Это рацпредложение поможет сократить потребление электроэнергии на 1,7 млн киловатт-часов в год и принесёт экономический эффект около 4,4 миллиона рублей.
Лидером конкурса на лучшее рацпредложение по энергоэффективности по итогам 2022 года стал этот проект. По предварительным подсчётам, их идея поможет комбинату сократить потребление электроэнергии на 1,7 млн киловатт-часов в год и принесёт экономический эффект около 4,4 миллиона рублей.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
В управлении железнодорожного транспорта 98 % электроэнергии потребляют тяговые агрегаты, перемещающие многотонные грузы по карьерным серпантинам. Насколько эффективен расход энергии? Специалисты управления главного энергетика совместно с коллегами из УЖДТ решили найти потери (а затем и способы их снижения). Чтобы контролировать электрические параметры при движении электровоза, а затем проанализировать данные, адаптировали под тяговый агрегат бортовой контроллер электрического присоединения. Умная коробочка Устройство представляет собой короб 30 на 30 сантиметров. Внутри — микропроцессорная техника, которая принимает сигнал и передаёт на удалённый сервер: принцип действия такой же, как у спутниковой антенны.
Специалисты ЭЦ совместно с коллегами из УЖДТ установили датчик в кабине машиниста и подключили его к цепям питания. Прибор адаптировали к работе с используемой на комбинате системой, которая показывает местонахождение электровозов и их скорость. Посмотреть состояние электровоза можно как в онлайн-режиме, так и выгрузив информацию о работе тягового агрегата за заданный промежуток времени.
— Контроллер считывает напряжение, мощность, расход электроэнергии… — перечисляет ведущий специалист по электрической части фабрично-металлургического комплекса управления главного энергетика Сергей Сорокин. — Интеграция с системой Wialon позволяет увидеть, на каком участке — подъёме или уклоне, с какой скоростью двигался состав и какие при этом были параметры.
Практические испытания стартовали пять месяцев назад. Контроллер электрического присоединения установили на два тяговых агрегата. За это время определили «узкие» места, то есть участки максимального потребления энергии, а также изменение напряжения в контактной сети при высоких нагрузках. Следующая задача — оптимизировать маршруты транспортировки горной массы, чтобы снизить расход энергоресурса.
— Применение контроллеров даёт не только экономию электроэнергии, — убеждён ведущий специалист производственного отдела УЖДТ Роман Вологжанин. — Благодаря анализу информации, поступающей от контроллеров, видим неисправности тяговых агрегатов, значит, можем сократить износ оборудования и увеличить безопасность движения.
Еще более 400 других идей вы можете посмотреть здесь – «Кайдзен и рацпредложения: примеры из жизни» и «База рацпредложений».
Примеры есть. На одном из электровозов отслеживали токовую характеристику. Определили скачки напряжения и решили осмотреть тяговый агрегат: проверили тормозную рычажную передачу, нашли несоответствия, отрегулировали. Уже на следующей ходке сэкономили около 100 киловатт. К тому же сократили скорость износа тормозных колодок.
Тестирование контроллеров далеко от завершения. Энергетики совместно с железнодорожниками проводят опытно-промышленные испытания, чтобы понять, какие ещё функции «умных коробочек» помогут улучшить эффективность электрических машин и повысить надёжность работы тяговых агрегатов.
— Приборы помогают выстраивать логистику движения, вовремя определять неисправности подвижного состава и путей, выявлять потери в контактной сети и расставлять приоритеты при выполнении ремонтов, — перечисляет плюсы Роман Вологжанин.
Наталья Хаустова. Фото Александра Белашова