CADFEM 0 комментариев

Как с помощью решения на основе AR, IIoT и комплексных двойников сократить количество ошибок при выполнении операций ТОиР до 80%

В 2021 году специалисты «КАДФЕМ Си-Ай-Эс» представили ServiceVizor – решение нового поколения для автоматизации бизнес-процессов сервисного обслуживания. ServiceVizor относится к классу EAM/ТОиР-систем (Enterprise Asset Management) и подходит для любого типа организации производства. Решение представляет собой набор функциональных IIoT (Industrial Internet of Things) и AR-приложений (Augmented Reality), обеспечивающих мониторинг оборудования на основе моделей комплексного цифрового двойника. ServiceVizor сочетает возможности разработки ИЭТР (интерактивные электронные технические руководства), технологии комплексных цифровых двойников активов и классические бизнес-функции планирования и учета данных ТОиР (техническое обслуживание и ремонты). С его помощью предприятия могут планировать и выполнять техническое обслуживание на основе объективных данных, автоматизировать выпуск сменных заданий полевому персоналу с контентом на основе ИЭТР, а также обеспечивать помощь удаленного эксперта при выполнении работ. 

Актуальные проблемы ТОиР

Сегодня на производстве существует ряд сложностей, связанных с эффективностью выполнения процессов ТОиР. Во-первых, это отсутствие актуальной и объективной информации для планирования ТОиР. Данные об активах производства не собираются напрямую от оборудования и распределены по несвязанным базам данных. В результате возникают сложности при принятии решений по оценке рисков и управлению активами.

Во-вторых, отмечается низкая эффективность использования EAM, ERP и MES систем. Информация об актуальном состоянии оборудования не вводится или вводится с задержкой в ручном режиме без системной интеграции. Это препятствует формированию полной стратегии обслуживания оборудования.

Кроме того, на многих производственных предприятиях применяется устаревший подход к планово-предупредительным ремонтам. Существующие стандарты включают в себя заранее завышенные нормы для анализа данных, оценки текущего состояния оборудования, прогноза остаточного ресурса и ввода данных. Это не позволяет экономить ресурсы и приводит к избыточным затратам на сборочно-разборочные и другие операции ТОиР. Играет роль и 
сокращение квалифицированных кадров. 

Все эти факторы приводят к росту аварийности на предприятиях, увеличению затрат на операции ТОиР и снижению производительности труда. Становится очевидной необходимость автоматизации ТОиР и создания базы инженерных знаний по каждому активу производства. Дополненная реальность решает эти задачи. 

Роль AR на производстве

Сохранение и увеличение эффективности работы оборудования является одной из приоритетных задач для производства. Для ее решения все чаще применяются современные продвинутые технологии, в том числе дополненная реальность (AR). Пандемия COVID-19 стала дополнительным стимулом к развитию рынка промышленных AR-решений. Значительно вырос спрос на решения типа «удаленный помощник», цифровые двойники производств с элементами VR/AR и тренажеры, которые можно было бы использовать без дорогих специализированных устройств и датчиков.

Промышленные предприятия применяют технологию для информационного сопровождения операторов, автоматизации технического обслуживания и ремонта оборудования. С помощью технологии можно разместить комплекс сигнальных устройств, изображений оборудования и его внутренних связей (мнемосхему) в режиме наложения на контролируемом реальном объекте. Она также позволяет создавать анимированные сцены сборочно-разборочных операций элементов конструкции, тем самым снижая количество отказов оборудования по вине персонала. Кроме того, технология дает возможность оперативно решать сложные задачи за счет проведения онлайн-сессии с удаленным экспертом, управлять оборудованием и фиксировать отчеты. При внедрении AR наблюдается сокращение вспомогательного времени на выполнение операций сменного задания до 30%, а количество ошибок может снизиться до 80%. 

В России лидерами по внедрению AR-решений являются компании нефтегазового сектора. В «Сибуре» разработали свою собственную AR-платформу для удаленных консультаций
персонала. В «Славнефть-Мегионнефтегаз» реализован пилотный проект по созданию информационной системы контроля состояния оборудования и эффективности персонала. В компании «Роснефть» продолжаются эксперименты с VR/AR для проектов строительства подземных трубопроводов на Дальнем Востоке. Среди других отраслей, использующих возможности технологии – авиастроение (Boeing и Airbus Group) и автомобилестроение (Volkswagen, ПАО «КАМАЗ»).

