Список требований к уровню знаний менеджера по качеству.
Менеджер (руководитель) по качеству должен знать и понимать:
Организационное управление
- Базовые организационные структуры, иерархия руководства и е е влияние на организацию. Виды организационных культур.
- Роль и ответственность руководства и каким образом они влияют на направление организации и ее цели.
- Управление изменениями.
- Различные виды техник, которые поддерживают и развивают мотивацию работников, разрешение внутриорганизационных конфликтов.
- Методика делегирования полномочий.
Управление межфункциональными и рабочими группами:
- Группы по улучшению процессов, рабочие группы, проектные группы.
- Этапы развития группы (формирование, конфликт, построение рабочих норм, функционирование)
- Техника создания рабочих и проектных групп.
- Роли и ответственность различных участников группы.
- Функционирование группы.
- Этический кодекс менеджера по качеству.
Создание и применение стратегических планов
- Миссия компании, стратегические цели и руководящие принципы построения плана.
- Анализ окружающей среды.
- Анализ SWOT (Сильные и слабые стороны компании, угрозы и возможности на рынке)
- Анализ рынка
- Анализ вовлеченных сторон
- Влияние технологии на стратегию компании
- Анализ внутренних возможностей компании (ресурсы, люди)
- Законодательные и юридические факторы.
Реализация стратегического плана
- Планы мероприятий и их применение. Выделение ресурсов
Измерение организационного функционирования
- Роль управления качеством в реализации стратегического плана.
Навыки и умения руководителя
- Принципы руководства
- Управленческие теории и инструменты
- Управление кадрами
- Управление финансами
- Управление рисками
- Управление знаниями
- Коммуникация в организации
- Основы организационной коммуникации
- Коммуникация и технологии
- Управление проектами
- Инструменты для планирования, оценки и контроля проектов
Система качества
- Миссия компании и политика в области качества
- Планирование качества, документация и реализация планов
- Эффективность системы качества
- Модели и теории систем качества
- Национальные премии по качеству и методика оценки системы качества
- Стандарты ИСО 9000
- TQM, Постоянное улучшение качества, 6 сигм, бенчмаркинг,
- Философия качества: Деминг, Джуран, Кросби, Арманд В. Фейгенбаум, Ишикава, и другие.
Инструменты улучшения качества
- Семь базовых инструментов: Диаграммы Парето, Причинно-следственные диаграммы, карты потока процессов, контрольные карты, чек-листы, диаграммы распределения, гистограммы.
- Основные инструменты управления и планирования: affinity diagrams, диаграмма дерева, схема процесса принятия решений, матричная диаграмма, матрица приоритетов
- Инструменты для улучшения процессов: Анализ глубинных (основных) причин проблемы, FMEA, статистический контроль процессов SPC.
- Инструменты для улучшения креативности: Мозговой штурм и другие.
Стоимость качества
- Стоимость оценки качества, стоимость предотвращения брака и стоимость потерь
Управление процессами
- Цели процесса
- Анализ процесса
- Инструменты экономного производства (LEAN) – сокращение времени цикла, 5 С, точно в срок, канбан.
- Теория помех
Измерения: Оценка и показатели
- Базовая статистика
- Отбор проб – виды и принципы методик.
Статистический анализ: Анализ тенденций (наборы данных, графики, модели)
Теория изменчивости данных: разница между естественными причинами изменчивости (variability) и внешними причинами
Возможности процессов: Cp и Cpk индексы
Надежность и исправность: Теории надежности и исправности
Оценка качества: Использование вопросников и их обработка
Организации, сфокусированные на потребителях. Идентификация и сегментация потребителей
- Внутренние потребители
- Внешние потребители
- Управление взаимоотношениями с потребителями
- Методики – голос потребителя, дом качества, фокус - группы, опросы потребителей
Удовлетворенность и лояльность потребителей
- Базовые принципы обслуживания потребителей
Управление цепочкой поставок
- Выбор поставщика
- Взаимосвязь с поставщиком
- Функционирование поставщика
- Улучшение поставщика
- Сертификация и партнерство с поставщиками
- Логистика поставок
Обучение и развитие персонала
- Планы по обучению
- Материалы для обучения
- Оценка эффективности обучения