В гаражах размораживания Липецкой площадки появился цифровой сервис-подсказчик, который, ориентируясь на температуру воздуха по пути следования железнодорожного состава, время вагонов в пути, а также состав груза и другие параметры, рекомендует оптимальное время разогрева ( т.е не большее, чем достаточно для достижения результата). Таким образом, экономия газовой смеси составит 25%, а это около 19 млн кубов и 10 млн рублей в год.
Благодарим редакцию газеты "Наш комбинат" за предоставление данного материала.
Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Пользователи сервиса – сотрудники гаража, газовщики отделения усреднения – могут не обращаться к технологическим таблицам, а увидеть всю необходимую информацию на экране сервиса.
На склад агломерационного цеха Липецкой площадки приходят железнодорожные вагоны с железорудным и другим сырьем для агломерационной шихты. Вагоны разгружаются с помощью вагоноопрокидывателя, который переворачивает их.
Но зимой сырье, содержащее влагу, смерзается и его уже не так просто выгрузить из вагона, опрокинув его. Для того, чтобы вернуть замерзшему сырью сыпучесть, его необходимо буквально разморозить. Вагоны, которые приходят на станцию Новолипецк, транспортируются в специальные гаражи размораживания, где сырье постепенно оттаивает при помощи горячего воздуха температурой около 130 градусов Цельсия. Чтобы разогреть воздух в гаражах размораживания, используют смесь доменного и дорогостоящего природного газа. Именно на экономии энергоресурсов построен экономический эффект нового цифрового сервиса.
Никита Кретов, бригадир рудного двора в отделении усреднения, складирования и шихтовки рудных ископаемых:
– Однажды я дал команду остановить разогрев и отправить вагоны на вагоноопрокидыватель на полчаса раньше, чем предписано регламентом. В этот момент я отметил, что сырье было полностью разморожено и ничем не отличалось от содержимого вагонов, размороженных с соблюдением временного регламента. Это навело на предположение, что мы передерживаем вагоны в секциях и перерасходуем энергоресурсы комбината. На конкурсе «Молодой лидер НЛМК» я пошел в направление «Цифровизация». Там я получил задание на разработку цифрового продукта по теме «Снижение себестоимости продукции». Тут я вспомнил свою идею и понял, что расход газа для разморозки вагонов напрямую влияет на себестоимость агломерата в зимнее время. Я презентовал концепцию цифрового сервиса и получил положительные оценки. Затем я обратился в дирекцию по цифровой трансформации, и мы начали прорабатывать гипотезу. Выяснилось, что реализация такого сервиса даже проще, чем я себе представлял.
Сколько времени нужно, чтобы разморозить то или иное содержимое вагонов? Для каждого типа сырья существует своя технологическая инструкция. Например, железорудный концентрат, полученный со Стойленского ГОКа при уличной температуре -10 градусов Цельсия, должен разогреваться в гараже 3,5 часа. Но, как выяснилось, существующие нормы можно пересмотреть в сторону уменьшения времени нагрева, и это даст существенную экономию энергоресурсов. Для того, чтобы запустить цифровой сервис, технологи существенно переработали температурные карты для всех типов железорудного сырья.
Алексей Смыслов, лидер продуктовой команды агломерационного производства:
– Заявленный экономический эффект рассчитан на примере работы гаражей размораживания с 1 ноября 2018 года по 31 марта 2019 год и является приблизительным. Сейчас сервис стартовал в стадии MVP (минимально жизнеспособный продукт). По мере развития сервиса, система будет автоматически сообщать пользователям, какой груз ставится в гараж. Сервис будет подключен к единой информационной системе.
Григорий Шабалов, разработчик сервиса:
– В процессе работы над сервисом нам пришлось учитывать ограничения, связанные с наличием необходимых данных. Первая гипотеза предполагала экономию 20% топлива на основе информации о том, насколько сырье прогрето при въезде в гараж. Т.е. была мысль установить тепловизор и на его данных построить математическую модель. Но любая гипотеза не статична. За помощью в расчете потенциального эффекта мы обратились к известному математику, члену РАН Алексею Тарасову. Расчет Тарасова прогнозировал эффект 50%, но только при наличии данных о влажности сырья, температуре по пути следования и многом другом. К сожалению, многие ключевые для нас параметры пока не замеряются. Первую версию сервиса мы сделали, исходя из актуальных возможностей и уже получили экономию 30%. В дальнейшем надеемся на большее.
Для справки
На Липецкой площадке работают 3 гаража размораживания разной вместимости. Первый гараж состоит из 3-х секций по 14 вагонов в каждой, второй - из 3 секций по 10 вагонов в каждой, третий - из 6 секций, по 15 вагонов в каждой. Поезда, которые приходят на станцию Новолипецк, могут состоять от 64 до 68 вагонов – всегда с одним грузом.