Подробнее 0 комментариев

Концепция «цифровой станции»: как «Т Плюс» планирует полностью автоматизировать энергообъекты

В «Т Плюс» разрабатывается концепция «цифровой станции», в соответствии с которой IT-служба планирует полностью автоматизировать производственно-технологические процессы энергообъектов. Об основных задачах, сложностях реализации и ожидаемых результатах этого проекта, о том, как он отразится на работниках, рассказывает директор по информационным технологиям Группы Александр Антонов.

Благодарим редакцию газеты «Территория+» за предоставление данного материала. 

- Александр Викторович, позвольте начать с несколько провокационного вопроса. Известно, что для многих работников «Т Плюс» и других компаний цифровые технологии и тем более «цифровая станция»  – не более чем игрушки, с помощью которых высокое начальство якобы демонстрирует свою прогрессивность и продвинутость. Как бы вы это прокомментировали? 

- Что сказать, мы действительно грешны – стремимся сделать нашу компанию более современной, прогрессивной и эффективной. Но я категорически не согласен с утверждением, что цифровые технологии – это игрушки. И с их помощью мы стремимся демонстрировать не свою продвинутость, а повышение эффективности производства и, соответственно, увеличение EBITDA. Цифровые технологии позволяют лучше контролировать деятельность Группы, оперативно получать достоверные данные о работе оборудования, а значит, быстрее принимать решения и точнее прогнозировать, автоматизировать производственные процессы, уменьшать влияние человеческого фактора и т.д. А это совсем не игрушки. 

- Можете привести пример уже работающей в нашей компании цифровой технологии? 

- Например, в теплосетях Саратова и Ульяновска внедрены электронные эксплуатационные журналы, и сейчас мы их тиражируем в других филиалах – в первом квартале будущего года должны закончить. Эти журналы делают доступными в электронном виде выдачу и заказ наряда, контроль состояния. Все это теперь доступно для анализа практически в режиме реального времени и, следовательно, позволяет быстро получить информацию, необходимую для принятия решений. 

- Понятно, эта технология убыстряет доступ к информации. А чем она еще хороша? 

- Гарантирует целостность и сохранность информации – ведь бумажные журналы время от времени могут теряться, а в нашем случае информация попадает в систему, откуда ей уже некуда деться. И особо я бы хотел отметить, что пользователь получает в режиме реального времени полную картину состояния объекта и, таким образом, ему предоставляется больше возможностей для принятия решения на основе анализа информации. То есть повышается как оперативность, так и качество, точность решений. 

- Эта технология – часть «цифровой станции»? 

- Конечно. Любая автоматизация на основе цифровых технологий, связанная с централизованной информационной системой – это часть «цифровой станции». Концепция «цифровой станции» предполагает полную автоматизацию процессов, происходящих на каком-либо энергообъекте, включая управление как энергетическим оборудованием, так и технологически связанными процессами по обслуживанию и эксплуатации этого энергообъекта. 

- Какие бы функции «цифровой станции» вы назвали ключевыми? 

- Очень важно, чтобы у нас заработала система RCM – система прогнозирования состояния оборудования. Над ней мы работаем в сотрудничестве с компанией «РОТЕК». Эта технология может самым непосредственным образом влиять на финансовое состояние нашей компании. Ведь из-за аварийных остановов оборудования нам выписывают немалые штрафы, а если система своевременно предупредит, и мы встанем на планово-предупредительный ремонт, претензий к нам не будет. И вообще, знаете ли, чем больше мы будем понимать, в каком состоянии у нас находится оборудование, тем лучше для всех. 

Также отметил бы решение для «бережливого производства». Как вы знаете, какое-то время назад система «бережливого производства» внедрялась у нас в Саратове, потом распространялась на другие филиалы. Но информационные технологии тогда были задействованы по минимуму. Мы же сейчас разрабатываем решение, основанное на многофакторном анализе и позволяющее операторам видеть в реальном времени, насколько правильно выставлены параметры работы оборудования, насколько эффективно оно работает. Понятно, что оператор чувствует свою станцию и понимает, какие режимы он выставил. Однако он не может точно определить степень эффективности работы оборудования. А с внедрением нашего решения у него перед глазами появится, грубо говоря, светофор – визуализированная картинка, которая очень подробно и точно обо всем ему расскажет. 

Эти функции, пожалуй, главные. Ну и не будем забывать то, о чем я уже говорил: оперативное получение данных для принятия решений, контроль и т.д. 

- Как работа «цифровой станции» отразится на рядовых работниках компании? 

- Думаю, работники это ощутят на своем собственном доходе. Для работников, для смен внедряется система KPI – ключевых показателей эффективности. И наши решения должны помочь этим сменам зарабатывать больше денег. 

- А как обстоят дела в этой области у других энергетических компаний – в стране и за рубежом? 

- К сегодняшнему дню практически повсеместно принята концепция Industry 4.0 – «четвертой промышленной революции», которая много чего предполагает и, в том числе, «цифровые станции». Так что, двигаясь в русле Industry 4.0, энергетические компании, так или иначе, приближаются к созданию «цифровых станций». Например, «Росатом» сейчас озаботился созданием «цифровой АЭС». Основной упор все делают на так называемое оприборивание – уменьшение влияния человеческого фактора на работу станции. Но полностью оцифровать производство – построить завод без людей или станцию без людей – нереально, да и не позволит законодательство… 

- Тенденция понятна. Но если говорить именно о дне сегодняшнем, то, скажем, у каких-либо российских энергокомпаний сейчас уже существует что-то, подобное «цифровым станциям»? 

- Я бы сказал так. У иностранных энергокомпаний, работающих в нашей стране, некоторые информационные системы развиты в большей степени, чем у нас. Степень развития того или иного участка IT напрямую зависит от потребностей конкретного бизнеса. Например, кому-то важно рассчитывать коэффициенты технико-экономических показателей в псевдо-реальном времени – у этой компании такой стиль работы, и она их рассчитывает. А другому предприятию достаточно рассчитывать эти параметры раз в неделю. 

Далее. Сейчас в индустрии очень популярна тема IIoT – промышленный интернет вещей. И у нас много решений, обеспечивающих, например, дистанционный сбор данных от приборов учета, датчиков, которые агрегируются в системах для последующей обработки и построения необходимой аналитики. Есть и задачи в трейдинге, связанные с автоматизацией торгов на рынке. Вместе с тем мы реализовали решение по автоматизации центральных топливных пунктов в Саратове. Это красивое решение – прямая дорога к развитию цифровой концепции. В общем, сравнивать компании по степени развития IT довольно сложно. И, насколько я знаю, на текущий момент глобальных «цифровых прорывов» ни у кого нет. 

- Тогда, наверное, бессмысленно вас просить назвать компанию, которая могла бы служить нам примером для подражания? 

- Вопрос не бессмысленный – а преждевременный. Та информация, которая нам доступна, позволяет лишь определить, на кого нам стоило бы посмотреть. Хорошо, мы смотрим на эти компании, но только снаружи. Зайти и посмотреть, как там все устроено, нас приглашать не спешат. Поэтому определенную информацию мы стараемся получать от производителей оборудования – например, от Schneider Electric, Siemens. Им важно популяризировать свою продукцию – ведь они хотя ее продать. Но мы же не станем покупать оборудование только потому, что его сделал Siemens. Сначала мы предпочитаем посмотреть, насколько эффективно оно работает. Мы им так и говорим: «Покажите нам те объекты, которые вы считаете самыми современными и эффективными». Вот, надеюсь, в скором времени нам покажут прообраз «цифровой станции» в Англии. Может быть, эта станция и станет для нас примером, а, может, не станет. 

- Насколько можно судить, создание «цифровой станции» - процесс небыстрый, и компания должна к нему определенным образом подготовиться. На ваш взгляд, насколько сейчас готов к этому «Т Плюс»? 

- Для наглядности я бы провел аналогию с боевыми действиями. Ударный отряд не может закрепиться на позиции, если не подойдет обоз с провиантом, боеприпасами и всем остальным. В какой бы прорыв не ушел этот ударный отряд, пока обоз не подойдет, толку не будет – все погибнут, вот и все. 

Поэтому, что бы высокотехнологичное мы ни придумали – с квадрокоптерами, искусственным интеллектом и т.д., пока не подтянем базовый уровень всей компании, это будет без толку. Нет, мы, наверное, получим за это медали на научно-практической конференции. Но нашему бизнесу, нашей EBITDA от этого вряд ли станет лучше. Тем не менее наша генерация нацелена на развитие, и компания предоставляет возможности для того, чтобы подтягивать этот обоз. Пусть мы не «СберТех», не «Газпром», но свои возможности мы просто обязаны использовать. Затраты компании на поддержание существующего парка оборудования и объектов растут, а «цифра» позволит компенсировать большую часть этих затрат. 

Владимир Миронов 

0 комментариев
Отправить
обсуждения
1. Пример формализованных управленческих правил (в каком виде задается - язык, описание контекста,..... Гид по цифровому производству: цифровое имитационное моделирование производственных систем
Привлекать технологов к уборке оборудования?!?! Только в СДС могли до такого додуматься.... TPM: как технологов привлекают к обслуживанию оборудования
Еще более 300 других идей вы можете посмотреть здесь – Кайдзен и рацпредложения: примеры из жизни (с... Как «Уралэлектромедь» увеличила выпуск медной катанки на 15 %
Узнайте больше Система 5S 15 чек-листов, примеры, фото и многое другое
Система 5S