В компании «Татнефть» созданы привлекательные условия для рационализаторской и изобретательской деятельности, работают временные творческие коллективы. Однако работник, желающий включиться в творчество, не находит порой ответов на вопросы: какие важнейшие проблемы находятся в центре внимания компании, на чем сконцентрироваться в первую очередь для поиска решений? Помимо этого, возникает и такой немаловажный вопрос: кто сможет сформулировать конкретные проблемы и оценить их значимость?
Владимир Лавущенко, заместитель генерального директора ОАО «Татнефть» по экономике
Равиль Ибатуллин, директор ТатНИПИнефть
Исследования эффективности методов выявления проблем и генерации идей показали, что групповое мышление производит на 70% больше ценных новых идей, чем сумма индивидуальных мышлений. Групповая работа позволяет охватить все элементы производственной цепочки. Она направлена на получение большого количества информации, в том числе и от лиц, которые, обладая достаточно высокой степенью эрудиции, обычно воздерживаются от высказываний.
Всем знакомы форматы проведения совещаний, конференций, семинаров и т.д. Принцип работы здесь простой: собираются люди в одном месте и в течение определенного времени высказывают свои мнения и формулируют решения.
Со времени начала компьютеризации производства такая организация мозгового штурма не всегда эффективна, и на смену массовым собраниям (отвлекающих рабочее время и значительные финансовые средства на их организацию) приходит коллективная работа инноваторов в интернет-среде. Такое решение позволяет объединить проблемы, решаемые в разных подразделениях различными работниками, вне зависимости от территориальных границ и создавать единое информационное пространство – online-хранилище актуальных производственных проблем, или Банк проблем.
Современные предприятия все чаще берут такой формат на вооружение. В качестве примера можно привести Сбербанк, активно внедряющий в интернете технологии краудсорсинга для оценки проблем и поиска их решения. Другим примером является СИБУР, организовавший в интернете внутрикорпоративный центр по обмену передовым опытом, где работники обмениваются идеями и помогают решать актуальные производственные проблемы.
Определенная работа в этом направлении ведется и в «Татнефти». В этой публикации описывается проект, обеспечивающий с участием широкого круга инноваторов выявление и формализацию наиболее актуальных для компании проблем с целью их оперативного решения. Таким проектом, базирующимся на технологиях краудсорсинга, является Банк проблем, расположенный в интернет-среде по адресу http://bank.ec-univer.ru/issues.
Учитывая многообразие направлений деятельности «Татнефти», формируемый Банк проблем организован в виде матрицы, состоящей из отдельных ячеек, разбитых по соответствующим направлениям (отраслям) деятельности (нефтедобыча, нефтепереработка, нефтяной сервис и т.д.) и факторам производства (технология, техника и оборудование, организация управления и т.д.).
Правильно сформулированная проблема становится понятной не только узким специалистам, но и всем, кто готов и может внести посильную помощь, предлагая идеи по их решению. Поэтому в рамках данного Банка организован процесс формализации проблемы, изложения ее сути и формулировки основных ограничений и целей принятия решения.
Одним из модераторов Банка проблем, обеспечивающим его организационное сопровождение, является ТатНИПИнефть. Предварительно поступающие в Банк проблемы аудируются, формализуются и затем направляются на экспертизу соответствующим специалистам.
Классификация проблем в Банке основана на трех основных уровнях организации производственной деятельности:
Определяющим фактором является применяемая технология (I уровень),которая определяет необходимые технику, сырье, услуги (II уровень) и принципы организации и управления производством (III уровень). Заданный режим производственного процесса по выпуску продукции обеспечивается слаженным действием процессов всех уровней. Однако постоянно меняющиеся внешние и внутренние условия, технические сбои в работе оборудования и т.д. вносят свои коррективы, порождая различные отклонения. Приведем ряд примеров.
1.Отклонения от текущего графика производства из-за сбоев в подсистемах (например, закончилось сырье, отказало оборудование, сменился персонал и т.д.). Эти отклонения следует отнести к классу организационно-технических проблем. Они фиксируются в процессе технического аудита и производственных совещаний. В большинстве случаев такими проблемами занимаются рационализаторы и корпоративные специалисты.
2. Снижение конкурентоспособности продукции на рынке из-за высокой стоимости, низкого качества и ухудшения потребительских свойств продукции, что проявляется в тенденциях снижения объемов производства, его технологической эффективности и реализации продукции от установленных стратегических уровней. Эти отклонения можно отнести к классу научно-технических и маркетинговых проблем. Рассмотрением подобных вопросов занимаются в рамках научно-технических лабораторий с привлечением специалистов в области маркетинга. Например, необходимость разработки трудноизвлекаемых запасов высокосернистой нефти и т.д.