Возможности дополненной реальности лежат и в основе ServiceVizor.

Возможности ServiceVizor для решения задач ТОиР

ServiceVizor, разработанный с помощью платформы промышленного Интернета вещей PTC ThingWorx и платформы дополненной реальности PTC Vuforia, поддерживает большой набор функций – от базовых возможностей формирования заявок на выполнение работ и планирования всех видов обслуживания до специализированных функций выполнения операций ТОиР в режиме AR, управления электронной структурой актива, разработки 2D/3D- контента и интеграции со смежными производственными системами. Система может эффективно встраиваться в существующей ИТ/ОТ-контур и масштабироваться на все оборудование.

Промышленному предприятию, использующему в качестве основных средств производства технологическое оборудование, система позволяет:

  • Определить текущее состояние актива. Это дает возможность ускорить реагирование на поломки и сократить время простоев до 30%, своевременно запланировав работы по диагностике и ТО. Единая база знаний и статистика по активам в ServiceVizor позволяет службе ТОиР контролировать работы, имея оперативную картину о состоянии оборудования. 
  • Повысить достоверность контрольных обходов и качество сервисных работ. ServiceVizor предоставляет план обходов, чек-листы, фотоотчеты и показания КИП в режиме AR. Обходчик может определять места инспекций, а также фиксировать результаты осмотров и ремонтов. Они сохраняются в системе и доступны для проверки и расследования инцидентов. В результате время реагирования на поломки сокращается а 30-50%.
  • Сформировать базу инженерных знаний по техническому обслуживанию каждого оборудования, включая вспомогательные справочники потребляемых ресурсов при выполнении операций. ServiceVizor позволяет хранить историю обслуживания и ремонтов. 
  • Обеспечивать удаленную экспертную помощь в сложных и нештатных ситуациях, а также интерактивное взаимодействие со службой ТОиР благодаря онлайн-сессиям в режиме  AR. Это позволит снизить отказы оборудования по вине персонала до 20%.
  • Связать данные смежных учетных и технологических систем и отправлять информацию о результатах выполненных работ ТОиР для учета. 

Промышленному предприятию-изготовителю технологического оборудования система дает возможность:

  • Автоматизировать управление жизненным циклом эксплуатации и обслуживания своих изделий. 
  • Фиксировать и расследовать инциденты, произошедшие с изделием во время его эксплуатации, а также предотвращать их возникновение.
  • Разрабатывать эксплуатационные интерактивные руководства для Заказчика и предоставлять удаленную помощь специалистов внутризаводской службы ТОиР для оперативного и квалифицированного решения вопросов.

ServiceVizor представляет собой типовое платформенное решение, требующее минимальной адаптации на предприятии. Кроме того, система имеет инструментарий, позволяющий развивать ее силами ИТ-специалистов производства. В результате предприятие получает возможность анализировать ключевые показатели производительности для корректировок программ производства продукции, модернизации и ремонта оборудования; совершенствовать бизнес-процессы ТОиР; самостоятельно разрабатывать новые функциональные приложений и контент ТОиР и применять новые современные технологии Индустрии 4.0 для построения цифровой экосистемы предприятия.

ServiceVizor позволяет управлять производственными активами на всех этапах сервисных работ и решать целый спектр задач: 

  • Производственные, включая задачи прогнозирования качества продукции и выполнения производственной программы;
  • Эксплуатационные, включая задачи мониторинга основных технологических и экономических KPI, а также определение и отслеживание отклонений от оптимального эксплуатационного диапазона (ОЭД).
  • Сервисные – расчет и отслеживание коэффициента технической готовности (КТГ), фактического технического состояния актива по техническим местам, а также просмотр операций сервисного обслуживания из ИЭТРов и другие.
  • Учетные – правильное распределение ремонтных сил на будущий год, за счёт ведения статистики и анализа дефектов и поломок за предыдущий год 

Как работает ServiceVizor

ServiceVizor дает возможность перейти от бумажных документов с пояснениями и статичными фото к применению ИЭТР для выполнения сервисных и контрольных операций. ИЭТРы предоставляют трехмерные модели и мнемосхемы, анимированные сцены сборочно-разборочных операций ТОиР, показания физических и виртуальных датчиков оборудования в пространстве и элементы управления оборудованием в режиме AR, через IIoT. 

