"РЭА" 0 комментариев

Гид по цифровому производству: Цифровой шаблон эксплуатации АЭС

В феврале в Концерне стартовал ИТ-проект продуктивизации «Цифровой шаблон эксплуатации АЭС». Шаблон эксплуатации – интегрированный комплекс платформ и инструментов, созданный на основе цифровых технологий и фундаментальных знаний атомной отрасли, который обеспечивает оптимальное функционирование процессов на АЭС с момента проектирования объекта и до его вывода из эксплуатации. О предпосылках создания продукта «Цифровой шаблон эксплуатации АЭС» и его коммерческих перспективах рассказал заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам АО «Концерн Росэнергоатом» Сергей МИГАЛИН.

Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством»300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Миллиардные перспективы

В рамках «ядерного ренессанса» и замещения выбывающих мощностей Концерн активно вводит в строй новые блоки в России, а также участвует в зарубежных стройках Росатома. Именно в последние годы, с развитием нового строительства в России и за рубежом, сложилось детальное понимание: мир меняется, а вместе с ним меняются и требования заказчиков. Росатом строит новые блоки по модели BOO (Build – Own – Operate = Строй – Владей – Эксплуатируй), и эта модель требует новых подходов.

Еще пять лет назад на действующих АЭС в России применялись в основном локальные нетиповые решения, плохо применимые для тиражирования и использования на других объектах, а новые АЭС за рубежом сдавались в виде сооружений, где был частично обучен персонал и отсутствовали стандартные процессы и типовые информационные системы нового блока (на каждом блоке были индивидуальные решения).

До 2019 года в Концерне завершена основная программа ИT-трансформации: возникла развитая система управления операционной деятельностью и ресурсами, охватившая более 40 дочерних компаний дивизиона и все филиалы. Система управления взяла под контроль процессы всего огромного холдинга – бюджетирование, управление документооборотом, ресурсами. Но исторически сложившаяся проблема сохранилась: каждая АЭС имела значительную специфику, поэтому добиться того, чтобы все станции работали в унифицированном формате и с помощью одинаковых инструментов, не удалось. Однако в процессе работы мы выяснили сильные и слабые стороны каждой из наших станций, что позволило нам запустить и в течение трех лет реализовать программу лучших практик и бенчмарков. По каждой АЭС выявлены лучшие практики, и этот опыт был передан другим площадкам для изучения и внедрения. В ходе настройки процессов и систем также выявлялись наиболее эффективные подходы к автоматизации, к ИT-решениям, а лучшие практики объединяли в формате единого решения, которое при возможности тиражировалось по всему Концерну.

Концерн продолжает строить новые блоки, которые также охватываются единой системой производственной логистики, управления процессами. Это усложняет задачу: «присоединение» очередного энергоблока для учета в хозяйственной деятельности и поддержки в ИТ-системах его текущих операций – дело нетривиальное, особенно если это первый блок на новой площадке. Если мощность нового блока добавляется к уже действующему объекту АЭС, где коллектив сложился и процессы уже запущены, интеграция проходит легче. Но пуск первого блока станции, и тем более первого блока в новой стране – это создание эксплуатирующей организации с нуля, то есть совершенно другой уровень сложности. Уже начал функционировать первый блок Белорусской АЭС, в ближайшей перспективе предстоит пуск первого блока АЭС «Аккую» в Турции. Эксплуатирующая организация, которая создается на национальном уровне, должна получить полный набор ИТ-систем и инструментов для работы и понимать все аспекты функционирования этого обеспечения: какие данные вводятся, как интерпретируются и т.д.

В свете этих вызовов стало очевидно, что ИТ-платформа эксплуатации российских АЭС имеет огромную ценность и рыночные перспективы. Если ее реализовать в формате полноценного продуктового сервисного предложения для клиента, то весь «Цифровой шаблон эксплуатации АЭС» – это ценнейший из возможных цифровых продуктов российской атомной отрасли. Параметры портфеля Росатома известны – 35 блоков в 12 странах; по нашим исследованиям мирового рынка, сопровождающий «цифровой пакет» ИТ-решений в среднем стоит до 10% стоимости блока, то есть в общей сложности речь идет о миллиардах долларов. Это не отвлеченная идея и стартап, а абсолютно понятный сегмент рынка, на котором нужно использовать основную лидерскую позицию Росатома как ведущего мирового поставщика ядерной технологии.

