"Новые горизонты" 0 комментариев

Культура управления качеством данных «Салым Петролеум»: как доверять данным, с которыми работаешь

Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Главное, чтобы ошибки не накапливались как отрицательный опыт, а давали энергию для их исправления и дальнейшего движения вперед. Правильно распоряжаться собственными ошибками помогает культура управления качеством данных, развиваемая в компании «Салым Петролеум».

ЦЕНА ОШИБКИ

Каждая скважина СПД – не только сложное сооружение и поток углеводородов, но и огромный объем связанных с ней данных: от пространственного расположения до данных о работе установленного оборудования. Сбор и обработка этой информации помогают СПД эффективно управлять Салымской группой месторождений, а также обеспечивать безопасность выполняемых работ. В информационных системах компании хранятся данные более чем о 20 млн объектов. Много ли это? Это сопоставимо с количеством звезд, которое можно увидеть в самом большом планетарии Центра имени Николая Коперника в Варшаве. Такой объем обусловлен не столько количеством скважин, сколько глубиной проработки бизнес-процессов, связанных с ними, детальностью их оцифровки.

Можно предположить, сколько могут стоить человечеству ошибки в измерении межзвездного пространства, но вот ошибки в нефтяной отрасли стоят действительно космически! Ошибки в координатах ствола скважины могут привести как к заклиниванию оборудования, так и к разрушению соседних скважин, а это миллионы долларов на ремонтные работы, затраты на компенсационные мероприятия в случае нанесения вреда окружающей среде, потеря драгоценного времени.

Даже если это данные не о скважинах, резервуарах или оборудовании, невнимательность к ним неприемлемо дорога. Представьте, что рабочий экскаватора получил документацию, в которой отсутствует информация о проложенном в месте работ высоковольтном кабеле. Или что на месторождении окажется посторонний человек с действующим пропуском. Неполные, недостоверные, несвоевременные данные – это всегда риск.

Ошибки допускают все. Даже датчики «Умного месторождения» иногда выходят из строя. При копировании из одной таблицы в другую никто не застрахован от ошибок. Ряд ошибок возникает по причине того, что не все информационные системы умеют «разговаривать» друг с другом, а процессы в разных подразделениях компании протекают независимо друг от друга. Так что принимаемые на основе разных данных решения рискуют быть несогласованными. Это может оказать влияние на принятие решений руководством компании, ее акционерами, а также регулирующими и надзорными органами.

Все усилия по непрерывному улучшению бизнес-процессов, процессов управления резервуарами, оборудованием и скважинами приносят наилучший результат, только когда решения принимаются на основе точных и проверенных данных.

В условиях напряженных будней трудно найти дополнительное время на исправление ошибок. Но исправление ошибок – не пустой перфекционизм. Неисправленная ошибка, как вирус, распространяется по информационным системам компании, ошибочные данные используются разными сотрудниками для принятия решений, объединяются с другими данными и попадают в отчеты, из которых их уже не вычленить. Но если поторопиться и своевременно ее исправить, то многое уже можно будет не переделывать.

DQS И КУЛЬТУРА

С начала 2000-х годов концерн «Шелл» активно занимается внедрением инструментов контроля данных во всех своих дочерних компаниях. Эффективность контроля качества данных в сфере управления добычей и оптимизацией работ скважин и наземной инфраструктуры отражается в рейтинге «Шелл» Global Data Quality Dashboard. Среди 40 компаний, участвующих в рейтинге, только половине удается системно повышать качество данных. Внедрение процесса управления качеством данных – сложная задача, требующая не только изменения бизнес-процессов, но и трансформации отношения людей, внедрения культуры качественных данных.

Data Quality System охватывает все области управления данными в СПД

Сегодня зона контроля качества данных в СПД охватывает все области управления данными в компании. Специалисты по качеству данных проверяют данные в логистике и финансах, безопасности, кадрах и управлении персоналом, геологии, разных видах отчетности. Только такой подход дает уверенность в принятии правильных решений. Процессов, где можно не думать о рисках и возможных ошибках, в нефтедобывающем бизнесе нет.

«Мы начинали процесс построения культуры качества данных в 2010 году вместе с концерном “Шелл”, – рассказывает Юрий Мищенко, руководитель отдела управления информационной архитектурой предприятия. – Через пару лет мы поняли, что гораздо эффективнее будем развиваться самостоятельно. С этого момента началось создание собственной программы контроля качества данных СПД, которую назвали Data Quality Surveyor (DQS). Наши специалисты самостоятельно разработали инструмент, который одновременно проще и намного мощнее своих предшественников: поддержка русского языка, продуманная модель использования, адаптация под корпоративные системы СПД. Его с уверенностью можно назвать новым поколением по сравнению даже с рыночными решениями, не говоря уже о “дедушке” контроля качества данных, программе IQM».

DQS автоматизирует проверки информационных систем, подключаясь к ним в безопасном режиме и не снижая их производительности. Решение о классификации найденных ошибок или о том, где новая бизнес-реальность, а где настоящая ошибка, должны принимать квалифицированные специалисты – это владельцы данных, те, кто несет ответственность за данные или бизнес-процесс, связанный с данными. Если причины найденной ошибки непонятны, то аналитики контроля качества корпоративных данных – специалисты не только по интеграции бизнес-процессов, но и по технической начинке информационных систем – помогут разобраться с причинами и исправить ошибку.

Любой сотрудник СПД в случае обнаружения ошибки может обратиться к специалистам по контролю качества корпоративных данных. Вместе с ним они проанализируют ситуацию, проверят, нет ли похожих ошибок, и уведомят инициатора ошибки о ее влиянии на комплекс данных, с нею связанных. Для предотвращения повторного появления ошибки аналитики вместе с пользователями сформулируют правила проверки, которые в дальнейшем будут выполняться автоматически. Когда контроль качества данных реализован на таком уровне, сотрудники компании не тратят время на многократные выгрузки и проверку данных.

СТРЕМЛЕНИЕ К НУЛЮ

В 2015 году компании удалось стабилизировать количество ошибок и остановить их рост. В 2016 году тренд количества ошибок изменился: даже при добавлении новых правил и существенном увеличении объема данных количество ошибок стремительно сокращается. Это не только наглядный результат согласованной работы всех департаментов, но и проявление деятельной заботы друг о друге, которое в конечном счете влияет на показатели работы подразделений и компании в целом.

Весной 2017 года аналитики качества корпоративных данных СПД провели две обучающие сессии для контрактных инженеров. В них приняли участие 18 специалистов в Москве и 5 в Тюмени. «Наша задача – рассказать о влиянии ошибок в данных на работу именно в департаменте контрактов и МТО и о том, как их исправлять, – рассказывает Александр Зинченко, технический аналитик качества корпоративных данных. – В ближайших планах аналогичные сессии для держателей контрактов. Мы хотим побудить сотрудников СПД стать более компетентными в сфере управления качеством данных, сделать их заинтересованными участниками этого процесса и быть инициаторами, то есть обращаться к нам, тогда сообща мы сделаем управление качеством данных более эффективным».

Сегодня в корпоративных системах СПД всего 400 ошибок, которые нужно исправить. Еще ни одной нефтедобывающей компании не удалось достичь показателя «Ноль ошибок», и СПД – первая, где это становится возможным. Эта амбициозная цель достижима только совместными усилиями: тысяче сотрудников СПД по силам исправить эти ошибки. Всем нам хочется работать в компании, в которой каждый может сказать: «Я доверяю данным, с которыми работаю, я доверяю данным СПД».

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Система 5S 15 чек-листов, примеры, фото и многое другое
Система 5S