Опыт ОАО "Тверской вагоностроительный завод"
Сертификация сегодня - это не просто выполнение требований государственных регулирующих органов. Сертификация товаров и услуг служит активному продвижению их на рынке, помогая завоевать доверие покупателя. Наличие сертификатов соответствия и других аналогичных документов стимулирует рост продаж и позитивно отражается на имидже фирмы-производителя. Другими словами, сертификация продукции сегодня служит еще и маркетинговым инструментом, способствуя расширению рынков сбыта. Система обязательной и добровольной сертификации давно и успешно функционирует за рубежом и становится все более популярной в России.
ОАО "Тверской вагоностроительный завод", входящий в состав ЗАО "Трансмашхолдинг", провел сертификацию системы менеджмента качества по стандарту ISO-9000 уже дважды. Эксперты регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте в ходе очередной инспекционной проверки пришли к выводу - внедренная на предприятии система менеджмента качества работает эффективно.
Об этом мы беседуем с заместителем директора по качеству ОАО "Тверской вагоностроительный завод" Романом Платоновым.
- Роман Леонович, чем же так хороша система менеджмента качества, если судить применительно по вашему предприятию?
- Прежде всего хочу отметить, что система менеджмента качества - это своеобразный инструмент подтверждения соответствия деятельности компании международным стандартам, что необходимо как для потребителей, так и для партнеров и инвесторов. Она объединяет в себе целый ряд требований, выполнение которых способно обеспечить предприятию эффективное управление и выпуск продукции, отвечающей мировым стандартам. Тверской вагоностроительный завод уже дважды проходил сертификацию системы менеджмента качества: первый сертификат был получен в 2003 году, второй - в декабре 2007 года.
На сегодняшний день предприятие имеет более 44 сертификатов, подтверждающих соответствие производимых изделий требованиям безопасности, которые предъявляют к железнодорожной технике. Наличие сертификатов предполагает проведение регулярных инспекционных проверок с обследованием производства по каждому из них. А вот наличие сертификата системы менеджмента качества дает возможность выполнять эту работу в ходе единого инспекционного контроля. Это, безусловно, экономически выгодно для предприятия, в том числе с точки зрения оперативности и отсутствия необходимости отрывать персонал от его непосредственных обязанностей на производстве.
Все проводимые проверки показали, что выпускаемая нами продукция по своим техническим характеристикам и качеству сопоставима с западными аналогами.
- Неужели у системы менеджмента качества нет никаких недостатков?
- Одна из главных особенностей системы менеджмента качества заключается в том, что она предполагает планомерное совершенствование управления и повышение результативности работы предприятия. Система менеджмента качества - это, по сути, система управления бизнесом. Она делает предприятие более прозрачным с точки зрения процессного подхода. Кстати, в основе менеджмента качества лежит именно процессный подход. У нас существует порядка двадцати различных процессов СМК, система менеджмента качества полностью документирована и целиком применяется в производственном цикле. И естественно, что, допустим, для инвестора это делает все процессы более открытыми.
Система менеджмента качества должна постоянно проходить процесс улучшения. К нам приезжают комиссии, мы сами ежемесячно проводим внешний аудит поставщиков, все лучшее, связанное с организацией производства, с введением какой-то технологии, мы стараемся внедрять у себя на производстве. Кроме того, у нас работает бюро внутреннего аудита, благодаря которому руководство завода получает аналитическую информацию, касающуюся состояния функционирования СМК.
На Тверском вагоностроительном заводе также функционирует ряд собственных лабораторий. Это, прежде всего, центральная заводская лаборатория, которая имеет аттестат на компетентность в области химических анализов, металлографических анализов и механических исследований. Работает и лаборатория неразрушающего контроля, которая имеет аттестат аккредитации. И, естественно, наша метрологическая служба, которая также имеет аттестат аккредитации на выполнение государственной проверки в области геометрических средств измерений. Эта служба - единственная из всех машиностроительных предприятий нашей области, которая аккредитована на подобный вид деятельности.
Мы стараемся идти в ногу со временем и очень большое внимание уделяем инвестиционной программе с точки зрения комплектования и обеспечения производства современными средствами измерения. В этом году 22 августа прошло уникальное событие - переход предприятия на выпуск совершенно новых кузовов из нержавеющей стали. Тверской вагоностроительный завод шел к этому пять лет, технически перевооружая предприятие. Результат - сейчас мы выпускаем вагоны совершенно нового модельного ряда. Новое оборудование, новые технологии. Соответственно, необходимо применять и совершенно новые методы контроля и диагностики. Сегодня можно говорить о том, что необходимое количество оборудования, применяемого в технологическом процессе, при контроле технологических параметров, входном контроле комплектующих, у нас уже имеется.
- В завершении нашей беседы расскажите, что это за уникальное высокоточное измерительное оборудование вы приобрели. Правда ли, что оно единственное в России, и то на Тверском вагоностроительном заводе?
- В Тверском регионе - точно единственное, такой трехкоординатная измерительной машины нет даже в областном центре сертификации и метрологии. Если говорить о всей России, то в той комплектации, как у нас, машина тоже единственная. Это достаточно дорогостоящее оборудование швейцарской фирмы "Вензель", долгое время запрещенное для ввоза в Россию, так как использовалось на военном производстве. Приобретение такой машины было связано прежде всего с тем, что те технологии, которые у нас сейчас применяются, достаточно точные, и, чтобы их подтверждать, мы просто обязаны применять эту уникальную высокоточную технику.