В 2014 году на производствах ООО «Уральские локомотивы» была запущена в промышленную эксплуатацию интегрированная информационная система управления производством. Процесс выбора, подготовки к внедрению, непосредственно внедрения и сопровождения системы комментирует Начальник департамента информационных технологий Скворчук Василий Анатольевич.
Скворчук Василий Анатольевич, Начальник Департамента информационных технологий ООО «Уральские локомотивы»
Справка о компании:
Предприятие ООО «Уральские локомотивы» создано 1 июля 2010 года ЗАО «Группа Синара» и международным концерном Siemens AG с целью партнерства в области локомотивостроения. Основными видами деятельности ООО «Уральские локомотивы» являются проектирование, производство, продажа и техническое обслуживание локомотивов и электропоездов. Завод сертифицирован по международному стандарту железнодорожной промышленности IRIS.
– ООО «Уральские локомотивы» – достаточно молодое предприятие но, несмотря на это, одно из самых развитых в плане информационных технологий. Что повлияло на такое активное развитие IT?
– Да, действительно, предприятию ООО «Уральские локомотивы» в этом году исполняется пять лет, но с момента его основания как «Уральского завода железнодорожного машиностроения» прошло уже 11 лет, и за это время выпущено более 500 локомотивов, так что, может, мы и молодое предприятие, но уже с большим производственным опытом.
В отношении развития IT одной из важнейших задач была информационная поддержка всех бизнес-процессов нового предприятия с учетом создания нового высокотехнологичного производства Электропоездов и реорганизации производства Локомотивов.
Поэтому в 2012 году, согласно решению совета директоров, в ООО «Уральские локомотивы» началось масштабное развитие информационных технологий, включающее как внедрение корпоративных информационных систем, так и создание новой IT-инфраструктуры. Концепция развития IT подразумевала, что за два года на предприятии должны быть внедрены три интегрированные между собой информационные системы, обеспечивающие единое информационное пространство предприятия.
– Вы сказали о трех интегрированных информационных системах – какие это системы и чем был обусловлен выбор используемой линейки программного обеспечения?
– Первой IT-системой, которая была внедрена в 2012 году, стала система автоматизированного проектирования верхнего уровня (САПР) Siemens NX, включающая в себя модули CAD-CAE-CAM и позволяющая конструкторам проектировать 3D-модели и чертежи изделий, проводить различный инженерный анализ, а технологам на основе получаемых от конструкторов данных разрабатывать управляющие программы для станков с ЧПУ. Все САПР-программы работали под PDM-системой управления инженерными данными – Siemens Teamcenter Engineering.
Внедрение второй IT-системы – системы управления производством Omega Production от компании OmegaSoftware – началось в июле 2012 года. К концу 2014 года Omega Production стала центром корпоративной информационной системы «Уральских локомотивов». Проект внедрения по организационно-техническим причинам был разделен на два параллельных проекта «Электропоезда» и «Электровозы». Были внедрены модули технологической подготовки производства с передачей всей конструкторской и технологической документации из IT-системы собственной разработки в систему Omega Production и обратно, модули управления закупками и складским учетом, управления производственными затратами (контроллинг), управления качеством продукции, управления ремонтами оборудования, управления сервисом готовой продукции, модуль оперативного планирования и учета в производстве по обоим проектам. Разработана интеграция системы Omega Production с системами Siemens Teamcenter Engineering и 1С8 УПП.
Третьей IT-системой стала система 1С8 «Управление производственным предприятием», где модули финансово-бухгалтерского учета, управления кадрами, расчета заработной платы и частично себестоимости продукции, уже были внедрены на предприятии, поэтому требовалась интеграция этих модулей с системой Omega Production.
При выборе вышеуказанных систем мы опирались на ряд важных критериев:
Требования существовали и для компаний-внедренцев:
– Хотелось бы подробнее остановиться на внедрении системы Omega Production. Через какие этапы и стадии прошла реализация двух параллельных проектов?
– По обоим проектам – «Электропоездам» и «Электровозам» – были разработаны и согласованы со стороны Заказчика и Исполнителя Технические задания и план-графики работ, которые стали неотъемлемой частью подписанных договоров.
Оба проекта были разделены по функциональным модулям, а именно:
По каждому модулю были организованы приказом по предприятию рабочие группы из специалистов разных подразделений, род деятельности которых прямо или косвенно касался информационных данных, используемых модулем системы.
После проведения всестороннего обследования предприятия специалистами компании OmegaSoftware были разработаны и согласованы Технические проекты по каждому модулю обоих проектов.
После завершения работ, согласно требованиям технических проектов, модуль системы сдавался в опытную, а позже – в промышленную эксплуатацию.
Но на этом работы не заканчивались. Как говорят, аппетит приходит во время еды, и следующим этапом стало уже не теоретическое, как было написано в техпроекте, а практическое развитие системы, то есть, как удобно и эффективно использовать систему пользователям. И именно этот этап технической поддержки очень важен при внедрении корпоративной системы такого уровня. В этой ситуации компания OmegaSoftware показала себя с положительной стороны, оперативно решая наши сложные задачи уже на запущенной в промышленную эксплуатацию системе.
Модуль Диспетчер (нажмите на изображение для увеличения)
Комплектовочные ведомости с резервированием ТМЦ на складе (нажмите на изображение для увеличения)
Производственный учет, маршрутные листы, отчеты по трудоемкости (нажмите на изображение для увеличения)
– При внедрении системы такого уровня стоит быть готовым к возможным сложностям. Какие сложности возникали при реализации проекта и как они решались?
– Да, конечно, к сожалению, при реализации таких масштабных проектов все гладко не бывает. Основные проблемы можно сгруппировать в несколько комплексов.
