В 2009 году Балаковская АЭС в числе первых среди российских атомных станций начала внедрять Производственную систему «Росатом» (ПСР). Было определено два направления для ее внедрения: техническое обслуживание и ремонт, управление складскими запасами.
Олег Шляпин, ведущий инженер ОППР Балаковской АЭС
Решение о внедрение Производственной системы «Росатом» по направлению технического обслуживания и ремонта (ТОиР) принято, исходя из уже имеющегося опыта работы по оптимизации производственных процессов — с апреля 2007 года на участке ремонта реакторной установки (УТТО) цеха централизованного ремонта успешно проводилась работа по опытному внедрению производственной системы «Непрерывное совершенствование». За основу этой системы также была взята Производственная система Toyota. При ее внедрении в основном применялся принцип подачи персоналом предложений по устранению производственных потерь и улучшению производственных процессов, которые реализовывались с помощью внутренних резервов без привлечения крупных инвестиций. Таким образом, внедрение Производственной системы «Росатом» по направлению ТОиР стало логичным развитием уже проводимой работы по оптимизации производственных процессов.
Для решения поставленной задачи на станции была создана рабочая группа под руководством заместителя главного инженера по ремонту Е. Ф. Соболева. В ее состав вошли руководители и специалисты отдела подготовки и проведения ремонтов, отдела управления ремонтами, цеха централизованного ремонта, электрического цеха, представители генерального подрядчика — «БалАЭР» (филиал ОАО «Атомэнергоремонт»).
Рабочая группа провела анализ «критического» пути среднего и капитального ремонтов энергоблоков, влияющего на сроки выполнения ППР. В результате были определены работы, стоящие на «критическом» пути ремонта, и выбран пилотный участок по внедрению ПСР — участок ремонта турбоагрегата. Утвержден целевой показатель внедрения Производственной системы «Росатом» — выполнение планово-предупредительного ремонта турбоагрегата за 32 суток для обеспечения среднего ремонта энергоблока № 1 за 37 суток.
В рамках консультативной поддержки проекта по внедрению Производственной системы «Росатом» при ремонте оборудования в сентябре 2009 года состоялся визит на Балаковскую АЭС консультантов корпорации «Тойота Моторс» (Япония). Для более эффективной работы по данному направлению он был совмещен со средним ремонтом энергоблока № 2. В работе делегации принял участие советник Генерального директора ОАО «Концерна Росэнергоатом» и главный менеджер по развитию Производственной системы «Росатом» В. В. Колесников. Он рассказал, что опыт внедрения ПСР на машиностроительных предприятиях показал значительные положительные изменения в их производственной эффективности.
Ознакомившись с системой производственной деятельности на участке ремонта турбоагрегата, японские консультанты оценили объем ремонтных работ, подтвердили правильность намеченной на Балаковской АЭС стратегии по сокращению сроков ремонта турбоагрегата и обозначили дальнейшие направления работы по внедрению Производственной системы «Росатом». Перед началом ремонта каждого энергоблока коллективом рабочей группы по внедрению ПСР были выполнены следующие мероприятия:
В период ремонтной кампании текущего года проводилось масштабирование проекта внедрения ПСР. Так в начале ремонтной кампании (средний ремонт энергоблока № 1) в Производственной системе «Росатом» были задействованы только 2 участка ремонта: ремонта турбины и ремонта турбогенератора.
При проведении капитального ремонта энергоблока № 4 и среднего ремонта энергоблока № 3 в производственную систему были включены уже 6 участков ремонта:
Также с учетом опыта внедрения ПСР на энергоблоке № 1 установлены следующие целевые показатели: выполнение капитального ремонта энергоблока № 4 за 60 суток и среднего ремонта энергоблока № 3 — за 43 суток.
В результате совместной работы коллективами Балаковской АЭС и «БалАЭР» все утвержденные целевые показатели ПСР были достигнуты:
Все это позволило станции дополнительно выработать 200,4 млн. киловатт-часов электроэнергии.