Начиная с 2014 года ТМХ поставляет новые вагоны в метро Москвы по контрактам жизненного цикла, а значит, несет все затраты по их сервисному обслуживанию, осмотрам и ремонтам. Шесть лет назад переход на такое взаимодействие стал настоящей революцией и для московского метро, и для российского транспорта в целом. Специалисты входящей в ТМХ компании «Метровагонмаш-Сервис» неустанно работают над снижением затрат на обслуживание вагонов столичной подземки при сохранении высочайшего качества. Сейчас компания находится на пороге новой — теперь уже цифровой — революции.
Благодарим редакцию корпоративного журнала АО «Трансмашхолдинг»за предоставление данного материала.
«Метровагонмаш-Сервис» реализует сейчас три пилотных проекта по цифровизации сервиса вагонов метро. Один из них — передача данных с борта подвижного состава и их анализ с помощью искусственного интеллекта. Проект реализован в депо Новогиреево: необходимым оборудованием в 2019 году оснащены 248 вагонов, работающих на Калининской линии московской подземки.
«Мы уже давно обеспечивали 100% автоматического считывания всех параметров работы подвижного состава, а их по каждому составу около 4000! Развитие технологии упиралось в то, что человек не способен оперативно обрабатывать такой массив информации. С появлением искусственного интеллекта все изменилось. Компьютер может не только отследить, но и проанализировать состояние каждого вагона и указать на необходимость внепланового осмотра или ремонта», — рассказывает исполнительный директор «Метровагонмаш-Сервиса» Александр Никитенко.
Пилотный проект настолько успешно зарекомендовал себя, что руководство холдинга приняло решение в 2020 году полностью оборудовать для передачи данных все вагоны 760-й серии. Кроме того, в этом году к системе подключат 1064 «Русича» и «номерных» с оставшимся сроком службы более 15 лет.
Для подключения их к системе потребуется дооборудование, а именно установка дополнительного компьютера, который примет всю информацию с черного ящика и посредством Wi-Fi передаст ее по трем направлениям: в единый диспетчерский центр, Московскому метрополитену и на обработку искусственным интеллектом в ИТ-компанию, партнера проекта. Срок окупаемости необходимых затрат — до 5 лет.
«Этот продукт можно реализовать в любом метрополитене на любых вагонах, если будет желание руководителей метрополитенов в других городах. Со своей стороны, мы не видим препятствий для расширения этой программы», — подчеркнул Александр Никитенко.
Рабочее место ведущего инженера группы технической поддержки эксплуатации «Метровагонмаш-Сервиса» Александра Беляева расположено в едином диспетчерском центре Московского метрополитена, который осенью 2019 года переехал в бывший кинотеатр «Ереван». В большом современном зале, напоминающем центр управления космическими полетами, плечом к плечу с сотрудниками метрополитена специалист наблюдает за состоянием подвижного состава производства ТМХ. Если он видит предотказное состояние техники, то, не дожидаясь поломки, ставит в известность руководство. Так и работает пилотный проект «Передача данных с борта подвижного состава» на практике.
«Раньше, если происходил отказ какой-либо системы вагона, это было сложно предсказать и проверить. Состав могли снять с линии, ориентируясь на субъективную оценку машиниста — например, он мог решить, что какая-то лампочка мигает из-за неисправности. Теперь я смотрю на показатели поезда в режиме реального времени и могу решить, снимать ли состав с линии по заявке машиниста, позволить ли ему ездить до планового отстоя или выставить на конечную станцию резервный состав и заменить его там», — поясняет Александр Беляев.
Во время разговора на мониторе перед ним постоянно меняются параметры поезда, едущего с пассажирами от «Площади Ильича» к «Марксистской»: наглядно видно местоположение состава, скорость его движения, закрыты или открыты двери, какие сигналы горят в кабине машиниста и в салонах. Александр Беляев может навести курсор на любой из 31 поезда, подключенного к системе, и проверить, все ли с ним в порядке.
Развитие этой системы поможет ТМХ свести к минимуму потери, ведь согласно контракту, за каждый отмененный сверх норматива поезд холдинг выплачивает транспортному предприятию 500 тысяч рублей! А самое главное, использование искусственного интеллекта позволит неукоснительно соблюдать график движения поездов и высокое качество обслуживания, уверен Александр Беляев.
Суть второго цифрового пилотного проекта заключается в оснащении осмотрщиков вагонов метро специальными гаджетами. Дело в том, что для обеспечения высокого качества обслуживания и безопасности в метро специалисты «Метровагонмаш-Сервиса» проверяют каждый вагон раз в 24 часа! В каждом депо работают от 15 до 30 специалистов компании — в зависимости от обслуживаемого парка подвижного состава. Норматив осмотра для бригады из трех человек составляет 8 минут на один вагон.
Каждый осмотр стоит недорого, но из-за огромного объема работы набегает внушительная сумма: по совокупности ЭО (эксплуатационное обслуживание) становится самым дорогим для ТМХ видом работ. При этом сократить количество процедур нельзя — речь идет о безопасности пассажиров и соблюдении интервалов движения в одном из самых загруженных метрополитенов мира. На помощь приходят новые технологии.