За прошлый год мы вместе с Центром цифровых технологий, производственным блоком Росэнергоатома, техническими специалистами, специалистами по информационным технологиям и блоком международного бизнеса выработали единое понимание параметров «Цифрового шаблона эксплуатации АЭС». Было бы ошибкой воспринимать его лишь как набор программ. Важно понимать, что это интегрированный пакет решений и сервисов, позволяющий охватить не только все процессы эксплуатации энергоблока, но и обеспечить сквозную цифровизацию на всех этапах жизненного цикла АЭС и включающий значительный объем технического, организационного, ИТ-консалтинга. С момента проектирования объекта до его вывода из эксплуатации уже используется огромное количество различных ИТ-систем и инструментов и элементов ИТ-инфраструктуры. И очевидно, что они тоже должны быть каким-то образом интегрированы между собой, создавая единый ландшафт.

Сформулировав ценностное предложение для клиента, мы видим, что комплекс лицензий на программное обеспечение – это лишь один компонент нашего взаимодействия. Другие, не менее важные – это сервисы по развертыванию систем и их запуску, внедрению, обновлению и поддержке пользователей: обучение, технический сервис и консалтинг. Мы хотим, чтобы в итоге Концерн стал глобальным центром технологической экспертизы и комплексным поставщиком ИТ-решений и инструментов и сервисов консалтинга для эффективной и безопасной эксплуатации сложных инженерных объектов.

Особенно это будет востребовано, если эксплуатировать новый блок российского дизайна станет зарубежная организация. Несложно предсказать, что у наших партнеров немедленно возникнет потребность в работе с центром компетенций, сформированным в Концерне, который сможет осуществлять поддержку онлайн и круглосуточно, оказывая услуги технического консалтинга по управлению АЭС, опираясь на собственные цифровые инструменты и платформы.

Технический консалтинг в удаленном формате – это обеспечение возможности удаленно оценить режимы работы оборудования, оценить возможность деградации узлов, прогнозировать отказы. Это возможность проконсультировать, как наиболее эффективно выстроить или оптимизировать процессы. Эти технологические советы и рекомендации должны поступать при понимании, что прямую ответственность за безопасность АЭС несет национальная эксплуатирующая организация, но и мы должны сделать все возможное для поддержки наших заказчиков.

Для того чтобы эта система работала, нужно обеспечить управление на основе данных. С каждого блока должен поступать огромный поток данных, а единый центр компетенций должен уметь эти данные получать в режиме онлайн, обрабатывать, интерпретировать и делать выводы. Мы предвидим сложности в том, что расположение АЭС на территории другого государства – это зачастую целая совокупность проблем трансграничной передачи данных, защиты информации и т.д. Поскольку персонал зарубежных АЭС в большинстве своем национальные кадры, то неизбежна и проблема языкового и культурологического барьера. Настроить цифровую систему удаленного технического консалтинга будет непросто. Между решением внутренней задачи по автоматизации, эффективно налаженной внутри Концерна, и выносом этих решений в качестве полноценного импортного продукта – существенная разница, но мы будем активно прорабатывать эти возможности.

Есть и такие задачи, как организация офиса управления, использование аппаратных решений (например, «вендоматы» по выдаче инструмента и запчастей). В «пакет» должна входить доверенная мобильная среда для использования носимых гаджетов, доступа к технической документации, представления параметров работы на инфопанелях, универсальная интеграционная шина и многое другое.

Всю сложную архитектуру задач наши эксперты разложили на компоненты и определили, что ключевая сложность продуктивизации – это переход из эволюционно реализованных в Концерне ИТ-проектов на уровень продукта. В клиентоориентированном формате мы должны представить не набор отдельных решений, а единый шаблон продуктовых компонентов, цифровых ассистентов и решений, которые работают в унифицированной логике.

Мы также запустили процесс внедрения и апробации различных компонентов Шаблона на площадках Концерна, в филиалах и дочерних обществах. В этой работе будут задействованы не только площадки АЭС, но и все сервисные компании. Так, ВНИИАЭС – это центр компетенций по созданию цифровых двойников и предиктивной аналитики, Атомэнергоремонт – основной эксплуатант, заказчик и пользователь решения по управлению платформы ТОиР, «Русатом Сервис», РАСУ, «Атомдата» – интеграторы цифровых сервисов и услуг по продвижению как самого Шаблона эксплуатации зарубежным заказчикам, так и инфраструктурных, логистических, компонентных hardware-решений, услуг центров компетенций по тренажерам электронного обучения персонала, построения защищенной облачной среды и др. Задача блока по управлению строительством в Концерне – формирование ассистентов по управлению стоимостью и сроками. Атомтехэнерго отвечает за создание цифрового решения и платформы по управлению пусконаладочными работами и пуском. Атомэнергосбыт – сервисная компания по поддержке сбытовой инфраструктуры. Такие сервисные компании, как КОНСИСТ-ОС, «Атомдата», «Атомдата-Центр», отвечают за поддержку цифровой инфраструктуры, это ЦОДы, облака, корпоративная связь и другие технологии для такого решения.

