0 комментариев

Росатом: общий центр обслуживания для разных видов бизнеса

Внедрение  многофункционального общего центра обслуживания Госгорпорации «Росатом» — одна из ключевых инициатив в рамках программ трансформации ФЭБ И IT. На сегодняшний день для достижения показателей лучших российских компаний предприятиям отрасли необходимо повысить производительность бухгалтерий в 2,2 раза, а IT-подразделений — В 3,1 раза. Внедрение МФ ОЦО позволит преодолеть этот разрыв, а в перспективе — приблизится к показателям мировых лидеров. В течение четырех лет на обслуживание в МФ ОЦО перейдут более 100 основных предприятий отрасли

Корпоративная газета «Страна Росатом», 2010г.

Выступление на первой практической конференции ОЦО в Красноярске 27–28 мая 2010 года.

Общий центр обслуживания госкорпорации «Росатом» был основан на  базе ЗАО «Гринатом» (стопроцентное дочернее общество ОАО «Атомэнергопром») решением правления от  6  октября 2009 года. Этим преследовалось несколько целей. Во-первых, освободить генеральных директоров предприятий от управления функциями, не  имеющими отношения к  созданию стоимости продукции. Во-вторых, добиться контролируемости и управляемости обеспечивающих функций путём использования единых корпоративных методологий и политик. В-третьих, повысить качество предоставляемых услуг в области бухгалтерского и налогового учёта, информационных технологий. Наконец, в-четвёртых  — существенно сократить затраты по этим направлениям. 

В настоящее время многие ведущие мировые компании, в том числе с  государственным участием, используют общие центры обслуживания: Statoil Hydro, NASA, Boеing, BHP Billiton и другие. В России же общие центры обслуживания появились в 2000-х годах, первыми создали свой центр ТНК-ВР, позже РЖД, «Лукойл», СУЭК и Северсталь. 

Создание МФ ОЦО в госкорпорации имеет ряд существенных отличий от подобных проектов в других компаниях. В частности, для атомной энергетики традиционны повышенные требования к информационной безопасности. Они распространятся и на процессы обмена информацией между МФ ОЦО и предприятиями. Причём не только на каналы связи, но и на самих сотрудников общего центра обслуживания — им будет предоставляться допуск к работе только с определёнными видами данных. 

Ещё один нюанс — социальный фактор. Многие предприятия градообразующие, в том числе предприятия, расположенные в  закрытых территориально-административных образованиях (ЗАТО). Будучи государственной корпорацией, Росатом не может позволить себе существенно сократить специалистов служб, функции которых переходят в МФ ОЦО. Поэтому было принято решение максимально широко привлекать их к  работе в МФ ОЦО, а также предоставлять им преимущества при трудоустройстве. 

С максимальным учётом отраслевой специфики в МФ ОЦО передаются функции бухгалтерского и  налогового учёта, а  также информационные технологии. А  именно —  учёт товарно-материальных ценностей, основных средств, нематериальных активов, капитальных вложений, кредитов и займов, финансовых вложений, банковских операций, услуг, работу с претензиями и возвратами, расчёт расходов будущих периодов, формирование и списание резервов, расчёт и учёт заработной платы, а также формирование проекта бухгалтерской и налоговой отчётности. 

Что касается  IT-функций, МФ ОЦО будет заниматься поддержкой пользователей, обслуживанием прикладных систем, рабочих мест, сетевой и серверной инфраструктуры, а  также управлением жизненным циклом IT-активов. 

На данный момент МФ ОЦО уже оказывает услуги в области БУ- и  НУ-функций центральному аппарату госкорпорации «Росатом», ОАО «Атомэнергопром», ОАО «Объединённая компания «Разделительно-сублиматный комплекс», ОАО «Инжиниринговый центр «Русская газовая центрифуга», ОАО «Дирекция единого заказчика», НУ «Третейский суд» и ФГУП «Атомзащитаинформ». 

В качестве примера успешного перехода на  модель МФ ОЦО можно привести управляющие компании топливной группы — ОАО «Объединённая компания «РСК» (конверсия и обогащение) и ОАО «ИЦ «РГЦ» (производство газовых центрифуг). «В  рамках формирования топливной компании под управлением ОАО «ТВЭЛ» (топливный дивизион) удалось централизовать значительную часть управленческих и  корпоративных функций, устранить дублирующиеся процессы и  оптимизировать численность дивизиона. 

Переход данных предприятий на обслуживание в МФ ОЦО позволило свести численность бухгалтерии каждого из них до одного сотрудника (главного бухгалтера), в то время как сопровождение учётной функции и взаимодействие с МФ ОЦО сразу трёх управляющих компаний сосредоточено в ОАО «ТВЭЛ» с коллективным доступом централизованного бухгалтерского персонала предприятий к учётным системам сразу трёх юридических лиц (в соответствии с  правами доступа и  обеспечением соответствующей защиты  IT-инфраструктуры),— отметил главный бухгалтер ОАО «ТВЭЛ» Сергей Мигалин.— При этом качество ведения учёта и подготовки отчётных данных наоборот увеличилось за счёт решения общих для этих предприятий методологических проблем учёта, централизованного надзора за подготовкой МФ ОЦО отчётности, реализации принципа «одного окна» для сбора и обработки (сканирование, сортировка и группировка) первичных документов трёх компаний, унификации учётных процессов и централизации управления ими». 

Что касается  IT-услуг МФ ОЦО, то  к  ноябрю на  IT-обслуживание были переведены центральный аппарат госкорпорации «Росатом», ОАО «Атомэнергопром», ОАО «Дирекция единого заказчика», ЗАО «Тенекс-Сервис», ОАО «Атом-Сервис», ОАО «НЗХК» и его четыре дочерних предприятия. 

