результат за пять долларов или за десять миллионов рублей.

Кроме того, г-н Повалко заметил, что было бы хорошо, если бы именно Союз машиностроителей России взял на себя роль проводника по отношению к заводам, «вытягивая из них заказы, которые можно было бы выкладывать в такие открытые источники».

Его коллега, руководитель программ Федерального агентства по делам молодёжи в области инновацийДмитрий Кох рассказал, что подобный конкурс на заказ технологических усовершенствований на инновационном конвенте стартует 13–14 декабря этого года. В рамках этого мероприятия молодые инноваторы, объединившись в команды, будут решать поставленные предприятиями задачи. Лучшие из них получат путёвки в новый инновационный центр «Сколково».

Стоит отметить, что такого рода практика открытых инноваций уже реализована на Западе. Это касается как индивидуальной работы корпораций (например, Procter&Gamble), так и площадок, которые предоставляют подобные услуги (например, сайт InnoCentive.com).

Между тем, г-н Повалко предположил, что такой подход, скорее всего, вызовет критику профессионалов. Она действительно имела место, но несколько с другой стороны. Руководитель Экспертного клуба промышленности и энергетики, член Общественного совета при Министерстве промышленности и торговли РФ Георгий Афанасьев предложил проанализировать проблему отсутствия спроса на инновации более глубоко. «Я хотел бы указать на тенденцию смены процесса технологического развития, в котором отдельные вещи и отдельные изобретения не нужны, а нужны технологические платформы, в которые эти вещи будут встроены. Если вы предлагаете что-то самое хорошее для прошлой технологической платформы, то вы отстали», – обрисовал проблему г-н Афанасьев.

По его словам, если раньше компании приобретали отдельные предметы, станки, то сейчас они нацелены на покупку технологии «от и до», и вставить отдельное изобретение внутрь такой технологической платформы невозможно – разрушается весь технологический ряд. «Изобретатель не берёт на себя функцию встраивания нового в существующую платформу. Мы собираем по старинке неважно что, лишь бы что-то инновационное, – заметил Афанасьев. – Вместо этого необходимо составить список современных технологических платформ, выдвинуть определённые требования».

Также, по мнению Георгия Афанасьева, меняется и тип «героя»: сегодня на смену изобретателю приходит системный инженер. «Надо от наших молодых инноваторов требовать, чтобы они были продюсерами, – отметил он, – могли встраивать отдельные технические изобретения, свои или чужие, в общие рамки».

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Еще более 300 других идей вы можете посмотреть здесь – Кайдзен и рацпредложения: примеры из жизни (с... Как «Уралэлектромедь» увеличила выпуск медной катанки на 15 %
От редакции портала - если тема повышения эргономики рабочих мест вам интересна, пишите в комментари... Практические советы по улучшению эргономики рабочего места от Schneider Electric
Просто детский сад на Камазе! Ллойд Добинс (о менеджменте): Но одна часть программы Деминга вряд ... Контроль качества: технологии личной ответственности на «КАМАЗе»
Узнайте больше Система 5S 15 чек-листов, примеры, фото и многое другое
Система 5S