Дирекция по информационным системам АВТОВАЗа завершает внедрение RFID-технологий в осуществление контроля, испытания и доработки автомобилей сборочно-кузовного производства (СКП).
Технология RFID (Radio Frequency Identification) – это способ идентификации объектов с помощью радиоволн. Идентификатор объекта хранится на прикрепленной к нему RFID-метке (чипе) и считывается специальным устройством через антенну. В СКП такую технологию было решено внедрить, для того чтобы отслеживать передвижения только что собранного автомобиля по испытательному комплексу.
– Сегодня внедрение RFID-технологии в комплексе испытаний СКП находится в завершающей стадии, – говорит начальник центра проектирования информационных систем ДИС Вадим Шлыков. – Более того, в ходе реализации проект получил некое развитие. Если первоначально мы планировали использовать RFID-метки только для идентификации автомобилей, то теперь снабжаем ими и водителей-испытателей. Только автомобильная метка является многооборотной (ставится на автомобиль при сходе с конвейера и снимается при передаче в ДпЛ), а каждому водителю выдается постоянный персональный бейдж со встроенным чипом. Соответственно, наша задача несколько усложнилась, поскольку считывающее устройство должно было идентифицировать уже две метки и отслеживать их совместное передвижение. Наши специалисты совместно с представителями фирмы-поставщика настроили оборудование, и сейчас в корпусе испытаний действуют 23 считывающих поста и антенны. Полученные данные накапливаются в электронном досье автомобиля и в системе, которая действует в 46-м цехе.
Пока что RFID-метками снабжаются все автомобили, собираемые на второй линии главного конвейера, – LADA Priora и LADA Samara. В дальнейшем эту технологию планируется распространить и на другие модели, которые выпускаются на АВТОВАЗе.
Но специалисты ДИС предлагают пойти еще дальше – и применять RFID-метку на кузове автомобиля пожизненно. Это позволит исключить ручной труд при регистрации кузова, а впоследствии даст возможность отслеживать весь жизненный цикл автомобиля.
Сейчас совместно со специалистами службы по техническому развитию АВТОВАЗа разрабатывается пилотный проект внедрения подобной RFID-технологии в производстве автомобилей LADA Granta и LADA Kalina. Кстати, представители ДИС поднимали эту тему на прошлогодней XIV научно-практической конференции молодых специалистов АВТОВАЗа – тогда доклад инженеров-программистов ДИС Дениса Киселева и Олега Гусева “Прямая идентификация кузовов семейства LADA Granta и LADA Kalina средствами RFID-технологии” занял третье место в секции “Качественный процесс – качественный продукт”. А это значит, что идеи молодых, реально влияющие на качество и производительность, сегодня довольно оперативно берутся на вооружение.
Валентин Шендяпин, директор СКП: – Внедряющаяся сегодня технология RFID в перспективе должна полностью сменить прежнюю – посты ручной регистрации автомобилей. Это – очередной виток технического развития производства в области качества и снижения затрат. Отрадно, что среди инициаторов внедрения в производство столь прогрессивного способа идентификации автомобилей – молодые инженеры ДИС. Это подтверждает не только профессионализм работающей на АВТОВАЗе молодежи, но и ее неравнодушие ко всему происходящему на заводе, стремление совершенствовать действующие техпроцессы.
Екатерина Сергеева, Елена Демина