0 комментариев

Видеть – значить быть готовым: вызовы украинскому машиностроению

Ключевой темой IV Международного Инвестиционного Саммита DID, состоявшемся в конце октября 2011 года в Донецке, стало межрегиональное и трансграничное сотрудничество, имеющее особое значение для Украины, России и других стран постсоветского пространства. О состоянии и перспективах инновационно-технологического взаимодействия регионов Украины и стран Таможенного союза в области потенциала машиностроительной отрасли рассказал генеральный директор НПК «Горные машины» Евгений Ромащин.

Источник: пресс-служба НПК «Горные машины» для портала «Управление производством»

По словам Е.Ромащина, сближение Украины и стран Таможенного союза будет способствовать расширению объемов экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью (авиатехники, двигателей к космическим аппаратам, продукции машиностроения). В этом году товарооборот между Украиной и Россией впервые в истории отношений двух стран должен превысить 50 миллиардов долларов. При этом доля продукции машиностроительной отрасли в общем объеме экспорта Украины в Россию составляет около 30%.

Е. Ромащин подчеркнул, что ключевые подотрасли машиностроения Украины и стран ТС тесно переплетены друг с другом и с точки зрения собственности, и с точки зрения производственной кооперации. Немало примеров этому можно найти в ракето- и авиастроении, железнодорожном машиностроении. Перед странами-соседями сегодня открыты широкие возможности для совместного освоения новых технологий и научно-исследовательской работы.

Говоря о ситуации в отрасли, он констатировал, что снижение экономической активности в мире может отрицательно отразиться на ситуации в украинском машиностроении, доля продукции которого в общем объеме экспорта на сегодняшний день составляет 36%. Для преодоления данных негативных трендов, по мнению ведущих экономистов и государственных чиновников, Украине необходимо более активно развивать импортозамещение и стимулировать экспорт продукции таких отраслей как машиностроение, пищевая, химическая промышленность и т.д. Эти отрасли обладают значительным потенциалом и, несмотря на надвигающийся экономический шторм, имеют возможность повысить эффективность бизнеса и увеличить свое присутствие на зарубежных рынках, повысив конкурентоспособность украинской продукции.

Это возможно за счет нескольких составляющих. Первое – развитие и внедрение инновации в продуктовую линейку, улучшение продукта. Второе – оптимизация затрат: улучшение системы управления производством, концентрация производства, сбалансированное использование аутсорсинга и инсорсинга. Третье – максимальная клиентоориентированность: развитие сервиса, удобная система продаж, открытие зарубежных представительств. 

Что мешает развитию и где выход?

Руководитель «Горных машин» также отметил факторы, препятствующие развитию машиностроения в современной Украине. Во-первых, это низкие расходы отечественных предприятий на научно-исследовательские и конструкторские работы. Во-вторых, это дефицит квалифицированного персонала. В-третьих, высокий износ основных фондов.

Для решения этих задач Е.Ромащин предложил использовать успешный международный опыт, в частности, в организации государственной поддержки стратегических отраслей. Оптимальными формами господдержки машиностроения могут стать: снижение таможенных пошлин на высокотехнологичное оборудование, создание государственных и частных лизинговых компаний, разработка программ по импортозамещению, основание технопарков.

В качестве поддержки со стороны государства может стать защита внутреннего рынка от поставок некачественной машиностроительной продукции (тем более той, что предназначена для работы в шахтах) и демпинга со стороны импортеров. В противном случае вместо создания рабочих мест машиностроители будут пытаться сохранить существующие.

Многие страны для защиты своих производителей используют такие инструменты как заградительные таможенные пошлины на импорт продукции, которая аналогична производимой в стране. В Украине подобная практика не развита.

Еще одна составляющая часть государственной поддержки – это лоббирование национальных производителей на международных рынках. Многие украинские предприятия проигрывают в конкуренции даже на рынках сырья и полуфабрикатов компаниям, имеющим доступ к более дешевым кредитам, с большей, чем в Украине, господдержкой. Коммерческие банки, получая страхование кредитных рисков от государства, относят кредиты по экспортным поставкам к безрисковым и дают их на 5-8 лет с низкой процентной ставкой.

«Машиностроение – это отрасль, без которой невозможно инновационное развитие Украины. Без нее нельзя занять достойное место среди развитых стран, где доля машиностроения в ВВП составляет не менее 35%. При этом до 70% продукции в этих странах производится для внутреннего рынка, – подытожил Евгений Ромащин. – Мы надеемся, что внимание государства к нам, машиностроителям, приведет к положительным результатам. А мы, как представители бизнеса, обещаем обеспечить максимально эффективное использование предоставленных возможностей. Мы в состоянии серьезно усилить позиции украинского машиностроения и нашего государства в целом на международных рынках».

Ситуация в отрасли

В первом полугодии 2011 г. производство машин и оборудования для добывающей промышленности увеличилось в Украине на 23,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Благодаря повышению в этот период спроса и цен на сталь и металлургическое сырье – железную руду, коксующийся уголь и т.д. горнодобывающие компании получили больше возможностей для обновления своего технического парка. Однако во второй половине года аналитики прогнозируют возможный спад в Украине и за рубежом. Согласно недавно опубликованным данным агентства Reuters, промышленное производство в Европе опускается до уровня 2009 г.

В 1999 году был принят Закон Украины «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков», согласно которому  было утверждено  16 технопарков. До 2004 года парки получали  ряд льгот (отсутствие НДС на приобретение оборудования, таможенные преференции, возможность распределять прибыль между участниками технопарка и направлять как инвестиции в проект). После внесений ряда изменений в указанный Закон, по сути работа парков была приостановлена. На данный момент государственной программы, которая была бы четко направлена на поддержку производителей оборудования для добывающей промышленности, не существует.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Благодарю за прекрасную статью!!! Мало в интернете информации о опыте реализации проектов по график... Откуда завод знает, что производить и когда: опыт НЛМК
Спасибо Станиславу!!! Идея работает на 5 баллов, опробывал сам. Рацпредложение: как быстро почистить видеокамеры, установленные на высоте
Повышение эффективности производства неразрывно связано с безопасностью этой эффективности, Часто пр... Десять лет программе Тотальной оптимизации производства ПМХ
Ayrat Zaripov, благодарю за отзыв. напишите мне в личку panov_ilya@inbox.ru или в телеграм @panov_i... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”