На довольно тернистом пути продуктивизации невозможно выполнить все задачи собственными силами. Примитивное понимание задачи состоит в том, что от идеи, через написание грамотного технического задания и при наличии бюджета, можно выйти на конкурс, найти подрядчика и ждать хорошего результата; основа успеха – грамотное ТЗ и коммуникация с подрядчиком. Опыт показывает, что такой подход работает при внедрении отдельного ИТ-решения. Но продукт для внешнего рынка – вызов совсем иного масштаба. При традиционном подходе с наймом внешнего подрядчика невозможно охватить целый ряд нюансов, сбалансировать проекты. Размывается роль центра компетенций как носителя и технических, и культурологических знаний, коммуникационных аспектов. Сложно сформировать команду, которая будет сопровождать, внедрять, масштабировать и тиражировать единый комплексный продукт. Соответственно, важной частью работы по созданию Шаблона эксплуатации станет программа слияний и поглощений: мы понимаем, что недостаточно привлекать разработчиков в формате подряда. Необходимо сформировать внутренний центр компетенций по Шаблону. Это возможно путем создания альянсов, совместных предприятий или покупки (поглощения) технологических компаний, которые являются владельцами технологий, результатов, продуктов, прототипов. Мы уже «прожили» эту историю в сфере инфраструктуры ЦОДов; аналогично определяется круг ключевых решений для Шаблона эксплуатации. В первую очередь это касается направлений Big Data, предиктивной аналитики, систем искусственного интеллекта, нейросетей, моделирования, обработки видео- и голосового потока (основа взаимодействия с удаленным оператором АЭС – это «умное» видеонаблюдение за технологическими процессами и поведением персонала). Еще одно направление – создание импорто- и технологически независимых решений, которые избавят нас от санкционных рисков (SCADA, аналитических систем, шин сбора данных и пр.). Ключевой задачей становится не столько поиск компаний, сколько интеграция новых команд. Как правило, коллективы компаний-разработчиков значительно отличаются в культуре, ментальности. Многие не работали с Росатомом, не знакомы с системой процессов и процедур, свойственных огромным, исторически сложившимся субъектам экономики. Им надо учиться этому, но одновременно и мы должны учиться у новых команд. Процесс интеграции новых команд – сложный и с организационной, и с культурологической, и с коммуникационной точек зрения. При этом интеграция должна пройти за короткий срок. Иногда объединять нужно коллективы в разных городах и, возможно, даже странах.

Поскольку одна из основных задач – это управление станцией на основе данных, значимую роль играет инфраструктура: данные надо безопасно хранить и обрабатывать; нам необходимы мощные ЦОДы, облака и каналы передачи данных. Мы планируем к середине 2021 года полностью загрузить Калининский ЦОД, начинаем создавать новые дата-центры. Собственная сеть дата-центров показала свою высокую надежность и востребованность в условиях пандемии, когда потребовалось перевести в удаленный режим тысячи сотрудников, используя собственные решения по удаленным рабочим столам.

Мы планируем предлагать дата-центры как коммерческий продукт вместе с Шаблоном эксплуатации как часть обязательной инфраструктуры. Кроме того, в ЦОДах при АЭС, помимо информационного потока измерений оборудования и датчиков и цифровых двойников, экономически целесообразно на коммерческой основе хранить чувствительные данные, требующие повышенных мер информационной или физической безопасности: государственные (страновые) данные, биометрию, медицинскую информацию и т.д.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Если вам есть что рассказать о цифровизации производства вашего предприятия - пишите нам в редакцию ... Как Татнефть автоматизирует систему инноваций на производстве
Нам повезло - для нас экскурсию и дегустацию проводила бывший главный пивовар этого завода, было реа... Промышленный туризм: побывай на пивоварне, которой уже более 155 лет!
Подскажите как понять какая методика лучше всего подходит для товара. Есть например три модели попол... Управление запасами
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Узнайте больше Система 5S 15 чек-листов, примеры, фото и многое другое
Система 5S