Портал «Управление производством» 0 комментариев

Промышленный туризм: БМЗ - больше, чем завод

Где рождаются тренды машиностроения и самые мощные в России грузовые магистральные тепловозы.

Брянский машиностроительный завод – крупнейший производитель техники для российских железных дорог. С 2003 года входит в группу компаний «Трансмашхолдинг». Уже 65 лет БМЗ является основным поставщиком маневровых тепловозов в России и занимает 81 процент рынка маневровых тепловозов СНГ. 

С 2005 года на заводе началась эра грузовых магистральных тепловозов. Ее первопроходцами стали локомотивы серий 2ТЭ25К «Пересвет» и 2ТЭ25А «Витязь». Они проложили дорогу новому поколению мощнейших тягачей 2ТЭ25КМ, 3ТЭ25К2М и 3ТЭ28. Сейчас БМЗ является единственным в России крупномасштабным производителем этой техники. 

Завод экспортирует продукцию в Казахстан, Белоруссию, Узбекистан, Монголию, Туркменистан.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Милостью государя

Девиз БМЗ – первый в любом составе! Он возник около десяти лет назад, но воплотил в себе всю полуторавековую историю завода. В 2023 году предприятие отмечает 150-летие со дня основания. А родилось оно среди густых брянских лесов у перекрестья красавиц-рек Десны и Болвы благодаря росчерку пера царя-освободителя Александра II 20 июля 1873 года…

История Брянского машиностроительного завода началась с обыкновенной лесопилки. Ее построил бывший крепостной, ставший дворянином с многомиллионным состоянием, Петр Губонин. 

Дворянство Губонин получил «милостью государя», но состояние заработал на развитии железных дорог. На его счету построенные Грязе-Царицынская, Лозово-Севастопольская, Уральская, Горнозаводская, Балтийская и другие стальные магистрали XIX века. Во время строительства очередной ветки – Орловско-Витебского направления Губонин познакомился с талантливым инженером путей сообщения и литератором Виктором Голубевым. 

Сначала на губонинской лесопилке изготавливали шпалы из вековых сосен, вырубленных при строительстве железной дороги. Но Виктор Голубев увидел в этом небольшом промысле огромный потенциал для нашей великой державы. Именно Голубев убедил Петра Губонина в том, что рельсы выгоднее не покупать за рубежом, а производить на месте. Они подали государю прошение с просьбой разрешить учредить акционерное общество «Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода для добывания металлов и минералов, для выплавки чугуна, выделки железа и стали и приготовления из них изделий на продажу». Александр II ответил согласием… Так, лесопильный шпальный завод Губонина стал рельсопрокатным предприятием. Вскоре к ним присоединился промышленник, ученый, меценат князь Вячеслав Тенишев. 

Втроем отцы-основатели и заложили основной принцип работы завода: не просто следовать за развитием промышленности, а самим вести за собой машиностроительную отрасль. В числе первых в дореволюционную эпоху Брянский завод начал выпускать цистерны для перевозки нефти, большегрузные вагоны, мощнейшие паровозы. В советское время добился больших успехов в литейном деле, создав собственную марку малоуглеродистой стали «КП». Стал одной из ключевых баз в СССР по строительству и ремонту бронепоездов. А в середине прошлого века открыл новую страницу истории, создав единственное в стране производство судовых малооборотных дизельных двигателей, и рефрижераторных секций. 

Сейчас БМЗ – флагман отечественного машиностроения. Начавшись в 1958 году, эта глава в жизни БМЗ продолжается до сих пор. Развиваясь и создавая тренды в сфере железнодорожного транспорта, предприятие уверенно смотрит в будущее, укрепляя технологический суверенитет. 

Хранитель истории

Богатая история, вековые трудовые династии и огромный конструкторский и инженерный потенциал сделали БМЗ ключевой точкой на карте промышленного туризма России. Опорным элементом для развития этого направления на предприятии стал корпоративный музей. Распахнувший свои двери в 1960 году, он быстро стал центром социальной жизни предприятия и знаковым местом для поклонников железнодорожной техники со всей страны и ближнего зарубежья. 

Именно с музея молодые сотрудники начинают знакомство с предприятием. Здесь в теплой дружеской атмосфере встречаются участники клуба ветеранов, заводских клубов по интересам (настольным играм, шашкам и шахматам). Регулярно проходят игры интеллектуальной лиги БМЗ, мастер классы, презентации книг брянских писателей, круглые столы представителей образовательных организаций региона, служб занятости населения. Не раз корпоративный музей БМЗ становился съемочной площадкой. Здесь снимали фильмы: «Мой лучший друг», «Портрет неизвестного. Петр Губонин»).

Сохраняя традиции, заложенные основателями в середине XIX века, музей выступает связующим звеном между поколениями. Здесь постоянно открываются тематические выставки, внедряются интерактивные элементы. 

Экскурсию ведет… БМЗ

Именно корпоративный музей нередко является инициатором и экскурсоводом на производственных площадках. Чтобы осмотр цехов стал по-настоящему запоминающимся событием, специалисты управления по внешним связям и стратегическим коммуникациям, в состав которого входит музей, разработали несколько маршрутов промышленных экскурсий. 

Большинство из них ориентированы на школьников и студентов. «О заводе простыми словами» - экскурсионная программа по музею и выездные открытые уроки для младших школьников 6-11 лет.  «Локомотивы знаний» - экскурсионная программа для школьников и студентов 12-17 лет по производственным площадкам, включающая встречи с заводчанами, мастер-классы от победителей трудового соперничества, занятия в тренажере кабины машиниста тепловоза. «ТепловозыPRO» - экскурсионная программа для студентов по производственным площадкам с углубленным изучением производственной системы, осмотром инженерных локаций, мастер-классом по работе с конструкторским 3D-симулятором. 

Эти программы проходят в синергии нескольких подразделений БМЗ – от сотрудников производственной дирекции до заводского учебного центра. От них школьники и студенты узнают, где рождаются самые мощные в России грузовые тепловозы? Как по локомотивам выучить азбуку? Где в огромном локомотиве живет «КОТ», и откуда у локомотивных тележек челюсти? 

Изюминкой промышленных экскурсий БМЗ стала неформальная коммуникация. В ее основе – обширная инженерная база по созданию тепловозов и функционированию производства, переработанная и адаптированная профессиональным журналистом.

Некоторые необычные факты, которые ребята узнают во время промышленной экскурсии, легли в основу серии познавательных видеосюжетов, снятых на заводе. Они опубликованы в официальной группе АО «УК «БМЗ» в социальной сети Вконтакте по #БМЗ_ЗнаетеЛиВыЧто 

Первый в любом составе

Для взрослой аудитории проводятся широкомасштабные экскурсии с глубоким погружением в особенности производства и функционирующей операционной системы Трансмашхолдинга. 

Операционная система ТМХ – это целостная концепция производственного менеджмента, направленная на максимальное использование ресурсов предприятия для создания ценности, на снижение непроизводительных затрат и повышение удовлетворенности клиентов.

Брянский машиностроительный завод является лидером по развитию производственной системы ТМХ. Прошедший в июне 2023 года аудит позволил предприятию, первому в холдинге набрать 3,06 балла и в очередной раз подтвердить звание крупнейшей передовой базы для обмена опытом. 

Узнать больше: Материалы проекта Промышленный туризм

ЦИФРЫ

  • Более 110 гектаров площадь Брянского машиностроительного завода
  • Более 3200 человек являются работниками БМЗ
  • 240 маневровых локомотивов и 300 секций грузовых магистральных тепловозов позволяют ежегодно выпускать производственные мощности БМЗ. 
  • Более 12 тысяч маневровых и более 860 грузовых магистральных тепловозов созданы на БМЗ с 1958 года
  • 3700 посетителей посетили БМЗ с промышленными экскурсиями в 2022 году
  • Около 1100 человек стали участниками профориентационных программ БМЗ в 2022 году
  • 9800 посетителей побывали на виртуальных промышленных турах по БМЗ в 2022 году.

Текст: Елена РАКОВА. Фото: Евгений ШТУРМОВ

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Яков Подольский, Если вы имеесте ввиду причины появления отклонений, согласен, они могут быть разные... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”