0 комментариев

Когда начинать использование EAM-системы

Информационные системы управления основными фондами и процессами технического обслуживания и ремонта (или системы класса EAM) в последнее десятилетие прошли в России путь от «редкой зарубежной игрушки» до  необходимого инструмента управления основными фондами, используемого на десятках отечественных предприятий. Это можно проиллюстрировать опытом использования системы TRIM - отечественной системы класса EAM - на предприятиях различных отраслей: в атомной  и тепловой энергетике, на предприятиях электросетей, в металлургической, химической и пищевой промышленности.

Борис Кац, к.т.н., руководитель проектов, компания "АйТиЭм"

Введение

Информационные системы управления основными фондами и процессами технического обслуживания и ремонта (или системы класса EAM) в последнее десятилетие прошли в России путь от «редкой зарубежной игрушки» до  необходимого инструмента управления основными фондами, используемого на десятках отечественных предприятий. Это можно проиллюстрировать опытом использования системы TRIM - отечественной системы класса EAM - на предприятиях различных отраслей: в атомной [1] и тепловой энергетике, на предприятиях электросетей [2], в металлургической [3], химической и пищевой промышленности.

В то же время, как правило, системы EAM рассматриваются – как в нашей стране, так и за рубежом – исключительно как инструмент управления эксплуатацией и ремонтом оборудования на действующих предприятиях.

Главный вопрос, обсуждаемый в данной статье: в какой момент целесообразно начинать использование системы EAM и может ли такая система быть полезной в процессе проектирования предприятия, его строительства и ввода в эксплуатацию.

Возможности использования систем EAM на различных этапах жизненного цикла предприятия

Обычно ЕАМ решения применяются в процессе работы предприятия, но всё-таки необходимо рассмотреть наилучший момент для внедрения данной системы. Основные стадии жизненного цикла предприятия – это проектирование, строительство и монтаж оборудования, ввод в эксплуатацию (пусковой период) и собственно эксплуатация. Стоит также отметить этапы развития (расширения производства), на каждом из которых возможны новое строительство, монтаж и приобретение дополнительного оборудования, пусковой период.

Наша точка зрения – это применение ЕАМ решения задолго до того, как его традиционно использовали. В идеале система EAM может стартовать на ранних стадиях проектирования предприятия.

Существует ряд причин для этого. Основная – это обеспечение управления конфигурацией проекта, отслеживание изменений, сохранность данных по принятым проектным решениям.

Особенно важно использование информационных систем на этом этапе в отечественных условиях, когда не сложилась традиция полного дублирования проектной документации на электронных носителях. Зачастую многие схемы, чертежи, паспорта имеются только в бумажном виде, в малом количестве экземпляров. Это затрудняет их использование персоналом Заказчика. Понимание необходимости наличия электронных копий документации появляется позже, когда поставщик отказывается предоставлять такие копии или требует за это существенную дополнительную плату. Нередки случаи, когда приходится впоследствии копировать тысячи страниц проектной документации с бумажных на электронные носители.

Проблемы могут возникать и тогда, когда документы (например, каталоги запчастей) поставляются в виде файлов. Ведь файлы эти в наших условиях зачастую представляют собой образы «картинок», сделанных на основе изготовленных на бумаге вручную текстов. В таком случае непосредственный ввод их содержимого в базу данных исключен, и выход из ситуации в лучшем случае - распознавание текста, в худшем – повторный набор его вручную. Такая работа по производительности и бессмысленности сродни «запихиванию зубной пасты обратно в тюбик». Этого не происходит, если специалисты по ИТ- технологиям настаивают на введении соответствующих требований в договоры поставки оборудования.

Еще одно соображение, важность которого обычно недооценивается – это введение и поддержание единой системы кодирования оборудования, зданий и сооружений, элементов конструкций. Как правило (нам придется не раз повторять это сочетание слов) каждый из проектантов использует свою систему обозначений. Затем она оказывается закрепленной на схемах и чертежах, и изменить ее оказывается трудно – если не невозможно. Итоговая система обозначений  оказывается неоднородной, непоследовательной, а зачастую к тому же неполной, и неудобной для использования на этапе эксплуатации.

Следующая стадия – это строительство и монтаж оборудования. На этой стадии информационные системы позволяют сохранить данные о поставке и монтаже оборудования, договорную документацию. Оказывается возможным упорядочить данные по изменениям, отклонениям от проекта в части изменения видов оборудования, их технических и стоимостных характеристик, внести данные по идентифицирующим признакам оборудования (инвентарные номера и пр.). Кроме того, необходимо хранить документацию по контролю и приемке строительных и монтажных работ. 

Кроме того, необходимо хранить документацию по контролю и приемке строительных и монтажных работ. Вся эта информация должна быть внесена в ИСУ ТОиР и донесена с ее помощью до этапа эксплуатации, когда потребуется в этой системе формировать и распечатывать наряды-допуска к работам ТОиР (рис.1), с необходимостью точной идентификации объекта ТОиР и описания условий безопасного выполнения работ. Если эта информация утеряна, или к ней нет доступа, то содержание наряда-допуска может существенно не соответствовать реальной характеристике объекта.

Стоит отдельно остановиться на вопросе формирования условий безопасного выполнения работ. Часто этот процесс происходит весьма формально. В идеале эти условия должны быть составной частью регламентов эксплуатации и ремонта, которые разрабатываются проектными организациями еще до пуска предприятия.

