Проблемы инжиниринга в России поднимает Владимир Сметана — Председатель Комиссии по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России, вице-президент ГК ФИНВАЛ по стратегическому развитию.
Благодарим Комиссию по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России за предоставление этого материала.
Автор: Сметана Владимир Васильевич — Председатель Комиссии по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России, вице-президент ГК ФИНВАЛ по стратегическому развитию
В последние годы в России появилось совершенно новое направление для ведения бизнеса — инжиниринг. В Союзе машиностроителей России уже создана Комиссия по развитию инжиниринга в машиностроении, объединяющая ведущие инжиниринговые компании с целью развития направления в стране и совершенствования рынка предоставляемых услуг.
Сейчас реализуется подпрограмма «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна». Основой для ее создания стало Постановление Правительства от 23 июля 2013 г. № 1300-р, а именно «дорожная карта» в области инжиниринга и промышленного дизайна. Между тем, законодательные регуляторы инжиниринговой деятельности отсутствуют и часть мероприятий, закрепленных в подпрограмме, имеет инновационную направленность. В этой связи, меняется подход в контрактовании при проектировании объектов, вводятся новые понятия. Остается неясным механизм внедрения инноваций в проектировании и строительстве и то, каким должен быть современный подход к проектированию, ведению инжинирингового бизнеса и созданию полноценного рынка с реальными участниками.
До возникновения подпрограммы регулирование рынка инжиниринга фактически отсутствовало, возникали проблемы и разночтения. Экспертное и профессиональное сообщество активно обсуждало на протяжении 2012-2014 годов в Государственной Думе, Совете Федерации, Общественной палате РФ, Торгово-промышленной палате РФ и на других государственных и общественных площадках проблемы российского инжиниринга, инжиниринговой деятельности, инжиниринговых услуг, а также международные виды контрактов EPC(M).
В сентябре 2012-го года, в Общественной палате, состоялось заседание Комиссии, посвященное обсуждению текущего состояния условий и принципов модернизации российской промышленности и определения роли инжиниринга в этом процессе. На тот момент, Принятие Правительством РФ Постановления № 56, принципиально изменило отношения между инжиниринговыми компаниями, поставщиками оборудования и инструмента, а также представителями промышленного комплекса России.
Прежде, инжиниринговая компания самостоятельно определяла задачу заказчика, выбирала лучшее технологическое решение в мире и пыталась внедрить его на российском предприятии. Согласно постановлению, приоритет нужно было отдавать отечественным оборудованию и инструментам. При этом, как известно, его качество, постпродажный сервис зачастую, уступает лучшим мировым решениям. Эта проблема обсуждалась в январе 2013 года в ФАС России. По итогам обсуждения мнения разделились. Многие руководители инжиниринговых компаний, производители оборудования из России и Европы, представители заказчиков, включая флагманы предприятий отечественного ОПК, сошлись во мнении, что Постановление Правительства РФ № 56 не приносит пользы никому из участников рынка. Их оппонентами выступали чиновники, продолжавшие настаивать на эффективности защиты российского производителя путем заградительных мер.
В этой связи, появление «дорожной карты» послужило точкой отсчета для создания законодательной базы в этой сфере. В «дорожной карте» обозначены конкретные задачи, сроки и полномочия в отдельных вопросах, хотя мнения профессионалов разделились, например: почему инжиниринг и промышленный дизайн объединили в одной дорожной карте? И почему мы видим один из видов международных контрактов EPC(M) в «дорожной карте», при том, что законодательно этот договор не описан ни в одном нормативно-правовом акте страны. Эти и многие другие вопросы подтолкнули профессиональное сообщество к созданию законопроекта «Об инжиниринге и государственной поддержке инжиниринговой деятельности в РФ», впоследствии вынесенного к обсуждению на разных площадках. Самое подробное обсуждение состоялось в ноябре 2013 года в Российском союзе промышленников и предпринимателей, где профессиональное сообщество отметило своевременность и необходимость Федерального закона. Но, безусловно, законопроект в существующем тогда виде требовал доработки.
Главная проблема сегодня – отсутствие соответствующих кодов ОКВЭД. Во-первых, невозможно проводить конкурсы на заключение EPC(M)-контрактов. Вместо одного конкурса проходит ряд торгов на разные виды деятельности: генподряд, изыскания, поставка, проектирование и прочие. Во-вторых, в сводном сметном расчете для строительства нет строки «инжиниринговые услуги». Получается, в экономическую часть проекта нельзя включить расходы по управлению проектом. Подрядчик вынужден манипулировать в смете Федеральными единичными расценками по другим видам работ, чтобы защитить свою рентабельность. В-третьих, конкурсная документация содержит требование о том, что не менее 30-40 % работ подрядчику нужно выполнить собственными силами. При этом стоимость услуги управления проектом и производственные возможности дочерних организаций не учитываются.
Что получаем в результате? – Размытые сроки исполнения проекта и «воздушную» ответственность. К сожалению, в такой ситуации идет «освоение средств», приводящее к невозможности масштабирования компетенций и ограничению доступа к торгам для инжиниринговых компаний.
Вопросы о необходимости кодов ОКВЭД для инжиниринговой деятельности в России только нами ставятся на протяжении 2012-2014 годов, но на их внедрение понадобится, по меньшей мере, еще два-три года в рамках «дорожной карты».
Отдельные пункты подпрограммы нацелены на то, чтобы простимулировать развитие инжиниринга в России, но для нас, промышленников, есть ключевые проблемы, препятствующие развитию инжинирингового бизнеса в стране и его легализации. Эти «узкие места» анализировали в июле 2014-го года на Совете по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге РФ. Заседание Совета проходило в рамках международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2014» в Екатеринбурге.
Стоит отметить, что эти и другие инициативы профессионального сообщества нашли свое выражение в инициативе по созданию в Совете Федерации Временной комиссии по вопросам развития законодательства РФ в инженерной и инжиниринговой деятельности для дальнейшей законодательной работы. При Временной Комиссии сформирована Рабочая группа, которая объединила экспертов инжиниринговой индустрии. Основная задача группы – разработка законопроекта, который даст ответы на вопросы: Что такое инжиниринг? Какова роль инженерного дела в современной России? И кто такой профессиональный инженер?