www.rosenergoatom.ru 0 комментариев

Балаковская АЭС: Техническое обслуживание и ремонт в рамках ПСР (Производственной системы «Росатом»)

В 2009 году Балаковская АЭС в числе первых среди российских атомных станций начала внедрять Производственную систему «Росатом» (ПСР). Было определено два направления для ее внедрения: техническое обслуживание и ремонт, управление складскими запасами.

Олег Шляпин, ведущий инженер ОППР Балаковской АЭС 

Решение о внедрение Производственной системы «Росатом» по направлению технического обслуживания и ремонта (ТОиР) принято, исходя из уже имеющегося опыта работы по оптимизации производственных процессов — с апреля 2007 года на участке ремонта реакторной установки (УТТО) цеха централизованного ремонта успешно проводилась работа по опытному внедрению производственной системы «Непрерывное совершенствование». За основу этой системы также была взята Производственная система Toyota. При ее внедрении в основном применялся принцип подачи персоналом предложений по устранению производственных потерь и улучшению производственных процессов, которые реализовывались с помощью внутренних резервов без привлечения крупных инвестиций. Таким образом, внедрение Производственной системы «Росатом» по направлению ТОиР стало логичным развитием уже проводимой работы по оптимизации производственных процессов. 

Для решения поставленной задачи на станции была создана рабочая группа под руководством заместителя главного инженера по ремонту Е. Ф. Соболева. В ее состав вошли руководители и специалисты отдела подготовки и проведения ремонтов, отдела управления ремонтами, цеха централизованного ремонта, электрического цеха, представители генерального подрядчика — «БалАЭР» (филиал ОАО «Атомэнергоремонт»). 

Рабочая группа провела анализ «критического» пути среднего и капитального ремонтов энергоблоков, влияющего на сроки выполнения ППР. В результате были определены работы, стоящие на «критическом» пути ремонта, и выбран пилотный участок по внедрению ПСР — участок ремонта турбоагрегата. Утвержден целевой показатель внедрения Производственной системы «Росатом» — выполнение планово-предупредительного ремонта турбоагрегата за 32 суток для обеспечения среднего ремонта энергоблока № 1 за 37 суток. 

В рамках консультативной поддержки проекта по внедрению Производственной системы «Росатом» при ремонте оборудования в сентябре 2009 года состоялся визит на Балаковскую АЭС консультантов корпорации «Тойота Моторс» (Япония). Для более эффективной работы по данному направлению он был совмещен со средним ремонтом энергоблока № 2. В работе делегации принял участие советник Генерального директора ОАО «Концерна Росэнергоатом» и главный менеджер по развитию Производственной системы «Росатом» В. В. Колесников. Он рассказал, что опыт внедрения ПСР на машиностроительных предприятиях показал значительные положительные изменения в их производственной эффективности. 

Ознакомившись с системой производственной деятельности на участке ремонта турбоагрегата, японские консультанты оценили объем ремонтных работ, подтвердили правильность намеченной на Балаковской АЭС стратегии по сокращению сроков ремонта турбоагрегата и обозначили дальнейшие направления работы по внедрению Производственной системы «Росатом». Перед началом ремонта каждого энергоблока коллективом рабочей группы по внедрению ПСР были выполнены следующие мероприятия: 

  • разработаны детальные (почасовые) графики ремонта турбины, турбогенератора и систем турбинного отделения. Это позволило осуществлять почасовую детализацию сменных заданий, почасовой контроль за выполнением графика ремонта, определить четкую последовательность и время выполнения операций;
  • оформлены и установлены на ремонтной площадке информационные стенды. Это обеспечило визуализацию целей и задач ПСР, процесса и результатов выполнения ремонта на рабочих местах;
  • выполнена корректировка плана раскладки оборудования турбоагрегата, что позволило сократить расстояния переноса груза, повороты и кантовки, способствовало оптимизации времени работы крана;
  • выполнена оптимизация хранения инструмента в инструментальных ящиках и оснастки. Это повысило культуру производства, исключило потери времени на поиск инструмента и оснастки, из зоны ремонтных работ был удален неиспользуемый инструмент;
  • применены цветные стикеры, закрепляемые на демонтированные детали, которые позволили отслеживать состояние ремонтируемых деталей и узлов (ожидание ремонта, ремонт, готовность к установке) и обеспечили наглядность их ремонта;
  • обеспечено видеонаблюдение процесса ремонта турбоагрегата для контроля режима рабочего времени;
  • организована подача персоналом предложений по улучшению производственного процесса (кайдзенов) и их реализация. Всего подано 45 таких предложений. Работникам, подавшим предложения, выплачена премия. 

В период ремонтной кампании текущего года проводилось масштабирование проекта внедрения ПСР. Так в начале ремонтной кампании (средний ремонт энергоблока № 1) в Производственной системе «Росатом» были задействованы только 2 участка ремонта:  ремонта турбины и ремонта турбогенератора. 

При проведении капитального ремонта энергоблока № 4 и среднего ремонта энергоблока № 3 в производственную систему были включены уже 6 участков ремонта:

  • ремонта турбины;
  • ремонта турбогенератора;
  • системы конденсатно-питательного тракта;
  • вакуумной системы;
  • маслосистемы;
  • системы техводы. 

Также с учетом опыта внедрения ПСР на энергоблоке № 1 установлены следующие целевые показатели: выполнение капитального ремонта энергоблока № 4 за 60 суток и среднего ремонта энергоблока № 3 — за 43 суток. 

В результате совместной работы коллективами Балаковской АЭС и «БалАЭР» все утвержденные целевые показатели ПСР были достигнуты:

  • Энергоблок № 1: турбина поставлена на ВПУ на 32-е сутки (целевой показатель — 32 суток);
  • Энергоблок № 4: капитальный ремонт энергоблока выполнен за 55 суток (целевой показатель — 60 суток);
  • Энергоблок № 3: средний ремонт энергоблока выполнен за 43 суток (целевой показатель — 43 суток). 

Все это позволило станции дополнительно выработать 200,4 млн. киловатт-часов электроэнергии.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство