Сегодня работа всех энергетических компаний направлена на повышение эффективности, прибыльности и надежности корпоративного управления. Легче всего с этими задачами можно справиться с помощью современных решений автоматизации. Как над этим работает КЭС-Холдинг, рассказал директор по информационным технологиям ЗАО «КЭС» Алексей Субботин.
«Новая генерация», журнал компании КЭС-Холдинг, №3 2011г. www.ies-holding.com
Сегодня работа всех энергетических компаний направлена на повышение эффективности, прибыльности и надежности корпоративного управления. Легче всего с этими задачами можно справиться с помощью современных решений автоматизации. Как над этим работает КЭС-Холдинг, рассказал директор по информационным технологиям ЗАО «КЭС» Алексей Субботин.
Интегрированная автоматизация
- Алексей Викторович, какие решения из сферы IT применяются сейчас в КЭС-Холдинге для повышения эффективности его работы?
- Эффективность процессов производства и торговли энергией во многом зависит от наличия своевременной и качественной технологической информации с энергообъектов. Потоки информации поступают в различные системы (MES, ERP, базы данных и т.п.), которыми могут воспользоваться многие специалисты в нашей Компании для повседневной работы. В КЭС-Холдинге работает комплексная программа стратегических IT-проектов, в рамках которой происходит развитие и интеграция систем автоматизации производства, коммерческих и управленческих задач.
Подобные решения подразумевают определенную взаимосвязь автоматизированных систем управления энергообъектами, сбора показателей выработки и отпуска продуктов, моделирования работы электростанций, коммерческой диспетчеризации и энерготрейдинга, а также систем управления предприятием. Разрабатываемая сейчас IT-архитектура призвана обеспечить консолидацию технологических данных и их сквозную интеграцию от технологических до всех бизнес-систем компании. Для этого выбираются унифицированные системы с открытыми интерфейсами, способные удовлетворить максимум имеющихся функциональных требований.
- Как развиваются системы автоматизации технологических процессов в генерации?
- Работа по созданию таких систем - одна из приоритетных в КЭС-Холдинге. Сейчас создание АСУТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами) может осуществляться комплексно, под ключ. Отмечу, что современная АСУТП обеспечивает интеллектуализацию именно технологического оборудования, то есть реальное доведение автоматизации непосредственно до котлов и турбин, что повышает реальную экономическую эффективность производства. Типичными примерами такого рода работы можно считать модернизацию системы АСУТП дожимной компрессорной станции Дзержинской ТЭЦ, создание АСУТП паровой турбины Ивановской ТЭЦ-2 и двух паровых турбин Сормовской ТЭЦ, локальную автоматизацию котлов Новогорьковской ТЭЦ, пуск ГТУ 16 на Пермской ТЭЦ-13, реконструкцию турбоагрегатов 2 и 3 на Пермской ТЭЦ-14, строительство ПГУ 120 на Пермской ТЭЦ-6 под управлением ПТК АСУТП на базе оборудования и программного обеспечения Siemens.
Движущей силой развития телекоммуникационного направления в энергетике можно считать сопровождение и развитие производственно-технологических и диспетчерских систем связи, которые обеспечивают работу, информационную надежность и безопасность систем телемеханики, локальных сетей систем АСУ ТП, измерительных систем коммерческого и технического учета. В качестве примера можно привести перевод на цифровые технологии систем голосовой связи и модернизацию ядер и пограничного уровня ЛВС всех генерирующих объектов ОАО «ТГК-6». Кроме того, сейчас для организации эффективной работы любого специалиста ТЭС в ОАО «ВоТГК» ведутся работы по созданию эффективных региональных и филиальных оперативно-информационных систем.
Энергия на «Балансе»
- Какие программы внедрены в КЭС для учета энергоресурсов?
- Мы выполняем программу проектов «Баланс», которая ведет учет энергоресурсов, потребления газа и отпуска тепловой энергии. При отсутствии современных узлов учета газа (УУГ) расчет за потребление производится балансовым методом, а это в большинстве случаев приводит к переплате по отношению к реальному объему потребления. УУГ старшего поколения не слишком точные, и регулярная проверка таких узлов требует перехода на альтернативные виды топлива, что тоже приводит к значительным финансовым потерям.
Цель создания УУГ - организовать учет потребления газа с допустимой погрешностью не более 1%. Это позволит расплачиваться с поставщиками газа за фактическое потребление ресурса и при необходимости вести претензионную работу. Кроме того, отсутствие современного высокоточного и надежного учета приводит к нарастанию дебиторской задолженности между поставщиками и потребителями. А модернизация узлов учета тепловой энергии (УУТЭ) позволяет осуществить переход на расчет отпускаемой тепловой энергии по показаниям современных УУТЭ, аттестованных в качестве коммерческих.
- Автоматизация процессов в энергосбытовых компаниях имеет свою специфику. В чем она заключается?
- Поскольку сейчас в любой энергосбытовой компании предъявляются высокие требования к качеству обслуживания клиентов, среди наиболее актуальных специфических задач - развитие систем учета расчетов с потребителями, управление коммуникациями с клиентами и защита персональных данных.
Цель построения системы учета расчетов с потребителями - автоматизация системы учета и расчета за реализуемую электроэнергию и другие виды жилищно-коммунальных услуг, управление отношениями с клиентами (CRM) и системы управления тарифами.
В КЭС достаточно взвешенно и подробно рассматривался вопрос о выборе платформы для будущей информационной системы. В итоге было выбрано решение Oracle Utilities Customer Care and Billing (CC&B). Гибкий программный продукт CC&B предлагает множество возможностей по управлению взаимоотношениями с потребителями, начиная с базовых процессов, таких как регистрация информации о клиенте, выставление счетов за услуги, и заканчивая сложной обработкой данных по просроченным платежам и задолженностям. На сегодня система единого бил-линга существует в ОАО «Свердловэнергосбыт» для расчетов с физическими лицами. До конца 2011 года система появится во всех энергосбытовых компаниях, а в 2012 году продолжится ее развитие. В конце 2010 года начал свою реализацию пилотный проект построения контакт-центра в компании ОАО «Оренбургэнергосбыт» на базе аппаратно-программного комплекса компании Avaya. На текущий момент заочные обращения более 600 тыс. клиентов переведены в единый центр обслуживания. До конца 2011 года планируется завершить подготовку инфраструктуры для перевода обращений в этот контакт-центр и клиентов ОАО «Свердловэнергосбыт».
- Как в КЭС обеспечивается сохранность персональных данных клиентов?
- Это одна из важнейших задач, которая стоит перед руководителями энергосбытовых предприятий. Предприятия энергетического сектора относятся к отраслям повышенного внимания со стороны регуляторов, поскольку информационные системы каждого оператора персональных данных содержат записи о миллионах потребителей. Предъявляемые требования подразумевают разработку, утверждение и непрерывную актуализацию нормативно-распорядительной базы, а также внедрение сертифицированных технических решений для защиты персональных данных.
В КЭС-Холдинге реализуется комплексная программа по выполнению требований законодательства в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных. Сначала для этой цели была разработана нормативно-распорядительная база. Сейчас реализуется проект по актуализации организационно-распорядительных документов в соответствии с требованиями законодательства и по развертыванию сертифицированных систем защиты персональных данных на предприятиях КЭС-Холдинга, а также проектируются технические решения.
«Турбина» - значит интеграция
- Какие общекорпоративные проекты и системы сейчас можно назвать наиболее важными?
- Для корпоративного центра и других уровней управления в энергохолдинге возникла потребность развивать и внедрять информационные системы управления для поддержки основных и обеспечивающих процессов. В качестве основного решения для подобных проектов, которые охватывают множество компаний Холдинга, выбрана платформа SAP. Проекты на платформе SAP со времени формирования Холдинга как единой операционной компании помогают управленческой команде КЭС максимально эффективно выполнять поставленные перед ней задачи. Совместная работа ООО «Группа Виста» и SAP в 2010 году после реализации основных компонентов (систем «Турбина», «Казна» и «Байкал») позволила сформировать трехлетнее планирование развития архитектуры SAP в соответствии с основными приоритетами бизнес-заказчиков. В результате родилась долгосрочная программа развития корпоративных информационных систем.
- Какие это системы?
- Корпоративные информационные системы в Холдинге я бы разделил на несколько классов. Три основных из них выполняются в централизованной архитектуре на основе решений SAP: это система управления эффективностью бизнеса, система управления ресурсами (ERP) и система управления основными фондами (EAM).
Так, система управления эффективностью бизнеса объединяет современные технологии Business Intelligence (DataWarehouse, OLAP и др.) и инструменты финансового управления: финансовое планирование и бюджетирование, управленческую отчетность и др. Это система консолидации управленческой информации и поддержки принятия решений. Она должна предоставлять целостный подход, который направлен на улучшение способности компании оценивать свое состояние и управлять эффективностью своей деятельности на всех уровнях. При эффективном использовании система должна стать основным источником достоверной информации для руководителей и специалистов всех уровней управления.
- Какие задачи стоят перед двумя другими системами?
- Систему управления ресурсами составляют информационные системы или составляющие части информационных систем, которые ориентированы на операционную или транзакционную обработку данных. Системы этого класса обеспечивают поддержку операционной деятельности. В нашей компании у такой системы есть условное название - «Турбина». Она используется в качестве ядра всей корпоративной информационной системы Холдинга и предназначена для управления финансовой и хозяйственной деятельностью. Главная цель «Турбины» - интеграция всех бизнес-процессов по единым правилам и обеспечение оперативного получения информации руководством обо всех видах деятельности Холдинга. В использовании системы «Турбина» заложен принцип создания единого хранилища оперативных данных, который содержит всю корпоративную бизнес-информацию.
Система управления основными фондами нацелена на поддержание процессов управления технологическими активами - прежде всего оборудованием. В этом году в компании запускается проект, который позволит более точно планировать затраты на ремонт. Реализация этого проекта позволит к следующей бюджетной кампании подойти с реально обоснованными оценками ремонтов по основным единицам оборудования на нескольких станциях.
Кроме того, я бы выделил особый класс систем в архитектуре SAP в КЭС, связанный с повышением финансовой и корпоративной дисциплины за счет управления согласованием ключевых документов в компании: договоры и заявки на прогноз и оплату. Сегодня система согласования платежных операций с условным названием «Казна» успешно функционирует в Холдинге, а проект согласования договоров в настоящий момент запускается в продуктивную эксплуатацию.
- Внедрение всех этих решений неминуемо предъявляет более высокие требования к производительности, отказоустойчивости и безопасности систем хранения, передачи и обработки данных. Как они выполняются?
- Этому способствует комплексный подход к формированию и реализации вычислительной инфраструктуры. Все необходимые инициативы в рамках проектов по развитию инфраструктуры в энергохолдинге - корпоративная информационно-вычислительная сеть (КИВС), развитие телекоммуникационных услуг («Паутина») - одобрены инвестиционным комитетом и уже начинают реализовываться. Уже сейчас выполняются проекты по обновлению корпоративной IT-стратегии энергохолдинга, по выработке единой технической политики и стандартов. Производится консолидация и обновление вычислительных мощностей, модернизация подходов к организации ключевых ЦОД, средств доставки информационных сервисов и оптимизация самих сервисов.