Для обслуживания ОАО «НЗХК» в Новосибирске был открыт первый филиал МФ ОЦО. Комментируя переход на  IT-обслуживание в МФ ОЦО, генеральный директор ОАО «НЗХК» Владимир Рожков отметил: «Мы ожидаем повышения качества  IT-поддержки и сокращения издержек предприятия на  IT-обслуживание в  ближайшей перспективе». По  словам Вадима Сухих, директора по  экономике и  финансам ОАО «НЗХК», стоимость договора с ЗАО «Гринатом» уже на старте обеспечила предприятию пятипроцентное снижение затрат на IT-услуги. 

На данный момент МФ ОЦО обеспечивает устойчивое сопровождение более 3 тыс. IT-пользователей. До конца 2010 года планируется перевод на обслуживание в МФ ОЦО 16 предприятий по IT-услугам и 17 по услугам ведения бухгалтерского учёта и  подготовки бухгалтерской и  налоговой отчётности. 

На 2011 год запланирован перевод на обслуживание в МФ ОЦО ещё 45–50 предприятий по мере реализации других смежных проектов программ трансформации ФЭБ и  IT, в  частности внедрения информационной автоматизированной системы управления персоналом. 

Комментарии экспертов 

ВИКТОРИЯ АНДРИЕНКО, ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ»

Полноценное функционирование БУ и НУ ОЦО позволит повысить качество ведения учёта, снизить совокупные издержки на ведение бухгалтерского учёта с помощью выполнения операций на основе стандартных бизнес-процессов и общей IT-системы, создать единую структуру и базу данных, снизить временные затраты на обработку информации и повысить эффективность бухгалтерских операций. Сейчас ОЦО играет существенную роль в реализации общекорпоративных проектов по трансформации финансовой функции. Комплекс мероприятий по сокращению сроков подготовки отчётности, стандартизации учётных политик, планов счетов, стандартных контролей учётных процессов внедрения БУ и НУ ОЦО позволит руководству госкорпорации и предприятий получить достаточную уверенность в достоверности финансовой информации при использовании её для принятия управленческих решений. 

ВЛАДИМИР ПАСЫНКОВ, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ»

Внедрение технологий Общего центра обслуживания в госкорпорации и в её дочерних предприятиях и перевод  в ОЦО IT-функций, с моей точки зрения, единственный возможный способ решения сразу нескольких задач, таких как повышение эффективности и стандартизация IT-деятельности, унификация процессов IT-обслуживания. Повышение производительности IT-функций (стандартизация обслуживания рабочих мест, система управления запросами на обслуживание), централизация IT-сервисов (единый центр обработки данных, единая система мониторинга и контроля работы оборудования) лежат в основе деятельности ОЦО. 

МФ ОЦО — привлекательный работодатель для IT-персонала атомной отрасли. В такой специализированной организации особое внимание уделяется развитию компетенций, предлагается возможность заниматься действительно интересным делом и постоянно развиваться, что немаловажно для мотивации сотрудников. 

Руководство предприятий, переходящих на обслуживание в ОЦО, забудет о проблемах, связанных с деятельностью IT-службы, и сможет сфокусировать на основной деятельности. 

Для минимизации рисков перевода IT-предприятий в ОЦО госкорпорация «Росатом» на себе отработала процессы IT-деятельности ОЦО, став его первым клиентом. В настоящее время разработаны все основные решения и подходы, систематизированы процессы, позволяющие переводить предприятия отрасли в ОЦО на IT-обслуживание. 

МИХАИЛ ЕРМОЛАЕВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР МФ ОЦО ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ»

Амбициозность целей и уникальность проекта по созданию МФ ОЦО в госкорпорации во многом обусловлена сложностью корпоративного ландшафта, в котором он реализуется. Предприятия Росатома ведут более 15 разных видов бизнеса — от добычи урана и производства ядерного топлива до сооружения АЭС и генерации электроэнергии. У каждого своя специфика, свои требования к учёту и отчётности, к информационным технологиям. Поскольку МФ ОЦО создаётся не сам по себе, а в рамках масштабной программы трансформации, компании будут подключаться к нему по мере реализации других смежных проектов — перехода на единые принципы формирования отчётности, внедрения ERP-систем, создания информационной инфраструктуры. 

ВЛАДИСЛАВ ФЕНСТЕР, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР «РУСАЛ ЦЕНТР УЧЁТА»

Вот уже пять лет в ОК «Русал» основная часть учётных функций выполняется в ОЦО. Я убеждён, что это наиболее естественная и удобная форма для крупных компаний, имеющая массу преимуществ и возможностей для совершенствования и развития. Остановлюсь подробнее на преимуществах. Первое, что даёт централизация,— возможность унифицировать методологию учёта внутри группы. Второй эффект, практически сразу же проявляющийся после централизации,— концентрация компетенции в отделах. На каждом направлении учёта образуются сильные команды профессионалов. Сегодня «Русал Центр учёта» стремится работать как единый слаженный механизм, настроенный на выполнение множества повторяющихся операций, стандартизированных и закреплённых в инструкциях. Одновременно мы стараемся быть профессиональной организацией, способной самостоятельно непрерывно улучшаться, быть гибкой и открытой для нового.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
рейтинг тех, кто больше всех освоил денег (уверен, что об откатах речь не шла) и ни слова про увелич... Итоги рейтинга «Лидеры информационных технологий для промышленности – 2024»
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”