Как на Челябинском цинковом заводе внедрили ИТ-систему EAM.
Повысить надежность оборудования, прозрачность ремонтов, оптимизировать затраты и процессы — на Челябинском цинковом заводе внедрили ИТ-систему EAM.
Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Управление оборудованием — это оперирование огромным объемом информации. И перевод всей этой информации в «цифру» — жизненная необходимость. Так появляется инструмент для контроля, планирования и оптимизации ремонтов.
Чтобы оборудование служило долго и надежно, необходима информация:
Из таких информационных «пазлов» складывается картина производственной жизни. Теперь специалисты могут оценить реальные затраты, эффективнее планировать закупки, обслуживание, ремонты и т. п.; оптимизировать затраты и складские запасы, а высвобождаемые средства пустить в оборот. Но самое главное — они могут дать четкий ответ: что выгоднее предпринять для повышения надежности оборудования: купить, к примеру, новую запчасть или заменить весь узел.
Собранная информация аккумулируется в едином цифровом пространстве. Заинтересованные сотрудники могут распоряжаться этой базой данных (составлять отчеты, вносить данные, строить аналитику), заходя с компьютера или телефона. И все это — благодаря ИТ-системе EAM.
СКАЧАТЬ: Специальный выпуск «Цифровое производство: сегодня и завтра российской промышленности»
— Мы уже создали единую базу по всему заводскому оборудованию. Сейчас туда вносят данные паспортов оборудования. Данные по запросам будут отображаться на экранах компьютера или телефона, — рассказывает Татьяна Княжева, начальник отдела внутреннего аудита.
Внедрение в производственную жизнь нового софта началось полгода назад. За это время собран колоссальный объем данных, в частности по простоям. А это уже почва, на которой созревают решения по повышению эффективности. Для каждого оборудования составлены технологические карты на техобслуживание и ремонты. В них прописаны операции, которые нужно выполнить специалисту, указан перечень инструмента, материалов, запчастей. Цифровой чек-лист — это снижение трудозатрат, повышение качества ремонтов и степени контроля их выполнения. Все свои действия ремонтники фиксируют в мобильном приложении: человек считывает QR-метки (они размещены на всем оборудовании), заходит в приложение и отмечает все произведенные с оборудованием действия. Это позволяет получить точную информацию: какого качества ремонт был на каждом этапе, и кто за него ответственен.
— Сегодня мы получили развернутую картину по простоям, — рассказывает Рушан Ягафаров, инженер-механик УСОФ. — Работа с данными в автоматизированном режиме позволила увидеть реальную картину на переделах и оценить ее в глобальном масштабе. Предпринимаемые контрмеры — разбор до корневой причины, что дает нам возможность не допускать в будущем внеплановой остановки аналогичного оборудования.
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ
- ЦИФРОВОЙ ДВОЙНИК База данных об объекте (комплектующие, оборудование, виды работ, стоимость и т. д). Она собирается и актуализируется на всех этапах строительства и эксплуатации. Прежде чем отправиться на объект, проще познакомиться с проблемой у компьютера, считывая всю информацию с 3D-модели. Так эффективнее решать задачи — от принятия проектных решений до составления смет.
- ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ К ИТ-системе EAM подключаются очки Google glass, и человек, надевая их, видит, к примеру, схему по установке деталей. Так можно считывать из системы все нужные данные.
- ГОЛОСОВОЙ ПОМОЩНИК Дополняющий инструмент к очкам Google glass. Помощник подсказывает, что необходимо делать по чек-листу, человек отвечает: выполнено, не выполнено, а система помощника автоматически проставляет все отметки в ИТ-системе EAM.
ИТ-система EAM открывает огромные возможности в части своевременной диагностики. Проще выявить и устранить дефект на ранней стадии, чем бороться с глобальной проблемой в последствии. Для этого нужно обязательно отражать все этапы по проведению технического обслуживания или ремонта в системе, например измерить температуру или вибрацию, проверить уровень масла, смазать деталь, почистить фильтр, затянуть болты и т. д. Некоторые показатели в работе оборудования нужно проверить раз в день, раз в неделю, в месяц, в год, другие — раз в 100/500/1000 моточасов. ИТ-система EAM вовремя напомнит, когда и что следует отследить.
— Мы используем знания специалистов и документацию по оборудованию, чтобы определить показатели, которые нужно контролировать. А дальше эта информация работает на нас, — рассказывает Константин Большаков, директор по информационным технологиям.
Самый главный в мире тренд по обеспечению надежной работы оборудования — это прогнозирование отказов (Predictive maintenance). Пройдет немного времени, и мы сможем по накопленным данным (результаты осмотров, показатели с датчиков) обоснованно предсказывать, когда оборудование выйдет из строя. Это избавит от необходимости хранения запчастей на складе и позволит заранее подготовиться к ремонтам оборудования. Путь реализации новых возможностей ИТ-системы EAM осмыслен, впереди — большая работа.
Наталья ВАСИЛЬЕВА