Система менеджмента качества – это не автономный набор требований и правил, существующий сам по себе на бумагах. Система менеджмента качества – это образ мышления, это стиль работы. Такое утверждение подразумевает участие каждого сотрудника в реализации Системы посредством применения ее принципов в своих рабочих процессах.
Автор: Кирилина Анна, Начальник отдела контроля качества и работы с потребителями
Система менеджмента, успешно функционирующая много лет на предприятии, была разработана для обеспечения стабильности процессов и гарантии качества и безопасности продукции, а также возможности оперативно и «безболезненно» вносить любые коррективы в процессы (например, связанные с изменениями законодательных, внутренних и внешних требований).
Но для того, чтобы достичь максимального эффекта от ее существования на предприятии, необходимо, чтобы сотрудники на своем месте видели свою работу не как простой набор операций/перечень регулярных обязанностей, но и смотрели на нее как на элемент, изменения которого могут привести как к улучшению, так и ухудшению в общей производственной цепочке (независимо от того, работаете ли вы руководителем подразделения или отвечаете за один участок на линии). Потому как вся деятельность предприятия представляет собой цепочку взаимосвязанных процессов, протекающих иногда последовательно, иногда параллельно. А это значит, что работа одного сотрудника/подразделения в обязательном порядке влияет на работу другого, и это обстоятельство предусматривает анализ любых изменений.
Ведь любое изменение, пусть даже на первый взгляд самое незначительное и касающееся (как часто кажется) только вашего подразделения/участка, важно не только для вас, но и практически всегда влечет за собой и изменения в других процессах (соседнего рабочего участка, смежного подразделения, общих документах СМК).
Рассмотрим данное утверждение на примере нескольких ситуаций:
1. Произошло перераспределение обязанностей между сотрудниками, имеющими разные должности, внутри подразделения. Казалось бы, работа подразделения в целом осталась неизменной, но эта «перестановка» требует анализа со стороны руководителя по следующим параметрам:
2. В производственном цеху планируется изменить место хранения уборочного инвентаря. Но прежде чем принять такое решение, необходимо проанализировать:
Если говорить о крупных изменениях в работе предприятия (изменения в производственном процессе, введение дополнительных операций, установка нового оборудования), то схема их введения такая же, как и у описанных выше локальных изменений, с той лишь разницей, что для определения перечня работ, которые должны быть произведены, требуется участие большего количества специалистов (из нескольких подразделений), и изменения могут коснуться большего количества процессов предприятия. Иными словами, изменяется только масштаб работ при сохранении основных принципов и подходов в работе.
Например, планируемая замена оборудования на участке производственной линии предусматривает коллегиальную (коллективом ответственных специалистов) проработку данного вопроса по следующим направлениям:
Для каждого из перечисленных направлений предусмотрена подробная детализация мероприятий с назначением ответственных лиц. Такая масштабная подготовительная работа при введении каких-либо изменений позволяет предусмотреть и минимизировать возможные сложности/проблемы на этапе реализации, а также обеспечить целостность СМК (уверенность в том, что изменение учтено на всех этапах и доведено до сведения всех заинтересованных сторон).
Такой подход к работе и является тем самым риск-ориентированным мышлением, составляющим основу Системы менеджмента качества – системы, направленной на предупреждение появления возможных проблем.
Если говорить о предупреждении проблем, то нам этого удается достичь несколькими путями:
Подробнее два этих инструмента, позволяющих поддерживать и развивать Систему менеджмента качества, мы рассмотрим в следующих статьях. А в заключение этой хочется сказать, что у системы нет и не может быть «центра», который единолично ее регулирует и отвечает за полученный результат.
За систему, ее работоспособность и развитие отвечает каждый сотрудник на своем рабочем месте: для этого просто необходимо задать себе два вопроса: «Что я могу улучшить в своей работе?», «Не ухудшит ли это изменение уже существующий процесс?».