ООО «Деснол Софт Брянск» 1 комментарий

Опыт «Тольяттикаучук» в переходе на отечественное решение в ТОиР

Расскажем, как в «Тольяттикаучук» отказались от использования импортной системы автоматизации ТОиР и приняли решение перейти на 1С. Проект перехода на отечественную платформу реализовала компания «Деснол Софт», внедрив разработанную ею систему «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования». В «Тольяттикаучук» на 20% снизились простои оборудования, компания экономит 24,5 млн рублей на стоимости ПО и лицензий, поэтому в 2022 году проект был номинирован на конкурс «1С:Проект года». 

Масштабное предприятие требовало глобального подхода к решению задачи автоматизации

ООО «Тольяттикаучук» — одно из крупнейших предприятий нефтехимического комплекса России, дочернее предприятие ПАО «Татнефть». Его основная деятельность — производство синтетических каучуков различных марок, которые являются сырьем для шин и резинотехнических изделий. Компания входит в десятку крупнейших экспортеров Самарской области и ежегодно производит более 200 тыс. тонн каучука и более 120 тыс. тонн высокооктанового компонента к бензину.

В структуре предприятия — 6 основных производств по выпуску синтетических каучуков, мономеров и промежуточных продуктов, а также 2 вспомогательных производства по обеспечению энергоресурсами и ремонту оборудования. Помимо этого, в состав предприятия входят товарно-сырьевой цех и цех электроавтоматики и измерений. На предприятии трудятся более 2000 сотрудников. 

До смены собственника в ООО «Тольяттикаучук» учет технического обслуживания и ремонтов оборудования вели в автоматизированной информационной системе (АИС) импортного производства — Infor EAM (Oracle). Однако после вступления в группу компаний «Татнефть» для «Тольяттикаучук» прежнее ПО стало недоступно, и компании необходимо было интегрироваться в информационную среду нового собственника, а это — среда 1С, при этом с высоким уровнем автоматизации.

Не имея возможности работать в автоматизированной информационной системе, специалисты «Тольяттикаучук» столкнулись с проблемой: формирование любых отчетов по ТОиР стало длительным и трудоемким делом. Во-первых, теперь их приходилось формировать вручную. Во-вторых, данные по ремонтам вносились в систему управления ресурсами предприятия модифицированную систему «1С:Управление производственным предприятием», а сформировать требуемые отчеты в этой системе не представлялось возможным.

Для перехода на новую автоматизированную систему управления (АСУ) ТОиР требовалась загрузка данных по оборудованию (а это около 60 тысяч объектов ремонта), нормативам планирования, необходимой нормативно-справочной информации из смежных систем, а также разработка интеграции между системой управления ремонтами и базами 1С:УПП и автоматизированная система управления технологическими процессами (АСУ ТП) General Electric Historian.

— Мы оценили возможности 1С:ТОИР 2 КОРП, разработчиком которой является «Деснол Софт», — рассказывает  заместитель главного инженера по ТО и надежности ООО «Тольяттикаучук» (на момент реализации проекта)  Николай Тезиков, — и пришли к выводу, что базовый функционал системы полностью удовлетворяет нашим требованиям и поможет решить существующие проблемы. Начать решили с внедрения блока учета оборудования, нормативов, показателей эксплуатации и доработки блока бюджетирования затрат на ТМЦ и услуги под наши требования. В начале 2020 года специалисты «Деснол Софт» провели на нашем предприятии обследование процессов ТОиР, зафиксировали предварительные требования к доработкам процессов бюджетирования, а также определили объем исторических данных по оборудованию и нормативам, которые необходимо перенести с помощью шаблонов Excel в новую систему. Мы решили, что не будем выбирать пилотные площадки, а внедрим систему сразу на всем предприятии — это 6 основных и 2 вспомогательных производства.

Как проходил переход с импортной системы на отечественное решение 

Основной целью проекта стало повышение производительности работ по ТОиР. Было необходимо обеспечить снижение трудоемкости анализа работ, планирования ресурсов, своевременного проведения обслуживания оборудования и, самое главное, сократить внеплановые остановы и ремонты оборудования, которые вели к недовыпуску продукции. Для этого в ходе проекта были поставлены задачи по формированию типовых дефектов, нормативов и актуальной базы данных оборудования. Кроме того, требовалось автоматизировать процессы бюджетирования и планирования ТОиР, а также интегрировать 1С:ТОИР 2 КОРП в ИТ-инфраструктуру предприятия посредством обмена данными с уже используемой системой 1С:УПП и АСУ ТП.

Что интересно? Ключевым участником проекта стала служба по техническому обслуживанию и надежности предприятия, однако к цифровой трансформации был привлечен и целый ряд представителей других заинтересованных подразделений. Так, в обучении работе в 1С:ТОИР участвовали в том числе специалисты служб главного механика, метролога и энергетика, которым необходимо работать с системой, а также, что очень важно, представители службы по персоналу, ведь дальнейший процесс обучения новых сотрудников предстояло организовывать именно им. А вот планово-экономическая служба сотрудничала с командой проекта при формировании требований к интеграции между 1С:ТОИР 2 КОРП и 1С:УПП. 

