0 комментариев

Информационная среда для эффективного решения общих задач

В качестве основы для развития других составляющих деятельности ОАО «МРСК Центра» выбрало стратегию опережающего развития ИT-структуры

В качестве основы для развития других составляющих деятельности ОАО «МРСК Центра» выбрало стратегию опережающего развития ИT-структуры.

О том, как инновационные решения в области управления информационными потоками и бизнес-процессами могут помочь компании в достижении лидирующих позиций на рынке, нашему журналу рассказывает заместитель генерального директора ОАО «МРСК Центра» по информационным технологиям и бизнес-моделированию Павел ОБУХОВ.

 

Движение в правильном направлении

С одной стороны, постреформенная энергетика, формально отсчитывающая время своего существования с 1 июля 2008 г., то есть с момента прекращения деятельности РАО «ЕЭС России», характеризуется неоднородностью развития ИT-технологий и использования ИT-инструментария. Что принципиально – нет того объединяющего звена, которым раньше выступало РАО ЕЭС, отсутствует технологическая платформа, которая обеспечивала бы эффективное информационное взаимодействие всех участников энергорынка. Необходимый уровень ИТ-развития, представленный в крупных зарубежных корпорациях наличием внешней развитой ERP-системы, вовлечением в круг ее пользователей от 20–25% всего персонала и выше, высокой эффективностью, просматривается и в нашей стране. Но к сожалению, только в отдельных, вновь сформированных компаниях, коих не более 15–20% от всех участников отечественного энергорынка.

С другой стороны, присутствует и положительный момент: в наследство от РАО ЕЭС досталась хорошая база ИТ-стандартов, которая в целом дает понимание российским энергокомпаниям, куда и как двигаться дальше.

МРСК Центра «свой курс» определило с момента «появления на свет». За три года деятельности компания смогла войти в клуб ERP-энергокомпаний и сейчас максимально активно и эффективно развивает свои качества в этом направлении.

 

Не слепое копирование, а рациональная адаптация 

Одним из необходимых условий построения эффективной системы управления компанией является комплексная и сквозная автоматизация всего процесса управления. После тщательного анализа представленных на рынке информационных систем в качестве стратегической платформы нами была выбрана система SAP.

Почему именно SAP? Дело в том, что немецкая компания SAP AG — крупнейший в Европе производитель программного обеспечения, решения которого все активнее применяются в энергетике, — сумела соединить мировой опыт тех компаний, на которые мы равняемся. И отказываться от этих наработок было бы нелепо. Однако мы не копируем бездумно западные конструкции, их конфигурации, не пытаемся применять «чужие» решения без учета специфики общероссийской и региональной экономики. Мы создаем свои «локализованные», выверенные под наш масштаб и приемлемые для нас решения, которые, кстати сказать, весьма эффективны. В этом, как представляется, и состоит искусство инновационного внедрения.

Система класса ERP – ядро западного программного обеспечения. Но большинство прикладных программ, возникающих вокруг данного ядра, сделаны уже непосредственно нашими программистами. Причем таких программ, успешно вписывающихся в единую информационную архитектуру, можно насчитать не один десяток. Подобный подход, помимо прочего, позволяет раскрыть и задействовать в полной мере инновационный потенциал российских специалистов, создавая плеяду отечественных разработчиков, которым становятся по плечу все более ответственные задачи.

Преимущественно отечественные разработки, в том числе новейшие, МРСК Центра применяет и в области технических средств автоматизации.

В общем и целом, ставя перед собой задачи по развитию ИТ-структуры, мы, в первую очередь, оцениваем, что и как мы в состоянии сделать самостоятельно, а затем уже обращаемся к зарубежному опыту.

 

… и полная автоматизация всех процессов! 

В ОАО «МРСК Центра» успешно реализуется системный проект автоматизации компании, в рамках которого автоматизируются основные, вспомогательные и развивающие бизнес-процессы на стратегическом и операционном уровнях. Проект предполагает поэтапное вовлечение в технологическую среду всех подразделений.

