О проекте экономии природного газа в гараже размораживания агломерационного цеха с помощью тепловой завесы.
Аглококсодоменщики разработали проект экономии природного газа в гараже размораживания агломерационного цеха (АЦ) с помощью проверенного временем устройства — тепловой завесы. Идея признана одной из лучших на Уральской Стали в 2021 году.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
В тёплое время года поступающее в АЦ сырьё не доставляет агломератчикам проблем. Другое дело — зима. С наступлением минусовых температур сырьё смерзается, утрачивает сыпучесть и требует разморозки. Она происходит в специальном гараже. По сути, это герметичный бокс из трёх секций, где вагоны с замёрзшими рудой, окатышами или рудным концентратом греют при температуре +100 градусов по Цельсию в течение 16 часов.
Заменить 15 вагонов с размороженным сырьём на новую партию в сжатые сроки невозможно. Какой бы опытной ни была бригада железнодорожников, на трансфер нужно время. Через открытые ворота морозный воздух заходит в гараж и понижает в нём нормативные +100 градусов. А это расход природного газа на подъём температуры до нужного уровня. Плюс увеличиваются затраты времени.
— А если применить тепловую завесу? — предложил мастер по ремонту оборудования коксохимического производства Кирилл Заславский. До КХП Заславский работал экспертом в дирекции по развитию Бизнес-Системы комбината. Полученные знания и опыт привели к своеобразной «профдеформации». — Я натренирован на охоту за потерями всего: сырья, рабочего времени, электроэнергии, — перечисляет мастер. — Как следствие, мозг начинает искать варианты устранения потерь. Так получилось и с гаражом размораживания.
Специалисты-аглодоменщики технической дирекции Уральской Стали Александр Фукс и Александр Баев поддержали идею Заславского. Для её воплощения в проект разделили исследовательские функции. Работали командой: Баев сделал теплотехнический расчёт, Фукс — экономический. Заславский поискал в интернете агрегат необходимой мощности с оптимальным соотношением цены и качества.
— Мы решили, что готовое устройство предпочтительнее, чем изготовленное своими силами, — поясняет Александр Фукс. — Будет сэкономлено время. Проектировщики комбината займутся чем-то более масштабным, а не тепловой завесой. То же можно сказать и о станочниках механического цеха. На покупку тепловой завесы и её монтаж по периметру трёх ворот потребуются полтора миллиона рублей, которые окупятся в первую же зиму за счёт экономии природного газа. Она составит более 700 тысяч кубометров, что в денежном эквиваленте (даже в ценах 2021 года!) — 3,3 млн рублей.
В отдельном небольшом здании будет смонтирован вентилятор и воздуховод от него к воротам расположенного по соседству гаража. По периметру ворот — форсунки. Мощность вентилятора должна быть достаточной для того, чтобы струя воздуха блокировала холодный воздух с улицы с одной стороны, и нагретый воздух в гараже — с другой.
— Если раньше гаражный воздух остывал в среднем до +85 градусов, то с внедрением проекта тепловой завесы температура будет отклоняться от заданных +100 градусов гораздо меньше. А значит, мы получим снижение расхода природного газа, — рассказывает Александр Баев. — Кроме экономии, есть ещё плюсы: простота обслуживания, комфортные сроки для внедрения —весь тёплый сезон, когда в гараже идут плановые ремонты.
— Скажите, это первая идея по энергоэффективности в гараже размораживания АЦ?
— Да, — уверенно отвечает Кирилл Заславский.
— Нет, конечно, — так же уверенно отвечают оба Александра. — Причём подходы мы использовали разные. И утилизацию бесплатных для комбината доменного и коксового газа, и цифровые технологии—куда же без них в XXI веке!
Прошу рассказать чуть подробнее.
— Идею размораживать сырьё, утилизируя доменный или коксовый газ, нам подсказал гараж размораживания КХП, — объясняют Фукс и Баев. — Этот гараж работает на коксовом газе. Да, комбинату он ничего не стоит. А вот протянуть трубу большого диаметра из КХП в АЦ влетит в копеечку. К тому же коксовый газ по калорийности в два раза ниже природного, да и количество грязных примесей против него. Теперь о доменном газе. Он чище коксового, но аж в восемь раз ниже по калорийности, чем природный. Опять же тут «всплывают» затраты на новую коммуникацию. Мы посчитали экономический эффект — он, увы, оказался нулевым.
А вот за идеей цифрового размораживания — будущее. В любом сырье есть незамерзающее ядро. Разморозить сырьё — не самоцель, главное — придать ему такое свойство, как сыпучесть. А она появляется, когда сырьё достаточно прогрелось.
— Надо исходить из температур во время погрузки и транспортировки, — говорит Александр Баев. — Создаём программу, которая эмпирически, через базу данных, выведет средние показатели затрат природного газа в зависимости от температур при транспортировке и от разновидности сырья: у концентрата — один показатель незамерзающего ядра, у руды — другой (причём у михайловской и бакальской — разный).
Проект заинтересовал управление новых видов продукции технической дирекции комбината. Теперь своё слово должны сказать программисты.
— А идти по пути сокращения времени разморозки за счёт повышения температуры не пробовали?
— Чуть ли не в первую очередь! Но пошли жалобы железнодорожников на деформацию кранов-букс, которые начинают плавиться.
Еще более 350 других идей вы можете посмотреть здесь – «Кайдзен и рацпредложения: примеры из жизни».
Александр Проскуровский. Фото Резеды Яубасаровой