Специалисты компании «Деснол Софт» выполнили адаптацию системы под требования «Тольяттикаучук», в том числе были доработаны отчеты, которые помогают оценивать эффективность процесса бюджетирования ТОиР: 

  • отчет, позволяющий отслеживать затраты по проектам;
  • отчет для план-фактного анализа МТО, который дает возможность видеть и сравнивать затраты на ТМЦ и услуги по конкретным заявкам на ремонт;
  • отчет, с которым можно отслеживать динамику планирования и выполнение заявок на ремонт;
  • отчет, который помогает выявлять ТМЦ с отсутствующими ценами.

Интеграция 1С:ТОИР 2 КОРП с «1С:Управление производственным предприятием» была непростой для программной реализации, так как необходимо было обеспечить работу блока бюджетирования, а для этого требовался перенос данных по нормативам из SQL-таблиц исторической базы Infor EAM (Oracle) в 1С:ТОИР 2 КОРП. Здесь также помог опыт экспертов «Деснол Софт».

Одна из схем интеграции 1С:ТОИР 2 КОРП с кастомизированной 1С:УПП. Базовые классификаторы.  

За счет интеграции с АСУ ТП 1С:ТОИР 2 КОРП стал автоматически получать данные по наработке, контролируемым показателям и состоянию оборудования.

Выполнив необходимые доработки и интеграции, специалисты «Деснол Софт» не забыли описать все изменения в ролевых инструкциях и обучили будущих пользователей «Тольяттикаучук» работе в их новой системе для управления ремонтами.

Автоматизация ТОиР — основа для развития

Проект был реализован в течение семи с половиной месяцев. Для таких масштабов внедрения — это короткий срок. Однако надо учесть, что реализацией проекта занималась компания — разработчик, которая специализируется на решениях для автоматизации ТОиР.

— Обследование, внедрение, обучение — все проходило дистанционно, через Zoom, Skype, Teams и электронную почту, а также через удаленное подключение к используемым информационным системам, — комментирует Николай Тезиков. —  Все требования к информационной безопасности были безукоризненно соблюдены. Дистанционный формат не отразился на качестве внедрения, что, конечно же, говорит о профессионализме специалистов «Деснол Софт».

Итак, что же получила компания «Тольяттикаучук» в итоге.

  • В базу 1С:ТОИР 2 КОРП внесены данные об оборудовании, по которому учитываются ремонтные воздействия (технические карты, нормативы). 1С:ТОИР позволяет фиксировать и анализировать повторяющиеся дефекты на оборудовании, а также типизировать выявляемые дефекты.
  • Система 1С:ТОИР 2 КОРП интегрирована в ИТ-инфраструктуру предприятия, обменивается данными с ИС 1С:УПП и АСУ ТП (General Electric Historian). Сократились ручные операции, повысилась производительность ремонтных подразделений.
  • Учет данных по оборудованию, который ведется в базе 1С:ТОИР 2 КОРП, позволяет получать отчетность, необходимую для формирования обоснованных плановых затрат на ТОиР. Для оценки результативности также используется «Монитор KPI» — удобная подсистема 1С:ТОИР для оценки эффективности.

Автоматизация процессов управления активами с помощью 1С:ТОИР 2 КОРП заложила основу для развития. В планах у «Тольяттикаучук» — внедрение процессов управления надежностью оборудования: FMEA (Failure Mode and Effects Analysis — анализ видов и последствий отказов), RCA (Root Cause Analysis — поиск и анализ корневых причин отказов), RCM (обслуживание, ориентированное на надежность), RBI (Risk-Based Inspection — мониторинг активов с учетом фактора риска). 

Снизить простои на 20%? Реально!

В результате перехода с импортной системы автоматизации управления ремонтами на отечественное решение 1С:ТОИР 2 КОРП» компании «Тольяттикаучук» удалось получить весомый экономический эффект. 

  • На 8% сократились производственные издержки
  • До 20% снизилась длительность простоев оборудования
  • На 35% ускорилось получение управленческой отчетности
  • На 30% быстрее стали получать регламентированную отчетность

Кроме того, ООО «Тольяттикаучук» теперь экономит 24,5 млн руб. на стоимости ПО и лицензий.

По экспертной оценке, компания сохраняет до 5 млн руб. в год благодаря RCM-анализу, который выполняется вне 1С:ТОИР и дополняет риск-ориентированные принципы обслуживания для критичного и средне критичного оборудования, что позволяет совершенствовать программу обслуживания, формируемую в 1С:ТОИР.

На правах рекламы

1 комментарий
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”