Рис. 1. Журнал учета работ по нарядам и наряд-допуск с условиями безопасности

На стадии пуска (ввода в эксплуатацию) возникает большое количество документации, которая также нуждается в хранении для дальнейшего использования. В частности, это результаты испытаний, акты приемки, технические решения и т.п. Отсчеты параметров, полученные при испытаниях, должны стать исходными при последующем построении параметрических трендов в ИСУ ТОиР и оценке изменений технического состояния объекта.

Стоит отметить, что некоторые проектные организации для управления конфигурацией используют системы PLM (product life management) или различные системы CAD/PDM. Для хранения технической документации используются различные электронные хранилища и системы документооборота. Однако, если такие системы и средства и используются проектировщиками, то зачастую они плохо совместимы между собой, так как работают с различными стандартами данных (изображения, чертежи, нормативная документация). Структура данных, используемая на стадии разработки в PLM-системах, не подходит для стадии эксплуатации, а возможности этих систем не адаптированы к задачам технического обслуживания и ремонта.

В итоге, при переходе от этапа проектирования к строительству и эксплуатации, происходит разрыв в использовании указанных систем и упомянутых выше данных. Это приводит эксплуатирующую организацию впоследствии к необходимости повторного ввода данных, который не только приводит к дополнительным затратам, но также увеличивает риск возникновения ошибок, и связанных с ними инцидентов.

Использование ЕАМ решения на самой ранней стадии создания проекта позволяет максимально упростить процесс передачи данных от проектировщиков и производственников  к эксплуатирующей организации, а также существенно снизить затраты на использование сопутствующих информационных систем.

Очевидно, на этапах проектирования и строительства оказываются востребованными только некоторые функциональные возможности систем EAM. В первую очередь это:

- электронный учет и паспортизации оборудования,

- электронный архив документации в связке с описанием оборудования (рис.2).

Рис. 2. Технологические системы и схемы, импортированные в EAM-систему

Могут оказаться полезными возможности по планированию и контролю выполнения работ (проектных, строительных, работ по поставке и монтажу оборудования), по учету договоров, по.автоматизации процессов материально-технического снабжения (заявки, заказы, отслеживание поставок).

При этом наибольший эффект может быть получен в том случае, когда рабочие места системы располагаются не только у Заказчика строительства, но и в основных подрядных организациях.

О зарубежном и отечественном опыте

Мне и моим коллегам из НПП СпецТек приходилось участвовать в ряде проектов (на угольном и нефтеналивном терминалах, на пищевом производстве и т.п.), в которых система EAM была составной частью проектных решений строящегося предприятия. В этих случаях работы по адаптации системы к особенностям предприятия, наполнению БД системы, обучению персонала начинались еще до ввода производства в эксплуатацию. Безусловно, это сократило сроки внедрения системы EAM. Этот опыт привел нас к мнению о том, что использование системы EAM целесообразно начинать на стадии строительства предприятия.

Очевидно, что эти идеи могут быть реализованы в самых различных отраслях. Одной из таких отраслей является энергетика, в которой время проектирования и строительства может затянуться на годы. Аналогичные идеи применительно к использованию системы EAM на атомных электростанциях, начиная с этапов проектирования и строительства, описаны в статье Эрика Леанко [4]. В статье подчеркивается сложность и длительность этапов, предшествующих вводу АЭС в эксплуатацию, рассмотрена специфика использования системы EAM на АЭС  на различных этапах.

Необходимо подчеркнуть, что ценность такого подхода сохраняется и при использовании в других сферах, в том числе на относительно небольших предприятиях. При этом стоимость дополнительных вложений на начальной стадии минимальна и с лихвой окупается впоследствии. И основное препятствие здесь – не столько в затратах и технических проблемах, сколько в непонимании со стороны инвесторов и лиц, руководящих проектом.

От внедрения системы EAM – к ее освоению

Еще одно преимущество раннего использования системы EAM – то, что пользователи, поначалу немногочисленные, освоив основные возможности системы, впоследствии становятся лицами, наиболее заинтересованными в дальнейшем ее развитии и использовании. Система вводится поэтапно, по мере того, как оказываются востребованными ее отдельные функции. Удается поэтапно решить основные организационные проблемы, то есть отработать организационное обеспечение системы. К моменту ввода предприятия в эксплуатацию база оборудования оказывается в основном наполненной. Это позволяет сократить до минимума болезненный этап начального наполнения БД, на котором объем работ персонала велик, а отдача от системы минимальна. Как следствие, развитие системы EAM на предприятии происходит органически и «изнутри».

Как заметила еще лет сорок назад Е.С. Вентцель, «внедрение» в соответствии с толковыми словарями – это «проникновение чужеродного предмета в сопротивляющуюся среду». Лингвистический парадокс: этому так часто используемому у нас слову нет аналога в английском языке. Употребляемому в аналогичных ситуациях «implementation» ближе русское понятие «освоение» - то есть делание своим. Итак, чем раньше мы начинаем использовать систему EAM, тем ближе оказываемся к идеалу «освоения» системы в противовес ее насильственному «внедрению».

 Литература 

1.             Комонюк О.В., Антоненко И.Н. Информационная система ТОиР атомной станции// Автоматизация в промышленности. - 2006. - № 8. - С. 59-63

2.             Антоненко И.Н. Автоматизация управления ТОиР сетей//Автоматизация в промышленности. – 2008. -№8. – С. 58-62.

3.             Матюшин В.А., Антоненко И.Н. Автоматизация управления техническим обслуживанием и ремонтами на металлургическом предприятии//Автоматизация в промышленности. – 2007. -№9. –С 42-46

4.             Eric Luanco. How an EAM solution can support new build project. 2008. http://www1.ventyx.com/pdf/wp08-How-an-EAM-solution-can.pdf

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”