В состав ServiceVizor входит WEB-приложение для техника. Оно позволяет назначать задания для ТОиР, контролировать качество и достоверность их выполнения, следить за состоянием актива, получать уведомления на почту, в случае отклонений, оценивать загрузку сервисной службы и вести статистику по простоям оборудования.

ServiceVizor представлен в нескольких конфигурациях:

  • ServiceVizor base для мониторинга активов производства в режиме WEB, AR и управления нормативно-справочной информаций, включая мастер-данные. 
  • ServiceVizor operate для разработки интерактивных руководств и выполнения сервисных операций в режиме WEB, AR, учета времени и ресурсов, а также базовых функций планирования ТОиР. 
  • ServiceVizor predict для планирования ТОиР по фактическому состоянию на основе численных, диагностических и аналитических моделей комплексных цифровых двойников активов. 

ServiceVizor работает через мобильное приложение Vuforia View, доступное на смартфонах c операционными системами Android и iOS. С его помощью технический персонал может просмотреть назначенное ему сменное задание с описанием операций, ресурсами и интерактивным 2D/3D-контентом в режиме AR, воспользоваться ими в ходе работы и зафиксировать выполненные шаги. Отчет формируется автоматически. Мобильная версия работает на специализированных планшетах и поддерживает использование промышленных 2D и 3D-очков дополненной и смешанной реальности (MR). ServiceVizor обеспечивает интерактивную разметку пространства и оборудования, а также онлайн-сессии с маркировкой узлов и составных частей оборудования в режиме AR. Заметки, сделанные во время сеанса связи на мобильном устройстве, сохраняются в базе и доступны для просмотра в WEB-приложениях. 

ServiceVizor как часть комплексного цифрового двойника

Дополненная реальность в составе ServiceVizor используется для визуализации комплексного цифрового двойника оборудования. Эта технология представляет собой совокупность всех доступных технологий подключения, моделирования, анализа, управления и визуализации данных. Комплексные цифровые двойники являются следующим этапом развития АСУ ТП (автоматизированные системы управления технологическим процессом). Используя возможности предиктивной диагностики, система позволяет сократить издержки, возникающие из-за внеплановых остановок оборудования, а также проводить расширенный мониторинг на основе математической модели. С ее помощью можно резервировать штатные измерительные приборы и дополнять показания физических датчиков показаниями виртуальных датчиков. Это повышает производительность труда на 10-25% и сократить издержки на 10-20%. 

Комплексный цифровой двойник позволяет решать задачи прогнозирования состояния активов, качества изделий, а также выбора оптимальных режимов эксплуатации оборудования. Технология дает преимущество на всех этапах жизненного цикла оборудования: от повышения качества разработки и модернизации оборудования до прогнозирования остаточного ресурса и планирования работ по ремонту и замене. 

Дополненная реальность в составе ServiceVizor применяется для визуализации предварительно собранных данных, включая данные цифровых двойников. Платформа Промышленного Интернета используется как хранилище бизнес-логики и трансфер полевых данных от периферийного и контрольно-измерительного оборудования. 

Алгоритм работы дополненной реальности и комплексного цифрового двойника выглядит следующим образом:

  • AR устройство анализирует видеопоток и распознает физический объект или контур по QR-коду;
  • При помощи IIoT платформы подключается к виртуальным моделям комплексного цифрового двойника актива;
  • Данные физических датчиков актива передаются на вход цифровому двойнику и дополняются смежными ИТ/ОТ системами;
  • IIoT платформа извлекает информацию о состоянии актива и действиях по его обслуживанию из цифрового двойника;
  • Пользователь взаимодействует через AR-устройства с активом или экспертов, выполняя действия и фиксирую их выполнение;
  • Текущие значения контролируемых параметров, ход выполнения операций и команд

ServiceVizor позволяет управлять производственными активами на всех этапах сервисных работ. С помощью дополненной реальности можно снизить объем сборочно-разборочных операций, предоставить объективные и достоверные данные персоналу, ускорить реагирование на поломки. Кроме того, система позволит перестроить бизнес-процессы предприятия и начать работу по объективным данным напрямую от оборудования, выполнять операции технического обслуживания активов на основе данных цифрового макета актива и его цифрового двойника.  

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”