Первый комплекс – человеческий фактор. Боязнь нового, нежелание менять свои устоявшиеся за много лет правила и методы работы, недостаточное количество времени на ввод необходимых данных в систему из-за загрузки текущей работой, недоверие к информации системы.
Решением этой группы проблем было проведение повторных обучений и объяснение пользователям важности использования внедряемых информационных систем для предприятия и получения ими как пользователями информационной системы новых возможностей. Кроме того, было организовано проведение работ в нерабочее время. Завершающим шагом было распоряжение Генерального директора о работе подразделения в информационной системе и проведение в связи с этим необходимых изменений в стандартах организации и должностных инструкциях сотрудников подразделений.
Второй комплекс – частичное отсутствие корректной и необходимой информации в системе. Данную проблему мы решаем, анализируя автоматически генерируемые системой Omega Production протоколы несоответствий, получаемые после выполнения расчетов, и направляя в соответствующие подразделения информацию о необходимости корректировки или добавления отсутствующих данных. Также у нас организована оперативная группа, в которую вошли специалисты разных подразделений, для совместного решения сложных вопросов в отношении корректности данных.
Сложность и вместе с тем уникальность проекта еще в том, что в нем одновременно проходило внедрение как на новом производстве электропоездов, так и на действующем производстве электровозов, у которых разные подходы к технологической подготовке, планированию производства и т.д.
На производстве электропоездов проект стартовал с чистого листа, на производстве электровозов было необходимо сделать плавный переход с ранее работающих систем на новую, с двухсторонней передачей данных на момент перехода, переучить и поменять подход к работе уже давно работающего на предприятии персонала.
По электропоездам, конечно, были свои сложности, в частности разработка почти с нуля русскоязычной конструкторской и технологической документации на поезд на основе переданной немецкой документации, трансфер немецких технологий и адаптация к российским реалиям, проведение локализации и в связи с этим проведение большого количества изменений на поезда. Все это, несомненно, сказалось на продолжительности и сложности внедрения системы, необходимости серьезных доработок системы, связанных с особенностями производственного планирования, логистики и учета, применяемыми на предприятиях Siemens.
– Расскажите подробнее о процессе интеграции информационных систем: как и кем решалась эта задача?
– Всей интеграцией занималась компания OmegaSoftware. Процесс интеграции состоял из двух блоков.
Первый блок, это интеграция на период внедрения Omega Production с ранее применяемыми на предприятии системами:
Сложность задачи заключалась в том, что было необходимо изучить структуру данных, логику работы этих систем, передать с автоматической корректировкой необходимые данные в Omega Production. При этом особо сложной задачей было корректно и в соответствии с той же логикой, вернуть данные из уже внедренных модулей Omega Production обратно в комплекс программ FoxPro, чтобы не остановить действующее производство электровозов в период помодульного внедрения системы. Специалисты компании OmegaSoftware с этой задачей превосходно справились, и данные системы уже выведены из эксплуатации.
Второй блок, это интеграция системы Omega Production с системами Teamcenter Engineering (Siemens) и «1С8 УПП» с целью создания корпоративной интегрированной информационной системы предприятия.
Интеграция с системой Teamcenter Engineering заключалась в передаче и обработке в системе Omega Production всех необходимых конструкторских данных (параметры и атрибуты элементов изделий, деревья составов изделий, извещения об изменениях, файлы 3D-моделей и чертежей с конвертацией в формат ACad).
Интеграция с системой «1С8 УПП» была не менее сложной. Было необходимо перевести весь складской учет из системы «1С8 УПП» в Omega Production с автоматической конвертацией и синхронизацией кодов по всей закупаемой номенклатуре, ранее закодированной в системе 1С8. Была проведена двусторонняя интеграция всех документов по складскому и производственному учету, синхронизация справочников цен, поставщиков, персонала и т.д.
На сегодняшний день все три системы интегрированы между собой, что обеспечивает цельность и актуальность данных вне зависимости от того, где они были созданы.
Учет партий ТМЦ по местам хранения (нажмите на изображение для увеличения)
Расчет и корректировка производственной программы с диаграммами Ганта (нажмите на изображение для увеличения)
– Как развивалась IT-инфраструктура предприятия в период внедрения систем, что она на сегодняшний день представляет?
– Современным IT-системам нужна современная IT-инфраструктура. Поэтому в проект развития были включены и выполнены следующие работы:
– Какие технические решения, реализованные по Вашим требованиям в системе Omega Production Вы могли бы выделить?
– В техпроектах по каждому модулю было много задач, которые требовали как развития существующего функционала системы, так и создания нового.
Особо выделить можно следующие:
– Какие рекомендации и советы Вы могли бы дать руководителям IT-проектов?
– Я бы выделил три основных фактора и три аспекта, которые необходимы для успешного внедрения IT-систем. Прежде чем начинать работу, необходимо принимать во внимание следующие аспекты:
1. Организационный аспект.
2. Технический аспект:
3. Информационный аспект:
Кроме того, успешное внедрение невозможно без учета важнейших факторов. Во-первых, это поддержка высшего руководства, без которой любые изменения будут безрезультатны. Во-вторых, выбор функциональной и гибкой IT-системы, которая будет подходить именно вашим условиям и задачам. И в-третьих, это профессиональная и опытная команда внедрения, которая обеспечит слаженную работу и отличный результат. Об эффективности компании-внедренца можно судить только по успешности реализованных ею проектов. Что касается компании OmegaSoftware, участвующей в нашем проекте, – она имеет большой положительный опыт внедрения и на сегодняшний день делом доказывает свою компетентность и эффективность.