Специально для ТМХ разработан оригинальный прибор, внешне напоминающий фонарик. С его помощью обнаруженные в ходе ежедневного осмотра неполадки фиксируются в электронном виде, исключается человеческий фактор и упрощается процесс обследования, а главное — создается неопровержимая доказательная база на случай нештатной ситуации.
Информация с «фонарика», собранная в ходе осмотра, передается на компьютер по Wi-Fi, автоматически заносится в электронный паспорт и хранится на сервере на всем протяжении срока эксплуатации вагона.
В перспективе «фонарик» будет подключен к централизованной корпоративной системе, поэтому с его помощью можно не только доказать, что осмотр был проведен качественно и в срок, но и сформировать заказ на ремонт или закупку запчастей, отправить голосовое сообщение или позвонить мастеру для консультации по спорному вопросу.
В рамках пилотного проекта для депо Солнцево закуплено 25 «фонариков», мобильное приложение для гаджета в стадии бета-тестирования. Разработчики находятся в постоянном контакте с сотрудниками депо и гаджет сейчас дорабатывается в соответствии с предложениями работников. В частности, на него уже пообещали поставить датчик для снятия показаний тепловых узлов, что сократит временные затраты на осмотр.
После успешной апробации проекта в течение нескольких лет «фонарики» планируется внедрить во всех депо, а также распространить на другие виды ремонта помимо ЭО и на другие компании, где есть широкое поле для их применения, например, на «ЛокоТех», который отвечает за техническое состояние большей части локомотивного парка ОАО «РЖД».
Всего на Солнцевской линии работают 49 составов, 43 из которых постоянно находятся на линии, шесть — в резерве. Чтобы проверить каждый поезд раз в 24 часа, как того требуют нормативы, осмотрщики в депо работают сменами круглосуточно, без праздников и выходных. Осмотр каждого поезда занимает 1,5–2 часа.
Мастер ПТО Сергей Бесков рассказал, что осмотрщики не чинят вагоны самостоятельно, а передают информацию комплексным бригадам, которые и устраняют неполадки, а затем проверяют их работу. Такая система разработана специально, чтобы у сотрудников не возникало искушения скрыть какую-нибудь неполадку из-за нежелания ее устранять.
Новый гаджет, который приехал в депо в январе, очень удобное приспособление, единогласно утверждают Евгений Бирюков, Сергей Бесков и старший мастер Сергей Кузнецов, который отвечает за качество и дневного, и ночного осмотра.
«Фонарик» позволяет принимать решения более оперативно. Иногда осмотрщику нужно проконсультироваться по той или иной особенности вагона, а мастера или вышестоящего руководства нет на месте. Иногда руководителям приходилось ехать из дома, чтобы осмотреть вагон самим, а теперь они могут сделать это онлайн: и по фото, и по видео, и с осмотрщиком поговорить, попросить его изменить угол обзора», — рассказывает Сергей Кузнецов.
Начальник сервисного центра «Солнцево» Сергей Творогов в свою очередь отметил, что, если осмотрщик знает, что все его действия записываются на видео, он более ответственно относится к своим обязанностям. «Бывает так: человек поезд осмотрел, ушел от него и думает: «Точно ли я осмотрел тот или иной узел? Не ошибся ли в выводе?» Он может посмотреть еще раз на фото, удостовериться. Любой руководитель, мастер может проверить подчиненных — это повышает сознательность сотрудников», — уверен Сергей Творогов.
Третий пилотный проект на базе цифровых технологий, внедряемый в «Метровагонмаш-Сервисе», — Единая центральная платформа на базе ERP. По словам начальника IT-отдела компании Александра Грязнова, это централизованная корпоративная система, внедренная на четырех предприятиях с 1 января 2020 года. В пилотном проекте участвуют «Метровагонмаш-Сервис», «Метровагонмаш», «Локотех-Сервис» и Демиховский машиностроительный завод. В течение ближайших лет единая система должна охватить все предприятия и организации, которые находятся в периметре Трансмашхолдинга.
По сути, ERP — это всеобъемлющая база информации всей общехозяйственной деятельности, содержащая отчетность по финансам, бухгалтерии, сведения о движении материальных ценностей и остатков на складах, позволяющая формировать заявки на заказ на следующий год, доказательную базу осмотров в хронологическом порядке, вести учет персонала и рабочего времени.
Реализация проекта позволит автоматизировать бухгалтерский и оперативный учет, а также хранить доказательную базу — те самые данные с «фонариков», которые собираются осмотрщиками. Система обрабатывает информацию и может выдавать промежуточные решения.
«Сейчас на предприятиях холдинга действует несколько разных систем — обслуживания и ремонта, бухгалтерии и т. д. Они работают на разных платформах, в разной среде. Теперь все будет находиться в одном месте и в интегрированном виде. Это позволит гораздо эффективнее управлять процессами, организовать единый подход ко всем предприятиям ТМХ, упростить аналитику, сэкономить на лицензировании», — перечисляет Александр Грязнов.
Использование единой системы ведет к общему повышению качества управления, так как рабочие процессы отражаются не в трех системах, а в одной; это позволяет качественно повысить удобство администрирования и управления.
Сейчас в системе на «Метровагонмаш-Сервисе» работает около 100 человек, в перспективе планируется подключить около 300 рабочих мест.