3. Условия для производства (как начала, так и его продолжения) в ряде случаев могут быть невыгодными для производителя по экономическим и экологическим критериям (жесткая налоговая система, дорогие кредиты, жесткие требования экологии, предельная выработанность месторождений и т.д.), что приводит к тенденции снижения объемов производства. Эти отрицательные явления можно отнести к классу финансово-экономических проблем, которые в большинстве случаев решаются с участием законодательных структур, министерств и ведомств, изданием соответствующих документов. Примером решения такой проблемы может служить применение дифференцированной ставки НДПИ для месторождений с выработанностью более 80% и месторождений сверхвязкой нефти.
Различают также и другие классы проблем – например, экологические, социальные, промышленной безопасности и т.д. Однако, безусловно, наиболее сложными в решении являются проблемы второго и третьего классов – их решение зависит от многих факторов и широкого круга участников (в т.ч. и государства). Проведенный анализ существующей базы Банка проблем показывает, что, например, из 37 наиболее актуальных проблем 32 (86,5%) относятся ко второму классу, а пять (13,5%) к – третьему.
С целью максимального охвата источников наполнения Банка – доступ к нему открыт для всех желающих. Обратиться за помощью в Банк проблем или, наоборот, предложить свои услуги Банку может каждый заинтересованный. Никаких ограничений здесь нет – достаточно зайти в этот Банк и направить проблемный вопрос экспертам.
В настоящее время проблемы оценивают более 100 квалифицированных экспертов по различным направлениям деятельности. Ключевыми критериями оценки проблемы являются:
Учитывая набранные баллы по вышеуказанным критериям, каждая проблема получает определенную оценку, и чем выше набранный балл, тем приоритетней она является для организации исследований по ее решению.
Эксперты одновременно с оценкой проводят анализ уже имеющихся решений данной проблемы. Если таких решений нет, то проблема выносится на всеобщее обсуждение в Банк проблем. Причем обсуждаться проблема уже будет не только в узком кругу коллег по цеху или отделу, а в рамках всей компании, в т.ч. и с привлечением внешних краудсорсеров. Создание online Банка проблем и наличие нескольких уровней генерации идей значительно повышают оперативность их решения и обеспечивают всестороннее рассмотрение предложений.
Участниками Банка проблем могут стать:
Среди ключевых источников поступления проблемных вопросов в Банк можно выделить:
1. Проблемы, с которыми работник сталкивается на производстве. Другими словами, если у вас возникла производственная проблема, с которой ни вы, ни ваши коллеги не можете справиться самостоятельно, – обращайтесь в Банк проблем.
2. Производственные совещания, по итогам которых формируется перечень выявленных проблемных вопросов для широкого обсуждения и генерации инновационных идей.
3. Научные конференции и семинары, в ходе которых специалисты нашей компании, профильных предприятий, научных институтов представляют свои актуальные проблемы и пути их решения.
4. Необходимость в актуализации имеющихся решений, что означает поиск нового решения той или иной ранее решенной проблемы.
В настоящее время Банк проблем насчитывает более 200 актуальных производственных проблем компании по различным направлениям. В их числе добыча нефти и газа, геология, ресурсосбережение, организация производства и многие другие. 37 проблем уже прошли экспертную оценку специалистами ТатНИПИнефть. Наиболее актуальными проблемами, набравшими у различных экспертов более 35 баллов из 50, признаны:
Проблема №1 – Разработка технологии и создание экономически приемлемого протяженного фильтра в продуктивной части пласта для скважин с горизонтальным окончанием, в частности, для сверхвязкой нефти и природных битумов с возможностью заданного поинтервального изменения свойств (степень задержания определенных фракций песка, пропускная способность для флюида и т.д.).
Проблема №2 – Разработка импортозамещающих стойких резиновых, а также водонабухающих и нефтенабухающих материалов для скважинных пакеров различного назначения.
Проблема №3 – Увеличение ресурса штанговой колонны за счет повышения эффективности диагностики штанг и прогнозирования их остаточного ресурса.
Вышеуказанные актуальные проблемы оценены экспертами как самые масштабные и важные для компании. Например, проблема №3 разрабатывается в «Татнефти» уже более 20 лет, и существуют пока известные решения, а проблема №2, наоборот, очень «молодая», но требует оперативного решения для разработки собственных новых технологий в креплении скважин и эксплуатации горизонтальных стволов.
Со времени начала компьютеризации производства организация мозгового штурма не всегда эффективна, и на смену массовым собраниям приходит коллективная работа инноваторов в интернет-среде.
С целью максимального охвата источников наполнения Банка проблем доступ к нему открыт для всех желающих. Обратиться за помощью в Банк проблем или, наоборот, предложить свои услуги Банку может каждый заинтересованный.