0 комментариев

Информатика в приоритете: Как современные IT-технологии помогают повысить эффективность энергобизнеса

Сегодня работа всех энергетических компаний направле­на на повышение эффективности, прибыльности и надеж­ности корпоративного управления. Легче всего с этими задачами можно справиться с помощью современных ре­шений автоматизации. Как над этим работает КЭС-Холдинг, рассказал директор по информационным технологиям ЗАО «КЭС» Алексей Субботин.

«Новая генерация», журнал компании КЭС-Холдинг,  №3 2011г. www.ies-holding.com

 

Сегодня работа всех энергетических компаний направле­на на повышение эффективности, прибыльности и надеж­ности корпоративного управления. Легче всего с этими задачами можно справиться с помощью современных ре­шений автоматизации. Как над этим работает КЭС-Холдинг, рассказал директор по информационным технологиям ЗАО «КЭС» Алексей Субботин.


Интегрированная автоматизация

- Алексей Викторович, какие реше­ния из сферы IT применяются сейчас в КЭС-Холдинге для повышения эффектив­ности его работы?

- Эффективность процессов производства и торговли энергией во многом зависит от на­личия своевременной и качественной техно­логической информации с энергообъектов. Потоки информации поступают в различные системы (MES, ERP, базы данных и т.п.), кото­рыми могут воспользоваться многие специа­листы в нашей Компании для повседневной работы. В КЭС-Холдинге работает комплекс­ная программа стратегических IT-проектов, в рамках которой происходит развитие и инте­грация систем автоматизации производства, коммерческих и управленческих задач.

Подобные решения подразумевают опре­деленную взаимосвязь автоматизированных систем управления энергообъектами, сбора показателей выработки и отпуска продуктов, моделирования работы электростанций, ком­мерческой диспетчеризации и энерготрей­динга, а также систем управления предприя­тием. Разрабатываемая сейчас IT-архитектура призвана обеспечить консолидацию техноло­гических данных и их сквозную интеграцию от технологических до всех бизнес-систем компании. Для этого выбираются унифицированные системы с открытыми интерфейса­ми, способные удовлетворить максимум име­ющихся функциональных требований.

- Как развиваются системы автоматизации технологических процессов в генерации?

- Работа по созданию таких систем - одна из приоритетных в КЭС-Холдинге. Сейчас соз­дание АСУТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами) может осуществляться комплексно, под ключ. Отмечу, что современная АСУТП обеспечива­ет интеллектуализацию именно технологиче­ского оборудования, то есть реальное доведе­ние автоматизации непосредственно до котлов и турбин, что повышает реальную экономи­ческую эффективность производства. Типич­ными примерами такого рода работы можно считать модернизацию системы АСУТП дожимной компрессорной станции Дзержинской ТЭЦ, создание АСУТП паровой турбины Ива­новской ТЭЦ-2 и двух паровых турбин Сормов­ской ТЭЦ, локальную автоматизацию котлов Новогорьковской ТЭЦ, пуск ГТУ 16 на Перм­ской ТЭЦ-13, реконструкцию турбоагрегатов 2 и 3 на Пермской ТЭЦ-14, строительство ПГУ 120 на Пермской ТЭЦ-6 под управлением ПТК АСУТП на базе оборудования и программного обеспечения Siemens.

Движущей силой развития телекомму­никационного направления в энергетике можно считать сопровождение и развитие производственно-технологических и диспет­черских систем связи, которые обеспечивают работу, информационную надежность и без­опасность систем телемеханики, локальных сетей систем АСУ ТП, измерительных систем коммерческого и технического учета. В ка­честве примера можно привести перевод на цифровые технологии систем голосовой связи и модернизацию ядер и пограничного уров­ня ЛВС всех генерирующих объектов ОАО «ТГК-6». Кроме того, сейчас для организации эффективной работы любого специалиста ТЭС в ОАО «ВоТГК» ведутся работы по созда­нию эффективных региональных и филиаль­ных оперативно-информационных систем.

 

Энергия на «Балансе»

- Какие программы внедрены в КЭС для учета энергоресурсов?

- Мы выполняем программу проектов «Ба­ланс», которая ведет учет энергоресурсов, потребления газа и отпуска тепловой энер­гии. При отсутствии современных узлов уче­та газа (УУГ) расчет за потребление про­изводится балансовым методом, а это в большинстве случаев приводит к переплате по отношению к реальному объему потребле­ния. УУГ старшего поколения не слишком точные, и регулярная проверка таких узлов требует перехода на альтернативные виды топлива, что тоже приводит к значительным финансовым потерям.

­Цель создания УУГ - организовать учет по­требления газа с допустимой погрешностью не более 1%. Это позволит расплачиваться с поставщиками газа за фактическое потребле­ние ресурса и при необходимости вести пре­тензионную работу. Кроме того, отсутствие современного высокоточного и надежного учета приводит к нарастанию дебиторской за­долженности между поставщиками и потре­бителями. А модернизация узлов учета тепло­вой энергии (УУТЭ) позволяет осуществить переход на расчет отпускаемой тепловой энергии по показаниям современных УУТЭ, аттестованных в качестве коммерческих.

- Автоматизация процессов в энергосбыто­вых компаниях имеет свою специфику. В чем она заключается?

- Поскольку сейчас в любой энергосбыто­вой компании предъявляются высокие требования к качеству обслуживания клиентов, среди наиболее актуальных специфических задач - развитие систем учета расчетов с по­требителями, управление коммуникациями с клиентами и защита персональных данных. 

Цель построения системы учета расчетов с потребителями - автоматизация системы учета и расчета за реализуемую электроэнер­гию и другие виды жилищно-коммунальных услуг, управление отношениями с клиентами (CRM) и системы управления тарифами.

В КЭС достаточно взвешенно и подробно рассматривался вопрос о выборе платфор­мы для будущей информационной системы. В итоге было выбрано решение Oracle Utili­ties Customer Care and Billing (CC&B). Гибкий программный продукт CC&B предлагает мно­жество возможностей по управлению взаи­моотношениями с потребителями, начиная с базовых процессов, таких как регистрация информации о клиенте, выставление счетов за услуги, и заканчивая сложной обработкой данных по просроченным платежам и задол­женностям. На сегодня система единого бил-линга существует в ОАО «Свердловэнергосбыт» для расчетов с физическими лицами. До конца 2011 года система появится во всех энергосбытовых компаниях, а в 2012 году продолжится ее развитие. В конце 2010 года начал свою реализацию пилотный проект по­строения контакт-центра в компании ОАО «Оренбургэнергосбыт» на базе аппаратно-программного комплекса компании Avaya. На текущий момент заочные обращения более 600 тыс. клиентов переведены в единый центр обслуживания. До конца 2011 года планиру­ется завершить подготовку инфраструктуры для перевода обращений в этот контакт-центр и клиентов ОАО «Свердловэнергосбыт».

- Как в КЭС обеспечивается сохранность персональных данных клиентов?

- Это одна из важнейших задач, которая стоит перед руководителями энергосбытовых предприятий. Предприятия энергетического сектора относятся к отраслям повышенного внимания со стороны регуляторов, посколь­ку информационные системы каждого опера­тора персональных данных содержат записи о миллионах потребителей. Предъявляе­мые требования подразумевают разработку, утверждение и непрерывную актуализацию нормативно-распорядительной базы, а также внедрение сертифицированных технических решений для защиты персональных данных.

В КЭС-Холдинге реализуется комплекс­ная программа по выполнению требова­ний законодательства в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных. Сначала для этой цели была разра­ботана нормативно-распорядительная база. Сейчас реализуется проект по актуализации организационно-распорядительных докумен­тов в соответствии с требованиями законода­тельства и по развертыванию сертифициро­ванных систем защиты персональных данных на предприятиях КЭС-Холдинга, а также проектируются технические решения.

 

«Турбина» - значит интеграция

- Какие общекорпоративные проекты и системы сейчас можно назвать наиболее важными?

- Для корпоративного центра и других уровней управления в энергохолдинге воз­никла потребность развивать и внедрять ин­формационные системы управления для поддержки основных и обеспечивающих процессов. В качестве основного решения для подобных проектов, которые охватыва­ют множество компаний Холдинга, выбра­на платформа SAP. Проекты на платформе SAP со времени формирования Холдинга как единой операционной компании помогают управленческой команде КЭС максимально эффективно выполнять поставленные перед ней задачи. Совместная работа ООО «Группа Виста» и SAP в 2010 году после реализации основных компонентов (систем «Турбина», «Казна» и «Байкал») позволила сформировать трехлетнее планирование развития архитек­туры SAP в соответствии с основными при­оритетами бизнес-заказчиков. В результате родилась долгосрочная программа развития корпоративных информационных систем.