Инфраструктурным плацдармом, который был создан на площадке ОАО «КорСсис» – давнего партнера МРСК Центра, стал единый центр обработки данных, связавший между собой все филиалы компании в общее информационное пространство. Роль центра инноваций, своеобразного методологического штаба создаваемой информационной среды выполняет исполнительный аппарат компании.

С осени 2005 г. в круг пользователей системы наряду с исполнительным аппаратом было включено руководящее звено ОАО «МРСК Центра», в том числе филиалов. В 2006 году к ним присоединились планово-экономические, казначейские, бухгалтерские и другие службы. На сегодняшний день проектом охвачены все производственные отделения филиалов, первые автоматизированные рабочие места появились в районных электросетях.

В настоящий момент в различных модулях системы SAP работает порядка 5 700 специалистов, что составляет около 22% общего числа сотрудников. В той или иной степени в МРСК Центра уже внедрен функционал 12 из 40 модулей SAP, что говорит о комплексном подходе к реализации проекта. Большинство функций по управлению компанией, а также вспомогательные функции автоматизированы.

Важнейшим своим достижением мы считаем внедрение модуля SAP IS-U – отраслевого решения, разработанного компанией SAP AG специально для предприятий электроэнергетики. Таким образом, система начинает охватывать и основные функции компании. Пока SAP IS-U применяется нами в части формирования полезного отпуска электроэнергии потребителям – юридическим лицам.

Уже при первом обращении клиента во front-офис в базе начинается формирование заявки. Далее менеджеры заполняют цепочку документов, вводят все данные о клиенте. Затем на основе данных о присоединяемой мощности, категорийности и требуемом напряжении система автоматически рассчитывает стоимость услуги согласно утвержденному тарифу, автоматически же создаются форма договора, акты, счета-фактуры и др.

Система позволяет отслеживать, на какой стадии находится согласование документа, текущее состояние обработки заявки, историю согласования документов. Настроенный функционал системы дает возможность наблюдать весь технологический процесс от подачи заявки до полного ее выполнения, планировать затраты, ресурсы, потребность в материалах, сроки выполнения работ, вести учет затрат в разрезе договоров и объектов строительства, видеть все финансовые потоки. За счет автоматизации сокращается период обслуживания клиента от подачи заявки до подключения (с 24–55 дней до 8–14) и снижаются трудозатраты персонала (на 25–35%).

Недавно в МРСК Центра стартовал проект создания единой базы данных клиентов – системы CRM. Она позволит сохранять данные и управлять информацией о наших клиентах, учитывать все их потребности и предвосхищать их.

CRM-комплекс дополняется back-офисом, сall-центром. Мы также широко внедряем интернет-технологии для предоставления клиенту доступа к нашей информационной системе. Это позволит ему в режиме реального времени получать достоверную информацию, знать параметры потребляемой электроэнергии, двусторонних расчетов и обязательств.

 

Амбициозная простота 

В настоящий момент в ОАО «МРСК Центра» разрабатывается новая редакция системного проекта автоматизации. Она будет значительно детализирована, в большей степени учтет региональные особенности и новейшие информационно-технологические разработки, появившиеся в последние годы.

В среднесрочной перспективе будет создана полноценная трехуровневая ERP-система, которая вместит в себя весь комплекс функций: стратегического управления, финансово-логистического обеспечения, управления основной производственной и сбытовой деятельностью.

В течение трех ближайших лет мы планируем построить единое информационное пространство, создать единую информационную среду, которая будет охватывать не только всех сотрудников компании, но и значительную часть наших деловых партнеров и иных лиц. Это будут и поставщики, и клиенты, и акционеры, и органы власти, и общественные организации, и СМИ, и любые другие стороны, заинтересованные в работе с нами. В этой информационной среде они смогут эффективно решать все общие задачи.

Системы телекоммуникаций и каналов связи, включая центры обработки и хранения данных, все технологические системы автоматизации, транзакционные компоненты ERP, все интеллектуальные системы, такие как оценка и принятие решений, системы по экспертизе, подготовке информации, – все они войдут в единую глобальную информационную среду, которую мы намерены создать до 2012 г.

Эта идея сама по себе не сложна, естественна, проста для восприятия и является отражением того, как живет общество, работают прогрессивные компании в XXI веке.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство