Маркировка товаров специальными идентификационными знаками, по мнению идеологов и разработчиков системы контроля над товарными рынками в России, идеальный инструмент. Он позволит вывести из тени в свет нелегальный бизнес, сократить потоки фальсификата, контрафакта, контрабанды, оздоровит конкурентную среду. И, как следствие, казна государства пополнится за счет налогов от легализации бизнеса. Согласно оценкам Минпромторга объем контрафакта, в зависимости от отрасли, составляет от 30 до 50%.
Владимир Котов, президент АСИЗ (Ассоциация разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты)
В первую очередь от внедрения маркировки товаров должен выиграть потребитель. С помощью приложения к мобильному телефону по идентификационному знаку можно будет проследить путь товара от производителя до прилавка и удостовериться, что продавец предлагает не подделку, а качественные сертифицированные лекарства, одежду, обувь, духи и т.д.
Первыми участниками пилотного проекта по маркировке товаров в августе 2016 года стали производители меховой одежды. По информации пресс-службы Минпромторга из тени вышли 20% поставщиков. В 2017 году, по данным российских таможенников, было промаркировано 2,3 млн импортных и российских меховых изделий, задекларировано 417 тыс. изделий общей стоимостью $232 млн. Кроме того, Федеральная таможенная служба констатировала: таможенные платежи почти удвоились и составили 3,96 млрд руб. В результате легальный рынок шуб вырос в семь раз. Но проблема серого рынка шуб остается нерешенной: то тут, то там мы слышим о возможности приобретения изделий из меха по низкой цене.
Эксперимент с маркировкой мехов сочли удачным. Сегодня проект из статуса экспериментального становится обязательным для многих участников товарного рынка. Прекращается производство немаркированной табачной продукции, с 1 июля 2019 года система идентификации товара введена на рынке обуви. Каждой паре туфель, ботинок, кроссовок, сапог и т.д., изготовленной в стране или импортированной, присваивается код DataMatrix, который размещается на упаковке.
В маркировке участвуют производители, импортеры, оптовики, продавцы розницы. Организацию и контроль над процессом ведут Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), Минфин, Минпромторг, налоговая служба, Роспотребнадзор, ФТС и ФСБ. С 1 марта 2020 года оборот немаркированной обуви будет запрещен. Планируется, что с 2024 года в нашей стране будут продаваться только маркированные товары.
Вряд ли процесс маркировки обуви пройдет безболезненно для всех производителей, система создавалась в основном под потребителя гражданской обуви, который проголосует рублем за ту пару туфель или ботинок, которая ему нужна. Но никто не подумал о производителе спецобуви. А это огромный отдельный сегмент рынка, где объем контрафакта сложно оценить. Наш конечный потребитель – работодатель, обязанный обеспечить безопасность персонала на производстве и предоставить ему спецобувь бесплатно. Мы изучали эту ситуацию, и для нас пока не все понятно. Есть, например, такая проблема – как складские запасы, по оценкам экспертов они составляют порядка 300 млн пар суммарно с гражданской обувью. Менее года остается для того, чтобы все это промаркировать.
Проект идентификации товаров реализуется на основе ГЧП, государство не вкладывает в него бюджетных средств. Куратор проекта частная компания – ЦРПТ берет на себя расходы по внедрению системы, которые оценила в 205,7 млрд руб. Возвращать инвестиции предполагается за счет услуг по маркировке товаров. Работать себе в убыток никто не будет. Очевидно, что и производитель и поставщик все затраты по маркировке переложит на покупателя.
Процесс маркировки глобальный, по масштабам реализации аналогов в мире нет. Сделать так, чтобы инструмент стал идеальным сложно, но возможно. Очевидны положительные стороны – наведение порядка с контрафактом и контрабандой. Кроме того, в маркировку, в качестве необязательных полей, введена возможность внесения информации о сертификате соответствия. Создается полная цепочка, в которой появляются звенья «кто и когда проверял». Но есть и проблемные моменты. Не продумано решение с порчей и потертостью кода, что возможно при движении товара. Медленно работает системы. У координатора проекта Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) – просто не хватает ресурсов, чтобы быстро обработать все заявки. И производителям, и поставщикам приходится ждать своей очереди до месяца, ведь ЦРПТ оформляет заявки на все группы товаров.
Членские организации АСИЗ («Восток-Сервис», «Техноавиа», Парижская коммуна) были активными участниками пилотного проекта по маркировке обуви. Наши эксперты выявили много невидимых, на первый взгляд, проблем. Эксперты АСИЗ предложили более 40 изменений в применение технологий внедрения маркировки. Ряд из них уже решены с помощью Ассоциации. Например, мы убедили Минпромторг внести изменения в Постановление Правительства, чтобы потребитель был выведен из участников оборота продукции. Это намного упрощает внедрение процедуры. Маркировка позволит сделать рынок СИЗ прозрачным, от производства продукта до конечного потребителя, но при принятии законов необходимо учитывать мнение отраслевых организаций.