- Какие это системы?

- Корпоративные информационные систе­мы в Холдинге я бы разделил на несколько классов. Три основных из них выполняются в централизованной архитектуре на основе решений SAP: это система управления эф­фективностью бизнеса, система управления ресурсами (ERP) и система управления основ­ными фондами (EAM).

Так, система управления эффективностью бизнеса объединяет современные технологии Business Intelligence (DataWarehouse, OLAP и др.) и инструменты финансового управления: финансовое планирование и бюджетирование, управленческую отчетность и др. Это система консолидации управленческой информации и поддержки принятия решений. Она долж­на предоставлять целостный подход, который направлен на улучшение способности ком­пании оценивать свое состояние и управлять эффективностью своей деятельности на всех уровнях. При эффективном использовании система должна стать основным источником достоверной информации для руководителей и специалистов всех уровней управления.

- Какие задачи стоят перед двумя другими системами?

- Систему управления ресурсами состав­ляют информационные системы или состав­ляющие части информационных систем, ко­торые ориентированы на операционную или транзакционную обработку данных. Системы этого класса обеспечивают поддержку опера­ционной деятельности. В нашей компании у такой системы есть условное название - «Тур­бина». Она используется в качестве ядра всей корпоративной информационной системы Холдинга и предназначена для управления финансовой и хозяйственной деятельностью. Главная цель «Турбины» - интеграция всех бизнес-процессов по единым правилам и обе­спечение оперативного получения инфор­мации руководством обо всех видах деятель­ности Холдинга. В использовании системы «Турбина» заложен принцип создания еди­ного хранилища оперативных данных, кото­рый содержит всю корпоративную бизнес-информацию. 

Система управления основными фондами нацелена на поддержание процессов управ­ления технологическими активами - прежде всего оборудованием. В этом году в компа­нии запускается проект, который позволит более точно планировать затраты на ремонт. Реализация этого проекта позволит к следую­щей бюджетной кампании подойти с реально обоснованными оценками ремонтов по основ­ным единицам оборудования на нескольких станциях.

Кроме того, я бы выделил особый класс си­стем в архитектуре SAP в КЭС, связанный с повышением финансовой и корпоративной дисциплины за счет управления согласовани­ем ключевых документов в компании: дого­воры и заявки на прогноз и оплату. Сегодня система согласования платежных операций с условным названием «Казна» успешно функ­ционирует в Холдинге, а проект согласова­ния договоров в настоящий момент запуска­ется в продуктивную эксплуатацию.

- Внедрение всех этих решений неминуе­мо предъявляет более высокие требования к производительности, отказоустойчивости и безопасности систем хранения, передачи и обработки данных. Как они выполняются?

- Этому способствует комплексный под­ход к формированию и реализации вычисли­тельной инфраструктуры. Все необходимые инициативы в рамках проектов по развитию инфраструктуры в энергохолдинге - корпо­ративная информационно-вычислительная сеть (КИВС), развитие телекоммуникацион­ных услуг («Паутина») - одобрены инвести­ционным комитетом и уже начинают реализовываться. Уже сейчас выполняются проекты по обновлению корпоративной IT-стратегии энергохолдинга, по выработке единой техни­ческой политики и стандартов. Производится консолидация и обновление вычислительных мощностей, модернизация подходов к орга­низации ключевых ЦОД, средств доставки ин­формационных сервисов и оптимизация са­мих сервисов.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Это переводная статья из альманаха № 5 2013 года, вот источники: 1. «OEE Improvement by TPM Imple... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Добрый день! Вопрос: почему у Вас в расчете доступности берется операционное время с учетом внеплано... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Эта статья 2010 года, тех времён, когда представители Голдрата в России ТОС продвигали и рекламирова... Постоянно улучшать – практическое руководство по управлению производством на основе ТОС
А как насчёт самосвалов как КИО вы применяете какой эффективность вы проявляете? «Карельский окатыш»: 35% – показатель общей эффективности оборудования для экскаваторного парка
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”