Необходимость в данной конструкции возникла из-за того, что на участке оребрённых труб после механической обработки изделие нуждается в чистке.
Полтора миллиона вместо семнадцати — такова цена стоимости установки, изобретённой на БМЗ ПАО «Татнефть» (Бугульминский механический завод) и уже зарекомендовавшей себя в работе. Автором установки стал инженер-технолог завода Владислав Козицкий, победивший в конкурсе «Молодой рационализатор и изобретатель-2021».
Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Воплощённая «в железе» силами самого завода новая установка обошлась «Татнефти» всего в 1,5 млн рублей, тогда как аналогичные ей российские экземпляры стоят около 17 млн. Более того, установка в случае необходимости ремонтируется своими силами и при помощи собственных деталей, что также минимизирует стоимость владения ею и, безусловно, выгоднее обладателю, чем чужое оборудование.
«В скором времени на заводе будет три подобные установки, так как первая сэкономила нам за год 4,5 миллиона рублей, — рассказал автор идеи В. КОЗИЦКИЙ. — Работа над ней стартовала в 2016 году с разработки конструкторской документации».
Необходимость в данной конструкции возникла из-за того, что на участке изготовления оребрённых труб после механической обработки на стане холодной прокатки ребристых труб (ХПРТ) изделие нуждается в чистке. Она производилась устаревшим методом: складированные стопками трубы при помощи строп переносились краном в три специальные секции со щелочным раствором разной концентрации.
«В первой секции с восьмипроцентным раствором щёлочью трубы в течение пяти минут очищались, далее перемещались во вторую ванну с менее концентрированным раствором, а затем и в третью — с самой слабой щёлочью», — продолжил пояснения Владислав Олегович.
В операции были задействованы стропальщик, крановщик, на это уходило много времени. После промывки труб, пучку давали стечь, после чего участок приходилось приводить в порядок, чтобы не страдала культура производства.
При работе над этим рацпредложением были учтены все минусы предыдущей операции. Новая установка исключила практически все из перечисленных выше проблем: узел очистки стал заключающим этапом процесса. Он установлен после стана ХПРТ оребренных труб. После накатки труба поступает в промывочную камеру, где щелочным раствором, поступающим через форсунки, очищается от масла и стружки. Далее труба уходит в первую секцию, где ополаскивается и промывается водой. И в третью секцию она попадает для продувки воздухом.
Технология помогла исключить человеческий фактор и связанные с этим риски, участок всегда чист, что, безусловно, является большим плюсом для экологии. Снижены затраты на электроэнергию. В случае поломки ремонт может производиться собственными силами, что, безусловно, также снижает затраты на владение установкой.
«На сегодня решено собрать две подобные установки на территории цехов завода, — продолжил наш собеседник. — Все вместе они дадут хороший экономический эффект, значительно снизят расход электроэнергии. Мы же, специалисты БМЗ, продолжим рационализаторскую деятельность, направив её на усовершенствование, улучшение оборудования и технологий, применяемых на заводе».
Установка может быть востребована и другими машиностроительными заводами России, что, безусловно, поднимает значимость изобретения и самой технологии, так как патент принадлежит Компании «Татнефть». Особенно в свете последних событий, когда импортозамещение становится как никогда актуальным. Ставку на него и на собственные силы, мощности, человеческий капитал делает большинство российских компаний.
Елена Филатова. Фото Максима Маненкова